Недостаточно посетить вернисаж и приобрести пару-тройку прекрасных художественных образов, подходящих вам по цветовой гамме, стилю и размеру. Любая картина требует еще и достойного обрамления. Леонардо да Винчи, к примеру, считал, что «рама создает специальный ореол вокруг картины, она не должна просто обрамлять – она должна быть с ней единым целым». Искусство оформления картин ставит перед мастером две основные задачи. Во-первых, рама должна подчеркнуть неповторимость и индивидуальность произведения, а во-вторых – стать полноценным элементом декора, объединяющим изображение и тот интерьер, в котором оно будет размещено.
Начнем с того, что способов обрамления картин может быть, как минимум три: багет, стекло и паспарту. Каждый из них выбирается в зависимости от того, в какой технике выполнено художественное произведение, а также каковы его размеры, колорит, тема и возраст.
Например, антикварные полотна требуют к себе особого внимания. Чтобы правильно выбрать раму для оформления таких работ, необходимо хорошо знать историю живописи. Так что, в этом случае лучше всего обратиться за помощью к специалистам багетной мастерской или музейным реставраторам.
Что же касается произведений современной живописи, то здесь можно смело проявить свою фантазию. Лучшим оформлением для такого полотна будет багет. Багет может быть выполнен из древесины, металла, и пластика, а также различаться по стилям и цветам. В зависимости от формы картины, рама, собранная из багета, может быть прямоугольной, круглой, овальной, шести- или восьмиугольной.
Традиционно живопись не принято убирать под стекло. Высохший слой краски имеет богатую, насыщенную фактуру, а стекло может «смазать» всю прелесть живой поверхности картины.
Кроме стекла и багета рисунки на бумаге часто требуют дополнительного обрамления в виде паспарту. Паспарту – это лист плотного картона с вырезом посредине. Паспарту выполняет не только декоративные, но и защитные функции. Оно подчеркивает и оттеняет изображение, придает ему эмоциональную глубину и визуально отделяет от багета. Защитная функция заключается в том, чтобы не позволить рисунку прижаться к стеклу, особенно когда тесный контакт может повредить изображение. Нижнее поле паспарту всегда делается более глубоким, чем верхнее, в противном случае вся конструкция потеряет объем. Паспарту может быть самых разных цветов. Но при этом необходимо знать, что полупрозрачной материи акварелей подходят только светлые, лучше всего белые паспарту и сдержанные, не затмевающие их неброскую красоту рамки. А рисунки углем и тушью лучше всего смотрятся в строгом, темном обрамлении без украшений. Кроме того, на сегодняшний день одной из самых модных тенденций в области изготовления паспарту являются его широкие поля.
Нельзя так же оставит без внимания и материал, из которого изготовлено обрамление картины. Примером завидной неприхотливости, а также долговечности и прочности, может быть алюминиевая рама. Хотя дизайн такого багета не отличается разнообразием, выбор цветов обычно огромен. Но сами мастера живописи считают алюминий скорее офисным материалом, который более подходит для обрамления документов, дипломов, строгой графики, фотографий. Алюминий в доме, по их суровому мнению, годится только для интерьеров в стиле high tech или минимализм.
Пластмасса – материал недорогой и универсальный. Разнообразие орнаментов и размеров пластикового багета не ограничено. Кроме того, рамы из пластика легче деревянных, а внешне выглядеть могут не хуже. Но с точки зрения профессионалов, основной недостаток этого материала – искусственная природа и неспособность служить достойным обрамлением для настоящих произведений искусства. Однако рамы из пластика идеально подходят для влажных помещений.
Наиболее дорогим и весьма капризным материалом является дерево. Оно боится чрезмерной влаги или сухости и чувствительно к перепадам температуры.