Главная » 2008 » Апрель » 9 » Что может быть общего между макаронами, поэзией и скульптурой?
23:30
Что может быть общего между макаронами, поэзией и скульптурой?

Что может быть общего между макаронами, поэзией и скульптурой?

«Ничего», - ответят те, кто не знаком с творчеством члена Союза Журналистов и члена Союза Художников Леонидом Тишковым. Иначе прозвучит ответ, пришедших на выставку работ мастера, посвященную Велимиру Хлебникову.
Перенесение образов из одного жанра в другой – одна из главных черт Л. А. Тишкова.
Проходящая в эти дни экспозиция в «Крокин Галерее» называется ЛАДОМИР. ОБЪЕКТЫ УТОПИЙ и представляет собой пространственную композицию, составленную из объектов, сделанных из макарон.
    
Настоящая галерея – это наш мир, преобразованный в новый идеальный блистающий мир – ЛАДОМИР - утопическое пространство, созданное воображением поэта из самых простых вещей, но без которых немыслимо бытие человека, то есть, из того, что мы видим, осязаем и кушаем каждый день, - макарон и хлеба.
При входе в помещение, где проходит выставка, посетителям бросается в глаза некое «сооружение» из макарон, возвышающееся на фоне проецируемых на стене крыш домов и неба.
Направляясь к этой экспозиции, посетители видят прикрепленную к стенам кальку, на которой карандашом изображены экспонаты. Не смтря на кажущуюся хаотичность линий, проекты выполнены с необыкновенной скорпулезностью. Каждая черточка, ставшая в последствии элементом макаронной конструкции, выведена довольно-таки аккуратно. «Чертежи» расположены по центру кальки, и их неким обрамлением служат записи художника. Апеллируя к творчеству В. Хлебникова, Тишков приводит строчки из произведения поэта, послужившие толчком к созданию той или иной композиции.
Если у изумленного любителя искусства возникают какие-либо вопросы, то на них с готовностью отвечают, как устроители экспозиции, так и сам Леонид Тишков. Обстановка, царящая в помещении выставки, носит домашний характер. Связано это не столько с предметом выставки - макаронами и хлебом, ассоциирующимися  у каждого с его домом, сколько с готовностью автора вступить в диалог с любым посетителем. После нескольких минут общения с художником возникает ощущение, что знакомство с ним произошло не только что, а много лет назад.
По просьбе мальчика лет десяти, Тишков подходит к весящему на нити макаронному солнцу и объясняет ему, что данный экспонат он назвал «Ионное солнце», который посвятил Чижевскому. Мальчик кивает, но, судя по выражению его лица, о Чижевском слышит впервые. 
«Чижевский изобрел лампу», - говорит юному посетителю Леонид Тишков, - при помощи которой ионизируется воздух, то есть дышать тебе становится легче». Мальчик благодарит художника за «науку» и с еще большим интересом разглядывает  макаронное солнце.
   
По обе стороны от «светила» расположены экспозиции, представляющие собой архитектурные сооружения из макарон, которые окружают маленькие человечки, сделанные из хлеба. Одни из них «пытаются» залезть на макаронную лестницу, другие находятся на «земле», простирая руки к «небу».
«Поэт Хлебников, - говорит Тишков, - вывел формулу, согласно которой должно быть 317 председателей Земного Шара, и он был первым из них – проповедником общности всего мира. Мои человечки – это те самые председатели, вернее, прообразы председателей Земного Шара, о которых говорил В. Хлебников. Я бы еще назвал их «душами». Они – это «Хлебниковы». Их 317, и сделаны они хлеба, что само по себе метафорично».
Посетители выставки с интересом разглядывают «радиобашню». Эту композицию Тишков посвятил изобретателю радио Попову. Хлебные человечки окружают «башню», некоторые на нее «залезают».
«Как вы скрепляете между собой макароны, и за счет чего держатся человечки на «сооружениях»? – задает вопрос Леониду Тишкову пожилая женщина.
«В своей работе я использую клей «МОМЕНТ», - отвечает художник, - но все экспонаты хрупкие. Если случайно задеть инстоляцию, то она рассыплется, но в этом и заключено поэтическое зерно. Это и есть главная идея, идея хрупкости воздушных замков».
Все экспонаты выставки кому-либо посвящены.  Будетлянин (Велемир Хлебников называл себя и своих друзей будетлянами.  Будетляне - это люди, которые будут) из спагетти посвящается Маринетти - основоположнику футуризма;  памятники трем интернационалам – Татлину (русскому художнику, одному из самых авторитетных лидеров русского авангарда); ионное солнце – Чижевскому;  труба для путешествия в космос и человек-шар – Циолковскому;  радиобашня – Попову; аэропланы - Можайскому...
По словам Тишкова,  «Ладомир» не существовал, он действительно создан в воображении, а все воображение эфемерно и недолговечно. Оно существует в наших снах. У Велимира Хлебникова есть строчки, в которых он говорит о том, что ему «немного надо – ломоть хлеба и каплю молока. А солью будут это небо и эти облака». То есть он сам говорил о хлебе, о соли. У меня есть инсталляции, которые созданы из соли. Сейчас же я обратился к макаронам. Но здесь очень важно то, что я рассказываю о футуризме, а футуризм зародился в Италии. И макароны пришли к нам из Италии».

Три комнаты, в которых расположены экспонаты, не пустуют. Многочисленные посетители обсуждают в пол голоса ту или иную композицию художника.
«Да Вы сами можете это сделать», - говорит один из устроителей выставки даме, пришедшей в восторг от увиденного…
«Бабушка, а этих человечков есть можно?», - спрашивает седую женщину ее  внучка…
«Так хочется потрогать, но боюсь сломать», - обращается к своему спутнику девушка…
Среди посетителей выставки съемочная группа телеканала ТНТ. Девушка, представляющая телеканал, спрашивает у художника, не хочет ли он поставить свое творчество на коммерческую основу и предложить итальянским производителям макарон заключить договор. Итальянцы поставляют Тишкову макароны, а он, в свою очередь, рекламирует их продукцию. На это художник отвечает следующее: «Я никогда об этом не думал и не буду думать. Я не пытаюсь заработать на своем творчестве. Как вы убедились – вход на выставку бесплатный».
Ваш покорный слуга  так же задал несколько вопросов Леониду Тишкову,  один из которых звучал так:
А. К.:  «Как Вам пришла мысль использовать в творчестве макароны?»
Тишков: «Мне часто задают этот вопрос. Всё случилось спонтанно. Из кухонного шкафа выпала на стол пачка спагетти. Я сразу обратил внимание на необычную воздушную структуру. Я уделил много времени изучению макарон и был поражен единством их стандартов. Неожиданно я «пришел» к Хлебникову.
А. К.: «Так почему же, все-таки «Ладомир» и Хлебников?»
Тишков: Про «Ладомир» Хлебников говорил, что «там существует полная гармония, там существуют совершенно разные люди, разного цвета кожи, устремлений, верований, но они все приходят, соединяются и создают новый блистающий мир». Хлебников говорил об идеальном, и, поэтому, он является для меня примером, ведь, по-моему, задача художника – идеальное возвести в абсолютное.

А. К.: «Считаете ли Вы себя первооткрывателем в этом виде искусства?»
Тишков: «Я уверен в том, что кто-то когда-то это уже делал. Макароны были придуманы довольно-таки давно.  Мы не задаемся вопросом «кто первым стал использовать в живописи масло?» или «кому принадлежит идея делать из мрамора скульптуры?» Художник только придает форму тому, что доступно каждому. Наверно в этом и состоит искусство».
С Леонидом Тишковым можно поспорить, а можно и согласиться. И дело не в том, что означает слово «искусство» для каждого цивилизованного человека. Для одних искусство – это поглощение макарон при изоляции от мира, для других  -  создание мира с помощью тех же макарон. И если последнее способствует положительным эмоциям не меньше, чем первое, то с художником Тишковым можно согласиться.

Творчество московского художника Леонида Тишкова по своей природе не поддается категоризации. Представляя его публике, мы не можем отнести его к той или иной художественной школе или стилю. Лучше составить список его работ. Хотя Тишков получил медицинское образование, сейчас это преуспевающий живописец, книгоиздатель, иллюстратор, график, карикатурист, поэт, драматург, скульптор, композитор и организатор выставок.
Чтобы извлечь суть его творчества из этого ослепительного разнообразия, надо обратить внимание на повторяющиеся у него группы образов. Одна из главных его черт - это. Живописные сюжеты разрабатываются затем в книгах и беседах, акварельные образы преобразуются в трехмерные скульптуры. В итоге его работа изобилует внутренними ссылками, поскольку все его идеи глубоко взаимосвязаны.

Посвящяется Велемиру Хлебникову
Это шествуют творяне,
Заменивши д на т,
Ладомира соборяне
С Трудомиром на шесте.

Леонид Тишков сказал, что спагетти – это тонкие и воздушные конструктивные элементы. Они дают широкие возможности для пространственного воплощения. К тому же это очень поэтичный материал. А художественный проект «Ладомир» больше соотносится с поэзией, чем с визуальным искусством.

Врач и художник Тишков всегда тонко чувствовал связь фантазии с физиологией, понимал, как бытие и питание определяют сознание. Используя разной формы макаронные изделия и созвучный фамилии главного русского будетлянина и Председателя земного шара Хлебникова материал, который всему голова, он одарил сразу всех. Небольшими башнями III Интернационала - Владимира Татлина, архитектонами - Казимира Малевича, проунами - Эля Лисицкого. Циолковскому построил трубу для путешествий в космос, Можайскому - аэроплан, радиобашню - Попову, достались хлебобулочные изделия и зарубежным гениям. Пусть не совсем они вписываются в национально ориентированный футуризм, давший название выставке, но макароны объединяют всех теперь не хуже, чем сто лет назад - воздух эпохи.
Художники должны заниматься поэзией», – считает Леонид Тишков. Сам он давно увлечен стихами Велимира Хлебникова и особенно его поэмой «Ладомир», которая вдохновила Тишкова на создание объектов-утопий. Материалы для выражения своих образов художник использует вполне земные: хлеб, макароны, соль. О расстоянии от съедобного до возвышенного рассказывают «Новости культуры».

Леонид Тишков сам в душе поэт. В конструктивизме он видит, прежде всего, его эстетическую сторону. В 1920-е годы этим направлением увлекались русские философы и художники. Велимир Хлебников не остался в стороне от модных в то время веяний. В поэме «Ладомир» он создал идеальный, утопический мир, без государств и границ, в котором людьми правит любовь и согласие. Художник показывает хрупкость и беззащитность этого мира. Он строит солнце, ажурные башни, которые может разрушить порыв ветра.

«Утопический мир, он такой хрупкий, сновидческий, из архитектурных фантазий и снов. Они странно растворяются в воздухе, – то есть, это небесные создания», – утверждает Тишков. Сам художник верит в утопии и считает поэзию Хлебникова актуальной. «Придет человек, может, почитает книгу, посмотрит на эти тончайшие структуры. Он удивится их хрупкости, удивится бессмысленности этого всего. Значит, мы можем это делать просто ради поэтического жеста», – продолжает он.

Леонид Тишков создает героев поэмы «Ладомир» из хлеба. Это 317 фигур председателей земного шара. Все они, по сравнению с человеком, уменьшены в сто раз и могут летать. «Сопротивления воздуха будет достаточно, чтобы его держать на лету, и вот этот летатель, бутетлянин, по словам Велимира Хлебникова», – показывает Тишков. Впрочем, на небо можно будет попасть и по лестницам. На выставке их вполне достаточно. Леонид Тишков приглашает всех зрителей в свой «Ладомир», где они смогут построить свою башню. Ведь макароны не самый дорогостоящий материал. Однако лучше всего, считает художник, построить башню внутри себя и, таким образом, обрести гармонию со всем миром.
 

Леонид Тишков, известный художник, широкой публике знакомый прежде всего как карикатурист и книжный иллюстратор, отец даблоидов, стомаков и чурок, выстроил в Крокин-галерее ретроутопическую инсталляцию под названием "Ладомир". Она посвящена, разумеется, Велимиру Хлебникову и отсылает зрителя к плодотворной и оптимистичной эпохе 20-х годов, когда человечество еще продолжало думать, что с развитием техники и завоеванием новых пространств на Земле наступит всеобщее счастье. За осуществление этого счастья в мире, созданном Леонидом Тишковым по мотивам Хлебникова, призваны отвечать Председатели Земного шара – сам вышеуказанный поэт-будетлянин и его коллеги, общим числом 317 человек. Их фигурки, слепленные из хлеба, расставлены среди футуристических объектов, сделанных из макарон.

Изящные спицы спагетти оказались прекрасным строительным материалом для памятников всем трем Интернационалам, посвященных Татлину, трубы для путешествия в космос, посвященной Циолковскому, радиобашни, посвященной Попову, и проунов и архитектонов имени Малевича и Лисицкого. Тишков не был бы Тишковым, если бы юмор, которым щедро приправлена инсталляция, не обладал мрачной окраской. Его блистающий "Ладомир" трагически хрупок, а Председатели Земного шара съедобны, они так и просят, чтобы им откусили головы.

Статья Алексея Котельникова для smirnova.net

Просмотров: 1440 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]