Главная » 2008 » Май » 14 » Заметки о паспарту К вопросу об оформлении фоторабот
18:42
Заметки о паспарту К вопросу об оформлении фоторабот
Заметки о паспарту К вопросу об оформлении фоторабот
автор: Игорь Ефремов
сайт автора: HobbyMaker's



Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.
Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту — это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту — это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.
О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет в своей статье на сайте ArtCafe: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.
Рис. 1


Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.
Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.
Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).

Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.
Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», - пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).



Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.
Несколько заключительных рекомендаций

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC).

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.
Выводы

Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

- законы восприятия;
- свойства самого произведения;
- особенности интерьера, в который будет помещено изображение.

* * *

Дать исчерпывающее описание вопроса в рамках небольшой публикации попросту невозможно. Существует великое множество других аспектов, касающихся оформления работ, а также проектирования и изготовления рамок и паспарту. Для получения дополнительной информации читателю следует обращаться к другим источникам.


Идея написания этой статьи родилась в интернет-форумах Penta-клуба. Автор выражает благодарность всем его членам, принявшим участие в обсуждении рассматриваемой проблемы.

Отдельное спасибо Артуру Ионаускасу за любезно предоставленные формулы, позволяющие разместить изображение в раме оптимальным образом, а также Игнату aka LetterEater за конструктивные замечания, касающиеся текста.


Основы флористики. Изготовление декоративной рамки-паспарту для флористического коллажа

На протяжении всей своей педагогической деятельности я стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные приёмы декоративно – прикладного творчества. Для этого создаю на уроке атмосферу творчества и свободу самовыражения. Учу детей самостоятельно изготовлять и художественно оформлять различные изделия для украшения интерьера, использовать для создания их работ самые разнообразные материалы. Развиваю художественный вкус, воспитываю уважение к труду.

Модуль программы:
•Основы флористики.
•Изготовление декоративной рамки-паспарту.
•Изготовление флористического коллажа.

Тема урока: Флористика. Флористический коллаж. Изготовление декоративной рамки-паспарту.

Цель урока:
дать понятие о флористике и флористическом коллаже.
познакомить с основными приёмами изготовления декоративной рамки-паспарту.
развить эстетический вкус и творческие способности учащихся при оформлении работы.
воспитать интерес к нетрадиционным видам декоротивно-прикладного творчества.
изготовить декоративную рамку-паспарту.

Метод проведения: Объяснения с элементами показа приёмов работы, правила техники безопасности, работа с инструкционными картами.

Оснащение урока:
выставка готовых работ;
образцы материалов и инструментов;
инструкционные карты;
раздаточный материал.
Для лабораторно-практической работы:
клей ПВА;
ножницы;
кисти;
краска (акриловая водорастворимая или специальная, выявляющая структуру древесины);
плотная тонированная бумага или картон;
для фона можно использовать и другие материалы, например, бархатную бумагу, рогожку и т.д.

План урока
Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач (2 мин.).
Теоретический раздел: объяснение нового материала (15 мин.)
Практический раздел: работа учащихся.
1. Организационная часть урока

Приветствие учащихся, проверка явки, и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
2. Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся

Примерные вопросы беседы:
Нравятся ли Вам работы, представленные на этой мини-выставке?
Есть ли в ваших домах такие работы?
Если есть, то кто выполнял эти работы?
С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
Как Вы думаете, актуальны ли эти работы в наши дни?
Хотите Вы сделать такие же работы для своих друзей и близких?
Украсят ли такие работы Ваш дом?
3. Изучение нового материала

Лекция учителя

Флора – (от лат. flora – богиня цветов и весны) означает совокупность видов растений населяющих какую-либо территорию.

Как часто, гуляя по осенним улицам, мы любуемся великолепием красок золотой осени и жалеем, что не можем запечатлеть это очарование на холсте, сохранить осеннюю сочность красок до глубокой зимы.

Но немного фантазии и желания, и природа – великий художник – сама принесет в ваш дом дыхание солнечного дня, теплый осенний колорит.

Золотисто-бронзовые тона, разнообразие форм осенней листвы – это мастерство самой природы. Для работы не потребуется больших затрат, зато созданные вами панно из одного или нескольких листьев, – а может быть, и целая композиция, – достойно украсят любую из комнат вашего дома. Такая композиция долговечна. Она не вянет, как букет из живых цветов. В ней надолго сохранятся сочность красок и дыхание живой природы.

Флорист без заготовленных материалов – что художник без красок.

Первое, что необходимо сделать, – это собрать понравившиеся вам листочки или другие растения и подготовить их.

Растения необходимо прогладить через бумагу горячим утюгом или положить на несколько дней под пресс на плоскую поверхность, предварительно покрыв слоем газетной бумаги.

Создание художественной аппликации (коллажа) из цветов и листьев – искусство импровизационное. Эскиз вам не потребуется, поскольку решения приходят в процессе подбора палитры и создания композиции. Однако последовательность действий придется соблюдать.

В цветочном натюрморте важно создать нужный фон. Для этой цели подойдут листья малины или серебристого тополя, уложенные изнаночной стороной наружу, крапивы, мать-и-мачехи, бадана, американского клена, корнуса (кустарника, листья которого осенью становятся багровыми) и др.

Для букета можно взять листья папоротника, чернобыльника, цветы вереска, черемухи, белого и желтого донника, синего дельфиниума, нераспустившиеся бутоны цветов яблони, лютики, анютины глазки.

Для букета можно взять листья папоротника, чернобыльника, цветы вереска, черемухи, белого и желтого донника, синего дельфиниума, нераспустившиеся бутоны цветов яблони, лютики, анютины глазки.

Флористические коллажи в современных интерьерах

Вы не художник, но написать картину – ваша голубая мечта. С помощью оригинальной методики, вы сможете создать пусть не картину, но коллаж, неповторимость которого обеспечит особая техника исполнения.

Коллаж (в переводе с французского – "приклеивать") возник в далекие времена, когда женщины закладывали между листами книг цветы, а затем засушенными приклеивали их на письма своим любимым. Современный коллаж предполагает большое количество разнообразных техник.

Коллажи хорошо вписываются в интерьеры современных квартир, офисов и т.д. Создавая определённое "цветовое пятно", они также несут в себе большой положительный заряд, поскольку сделаны вручную, почти всегда в единственном экземпляре. С приобретением коллажа появляется возможность иметь у себя дома частичку природы, чудесно интерпретированную автором. Для композиции можно использовать всего один живописный листочек, веточку или множество различных по форме и цвету растений. Разместите их, сначала не приклеивая, на фоне, который вы выбрали для панно. Лучше, если он будет контрастным, тогда ярче проявятся красивая форма и линии растения.

Теперь надо аккуратно наклеить листочки и поместить работу в рамку – паспарту.

Паспарту


Паспарту – это лист плотного картона с вырезом посредине, служащий дополнительным обрамляющим элементом графического листа. Паспарту выполняет не только декоративные, но и защитные функции: оно подчеркивает и оттеняет изображение, придает ему эмоциональную глубину.

Рамки – паспарту могут быть любого размера, формы и цвета. Даже самая простая из них подойдет для оформления готового панно.

Многолетняя практика позволила дизайнерам выявить такой оптический эффект. Нижнее поле паспарту всегда делается более глубоким, чем верхнее, в противном случае вся конструкция будет смотреться на стене не объемно, а плоскостно.

Главный принцип: паспарту нужно подбирать к картине, а не к интерьеру или к цвету стен.

Паспарту может быть самых разных цветов. Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине и могут, в зависимости от оттенка, выделить теплые или, наоборот, холодные тона в ее гамме.

При выборе паспарту следует учитывать, что они должны сочетаться с цветовой гаммой коллажа. Лучше, если в работе будет не более 4-х цветов.

Можно поступить иначе и создать сначала коллаж, а потом по итогам того, что получилось, подобрать цвет рамы и паспарту.
4. Практическая работа: Изготовление декоративной рамки-паспарту. Инструкционная карта

Вырезать из картона четыре детали: (Рис.1)
15 х 20 см – (основа рамки).
10,5 х 14,5 см – (основа паспарту) – тонированный картон или бархатная бумага.
10,5 х 14,5 см – (задняя сторона рамки).
20 х 3 см – (подставка рамки).


Рис. 1

На изнаночной стороне большого прямоугольника нарисовать рамку, отступив сверху и по бокам – 2,5 см, а снизу – 3,5 см. (Рис. 2)

Начертить диагонали внутреннего прямоугольника и аккуратно разрезать их. (Рис. 3)


Рис. 2. Рис. 3.

4. Отогнуть разрезы (треугольники) по линиям внутреннего прямоугольника на изнаночную сторону. (Рис. 4)

5. На отогнутых треугольниках начертить линии, отступив от линий сгибов 7–10 мм и сделать перегибы в противоположную сторону от первых сгибов. (Рис. 5)


Рис. 4. Рис.5.

Подклеить основу паспарту с лицевой стороны рамки к отогнутым треугольникам, тонированной стороной кверху. Второй прямоугольник подклеить к обратной стороне рамки. (Рис. 6)

7. Сделать подставку к рамке. (Рис. 7)



Рис. 6. Рис. 7.

Учитель: Приступайте к работе, ребята. Не забудьте про соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами.
5. Текущий инструктаж и выполнение практической работы
Обход рабочих мест учащихся.
Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами.
Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.
Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.
Контроль за работой, выполняемой учащимися.
6. Вопросы для закрепления нового материала
Что такое флористика?
Когда собирают растения, и какие?
Как подготовить растения для работы и сохранить их?
Что такое флористический коллаж?
Что такое паспарту?
Виды паспарту.
Почему нижняя часть паспарту должна быть шире других сторон?
Какую бумагу используют для паспарту?
Последовательность изготовления паспарту.
7. Заключительная часть урока
Подведение итогов урока.
Анализ допущенных уроков.
Демонстрация лучших работ.
;
Выставление оценок.
Домашнее задание.








Просмотров: 1638 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]