17:41 Графика это | |
ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho-пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 - начале 20 вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики.
Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В. А. Фаворского "воздух белого листа". Пространственные ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (напр., в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом, связанное с плоскостью листа графическое изображение, носит в известной мере плоскостной характер. Не обладая такой полнотой возможности, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности.
Графике могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Емкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произвольной живописи, скульптуры и архитектуры (рис. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии В. И. Баженова, А. А. Иванова А. Серова в России. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега во Франции и мн. др.). Способность графики к резкому заострению образа обусловила развитие графической сатиры гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции рис. Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.).
Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и "бархатистость" офорта, создающего богатые пространства и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в графике неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произвольной графикой - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями графики являются ее способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих экземплярах, последовательность раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рисунков французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулесевича, графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, Д. А. Шмаринова и др.).
| |
Просмотров: 1093 | |
Всего комментариев: 0 | |