Главная » 2008 » Март » 20 » Чак Клоуз: семь портретов
16:41
Чак Клоуз: семь портретов
Чак Клоуз: семь портретов



29 февраля – 13 апреля
ГЭ, залы № 28 – 32 у Салтыковского подъезда, Зимний дворец

29 февраля 2008 года в Государственном Эрмитаже открывается вторая выставка в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» и первая в России выставка Чака Клоуза (р. 1940), одного из прославленных классиков американского искусства XX века. Его творчество зарождается на границе различных техник и видов искусства (фотографии, масляной живописи, дизайна гобеленов) и разворачивается в пространстве лишь одного художественного жанра – портрета. Взаимодействие видов и техник порождает художественную интригу, которая присутствует и в названии: на выставке «Чак Клоуз: семь портретов» экспонируется восемь произведений. Семь живописных работ зрителю «представляет» шпалера (выполненный на станке Жаккарда гиперреалистичный автопортрет художника).

Работы Клоуза – это не совсем картины и не совсем фотографии. Достигнув фотореалистичности лиц на холстах еще в 1970-х годов, Чак Клоуз начал экспериментировать с другими способами передачи реальности. В 1980-х годах он складывал лица из точек, цветных и черно-белых пятен, в 1990-х – из разноцветных кругов.

В процессе работы Чак Клоуз максимально отдаляется от своей модели. В течение нескольких месяцев он пиксель за пикселем переносит однажды сделанную фотографию на холст, пользуясь той или иной техникой. Из массы лиц художник выбирает наиболее интересные в художественном отношении или известные ему досконально лица родных и знакомых. Клоуз работает сериями, создавая по шесть–восемь работ в каждой. После инсульта в 1988 году, сделавшего его инвалидом, художник пишет картины, привязав кисть к руке. На создание одной серии работ уходит около двух лет.

Эрмитаж представляет самую последнюю по времени портретную серию художника – работы 2005–2007 годов: лица членов семьи Клоуза – к этим образам он неоднократно обращался в своих более ранних работах, а также портрет Билла Клинтона, экс-президента США, друга семьи Клоуза.

Тема автопортрета – основная в творчестве Клоуза. Из года в год, на протяжении многих лет, он фотографирует свое лицо и пишет по фотографии большие холсты. Изменяется прическа, форма бороды, оправа очков, взгляд и возраст. Изменяется представление художника об окружающем мире и его отношение к жизни.

Вновь и вновь Чак Клоуз обращается к фотографиям лиц родных и близких: Лесли – жена Чака Клоуза; Нэт и Ширли – тесть и теща; Джорджия и Мэгги – дочери. Хорошо зная персонажи своих полотен, Чак Клоуз стремится к максимальному «отстранению», накладывая на знакомые фотографии все новые и новые геометрические решетки. Размывая, дематериализуя плоскость холста, решетка задает точку зрения на портрет, устанавливает для зрителя определенное расстояние, с которого квадраты решетки складываются в образ. Вместе с тем вибрирующее на грани исчезновения лицо зовет подойти к холсту вплотную и попытаться установить художественный прием, лежащий в основе работы. Однако приближение зрителя к холсту в попытках проникнуть в суть ремесла художника ведет к неизбежному превращению портрета в многоцветную абстракцию.

Портрет Билла Клинтона был написан для Национальной галереи, Вашингтон, по заказу Яна Камминга. Художник предварительно выполнил несколько цветных снимков, из которых экс-президент выбрал тот, с которого и было написано полотно. Стремясь увековечить друга и дважды президента США, Клоуз начал работу на том условии, что он вправе отказаться выставлять картину, если окончательный результат работы не будет удовлетворять его художественным требованиям. Условие было соблюдено, но полотно удалось и стало первым портретом американского президента в собрании Национальной галереи.

Выставка организована Государственным Эрмитажем при поддержке Клуба Британских Друзей Эрмитажа и при содействии «White Сube», Лондон.

Куратор выставки – Дмитрий Юрьевич Озерков, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, кандидат философских наук, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21».

Выставку сопровождает научный, иллюстрированный каталог, выпущенный Издательством «Фонтанка», Лондон, 2008, на русском и английском языках. Каталог предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей – Дмитрий Озерков, Ингрид Сиши, Дермид Костелло.

Журнал «Русское искусство»


Просмотров: 1358 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]