Главная » 2008 » Март » 20 » Реставрация дома Пашкова
16:49
Реставрация дома Пашкова
Реставрация дома Пашкова

    

По материалам беседы с Аллой Анатольевной Шимановой, руководителем архитектурно-проектной мастерской № 2 Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ).

1 октября 2007 года, эпопея, связанная с реставрацией дома Пашкова, растянувшаяся почти на четверть века, наконец, благополучно завершилась. Российская государственная библиотека торжественно получила ключи от усадьбы, включающей, помимо главного дома, множество служебных помещений. Отделы рукописей, нот, картографии переезжают в специально оборудованные хранилища и читальные залы. Период переезда и освоения нового пространства еще только начался, а в центральном зале главного дома уже прошла предаукционная выставка Christie’s, готовится выставка, посвященная вручению премии «Большая книга».

    

Историческая справка
Дом Пашкова, венчающий Ваганьковский холм, был построен в 1784–1786 годах для сына денщика Петра I, отставного капитан-поручика Семеновского полка, Петра Егоровича Пашкова. В архивах сохранились документы, позволяющие очень точно назвать всех владельцев дома, начиная с заказчика, но нет ни одного документа, где бы указывалось имя архитектора. Принято считать, что построил особняк Василий Баженов, попавший в немилость к императрице Екатерине II из-за непонравившегося ей проекта перестройки Кремля. Конфликтом между императрицей и архитектором объясняют и «анонимность» проекта, и необычное расположение особняка, «отвернувшегося» от Кремля – главный вход в усадьбу расположен не с Моховой улицы, а с обратной стороны, со Староваганьковского переулка.

Фасады здания сохранили облик XVIII века, а бельведер – надстройка XIX века. Первоначальный, деревянный бельведер, украшенный фигурой сидящей Минервы сгорел при пожаре 1812 года, тогда же выгорели все интерьеры. После пожара дом восстанавливали постепенно. Только к 1830-м годам построили новый бельведер, отличавшийся от старого тем, что колонны, отстоящие от стен, заменили плоскими колоннами, пилястрами, и не стали восстанавливать статую Минервы (времена Екатерининского правления уже прошли, а уподобление императрицы Минерве – непобедимой воительнице, богине мудрости, ремесел, знаний – был способом поднять на олимпийскую высоту носителя высшей власти). Современный бельведер дома Пашкова – больше декоративный.

   

Пашковы продали дом в казну очень быстро. В 1839 году в его здании начал работать Дворянский университет, с 1852 года – 4-я московская мужская гимназия, а 3 мая 1861 года указом императора Александра II дом Пашкова был преобразован в первый публичный музей Москвы – сюда переехали коллекции Румянцевского музея из Санкт-Петербурга, включавшие уникальные собрания рукописей и старопечатных книг, нумизматическая и этнографическая коллекции. По царскому указу к ним присоединили двести одну картину и двадцать тысяч сто семьдесят гравюр из Эрмитажа, а также приобретенную Александром II у наследников Александра Иванова знаменитую картину «Явление Христа народу». К 1962 году Пашков дом был реконструирован архитекторами Н.В. Дмитриевым и К.К. Рахау, а в 1913–1914 гг. архитектор Л.Н. Шевяков построил новую картинную галерею с Ивановским залом (специально для огромной картины «Явление Христа народу», размером более 5 на 7метров), перестроил главный зал дома Пашкова, сделав его двусветным (в 1915 году здесь открылся читальный зал на 300 мест), появилась новая лестница. Эта значительная переделка, а также постройка нового здания документированы. В советское время, когда строили 9-ярусное книгохранилище, от Ивановского зала «отрезали» одну четверть площадей. Внутри и по сей день сохранились пробковые полы, галереи – это довольно интересное сооружение с верхним светом, которое можно использовать как выставочный зал, но библиотека заняла его своими техническими службами.

   

В 1921 году Наркомпрос принял решение о превращении Пашкова дома с пристройками в Российскую государственную библиотеку. В 1925 году Румянцевский музей прекратил свое существование, художественные коллекции были размещены по разным музеям страны, а в самом здании Пашкова дома начала свое существование Государственная библиотека им. Ленина, крупнейшая в стране и одна из самых богатых в мире.

Перед самой войной, когда для библиотеки им. Ленина архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх построили новое главное здание на углу Моховой и Воздвиженки, в доме Пашкова остались только фонды отдела рукописей.

   

В 1930-е годы Моховая улица была сильно расширена, снесен рад построек, в том числе ограда дома Пашкова, за которой в XVIII веке размещались фонтан и пруд. В 1937 году к особняку со стороны Моховой улицы была пристроена монументальная лестница. Она не функциональна, более того – лестницу каждые несколько лет перебирают, потому что ступеньки расползаются – в этом районе Москвы почвы очень подвижны.

Реставрация Дома Пашкова
Дом Пашкова находился в ведении Центральных научно-реставрационных проектных мастерских еще с 1950-х годов. В 1986 году поступил заказ на срочное создание полной проектной документации на реставрационные работы. Дело в том, что из-за строительства станции метро «Боровицкая», открытой в 1987 году, по зданию пошли трещины. Метрострой в 1986–87 годах все укрепил, трещины устранил, тем не менее заказ на обмерные, исследовательские работы для создания комплексного проекта реставрации остался. Всего за полгода нужно было представить полную документацию. Авторский коллектив насчитывал 40 человек. Шесть зданий разделили между разными архитекторами, проектная документация составила 36 томов, на каждое здание приходилось по 6 томов. Кроме этого, уже другая организация, Моспроект 2, должен был сделать проект реконструкции зданий под Музей книги. Проект сделали, все согласовали, в 1989 году даже начали производиться работы. В центральном корпусе Пашкова дома ничего не меняли – там предполагалось провести полную реставрацию, а в боковых флигелях заменили деревянные перекрытия. В течение трех лет работа на стройке кипела, потом деньги кончились – и все замерло на несколько лет. В 1989–1995 годах работы возобновились. Но за это время успели лишь покрасить фасады. Потом деньги кончились снова, и уже надолго. Восемь лет здание не отапливалось, сильно обветшало, рушились фасады, погибали интерьеры.

    

Ситуация изменилась с приходом нового директора «Ленинки». В 1998 году им стал Виктор Васильевич Федоров. К 2003 году сложилась деятельная команда, которая добилась финансирование ремонтных работ. В течение четырех лет заново были сделаны все проекты и проведены все запланированные работы. От идеи приспособления Пашкова дома под Музей книги отказались. Все инженерные работы – вентиляцию, электрику, водоснабжение – делали в первую очередь. А потом уже пошли реставрационные и отделочные работы. В четыре года уложилось все.

Задачей реставраторов было сохранить то, что есть. От баженовского периода в доме остались фасады, они не были ничем искажены, исчез только герб Пашкова. Статуи на здании – белокаменные подлинные статуи XVIII века. А вот интерьеры на протяжении веков неоднократно переделывались, как только менялось использование здания, поэтому от баженовских времен остался один Овальный зал в подвале (раньше там был гардероб). В ходе реставрационных работ над этим помещением были найдены следы такого же Овального зала.

Интерьеры здания восстанавливались на тот момент, когда в здании разместились музей и библиотека (60-е годы ХIХ века). Полы восстановили подлинные, которые нашли уже под всеми ремонтными слоями: паркет в темную и светлую шашку. Сохранились и повешены сейчас на место все люстры, настенные бра – они еще в 1980-х были сложены в ящики, убраны в подвалы. По гравюрам XVIII века восстановлены вазы.

   

Центральный зал главного здания будет функционировать как культурно- выставочный комплекс. Раньше это был обычный читальный зал, многие москвичи старшего возраста его посещали, но по современным санитарным нормам читальный зал должен быть оборудован второй лестницей, а вписать ее в существующую архитектуру здания невозможно.

Основные изменения при реставрации коснулись технических помещений.Оборудовать их в самом здании не стали – около 30 процентов площадей на это ушло бы. Поэтому все технические помещения, в том числе вентиляционные камеры, разместили под землей, под дворами. Создание вентиляционной системы и системы кондиционирования старого здания – очень тяжелая часть работ. Воздух нужно довести до всех помещений, раздать, вывести обратно – для этого требуются большие громоздкие воздуховоды. В результате удалось сделать так, что эта система не очень заметна: воздуховоды пустили за антресолями, на которых раньше располагались книжные шкафы.

Библиотечные хранилища оборудованы в подвалах, пристройках, флигелях. Отдел картографии помещается в бывшей конюшне Пашкова дома, там есть свой читальный зал, хранилище. А в углу двора, во флигеле – хранилище нот. Там оборудованы зал для чтения нот и зал для музыкального прослушивания.

   

Неожиданные находки
Археологические, а затем и реставрационные работы начались на территории усадебного дома Пашкова не с главного здания, а с усадебной церкви – церкви Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., 14). Первую церковь около дома Пашкова построили в 1531 году, но в XVIII веке разобрали за ветхостью. Новый храм 1759 года во время войны с Наполеоном был разорен и закрыт, в 1842-м превращен в домовую церковь, а в 1861-м – в храм Румянцевского музея. С 1929 до 1993 года церковь была закрыта.

В середине 1980-х директор Библиотеки Ленина очень хотел найти легендарную библиотеку Ивана Грозного. Собственно говоря, библиотеку эту много веков собирали императоры Восточной Римской империи, в Россию ее привезла в качестве приданого византийская принцесса Софья Палеолог, вышедшая замуж за московского великого князя Ивана III. Но после смерти Ивана Грозного началось Смутное время, голод, мор, гражданская война – и все посвященные в тайну книгохранилища, где-то надежно спрятанного, погибли. Библиотеку Ивана Грозного искали до революции, ищут до сих пор. Производились раскопки в Кремле, старинных московских постройках, монастырях. Сейчас описано около 60 точек в Москве и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник с драгоценными книгами.

   

В 1980-х годах решили произвести раскопки в церкви Николая Чудотворца. Археологи обнаружили основание церкви XVI века, но никаких следов хранения древней библиотеки найдено не было. Еще обнаружили подземный ход со стороны конюшен Пашкова дома. Но он был уже разрушен, никуда не вел, его вскоре засыпали. Зато с противоположной стороны въездных ворот в начале 1990-х был обнаружен колодец. На этом месте стояло железное многоярусное хранилище. Его разобрали и обнаружили под полом чудо: на вид – античный, как в степях Причерноморья, из тесаного белого камня колодец диаметром 5,5 метра. Он находится ниже уровня земли на 6 метров. Колодец сейчас тоже отреставрирован, сделаны конструкции, его подпирающие и одновременно служащие лесенками. Что это за колодец – ни упоминаний, ни документов нигде нет: может – подземный ход, может – воду брали. До конца не докопали – наткнулись на метростроевские крепежи.



Ваганьковский холм – одно из самых древних мест Москвы – в недрах своих хранит немало тайн. А еще он удивителен тем, что с него открывается необыкновенной красоты вид на Кремль. В августе 2007, когда отмечался день строителя, все рабочие, занятые на реставрации, фотографировались с балкона Пашкова дома на фоне панорамы исторического центра Москвы.

Анастасия Морозова

Журнал «Русское искусство»


Просмотров: 1594 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]