Главная » 2008 Февраль 24 » В память о походах, любви и охоте
01:11 В память о походах, любви и охоте | |
В память о походах, любви и охоте Авторы: Александр Кулинский 22 августа 2005 года в Санкт-Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, открылась выставка оружия из частных собраний дореволюционной России. Впервые идея выставки оружия из частных собраний дореволюционной России возникла весной 2004 года, когда Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи получил предложение участвовать в XVII Московском Антикварном салоне в рамках некоммерческого проекта. Салон проходил в конце октября, и на нем было представлено 50 предметов, ретроспективно иллюстрирующих весьма актуальную ныне и даже болезненную тему частного коллекционирования оружия. В фондах музея хранятся тысячи оружейных памятников, находившихся до революции в частных собраниях. Большинство этих предметов поступило в музей в 1920–30-х годах из Государственного музейного фонда, органов милиции и НКВД в составе конфискованных в первые послереволюционные годы многочисленных частных оружейных коллекций. Безжалостно вырванные из контекста конкретной исторической эпохи, эти памятники, как и многие тысячи других, хранящихся в музеях и частных собраниях, в большинстве случаев утратили живую связь с именами владельцев. В процессе конфискации и последующего хранения на многочисленных складах (только в Петрограде в начале 1920-х годов таких складов было 33!) сопроводительные документы на оружие и другие памятники старины, естественно, утрачивались по разным причинам. Поэтому в настоящее время не представляется возможным выделить в нашей музейной коллекции какую-либо группу оружия как цельное собрание, принадлежавшее до революции какому-либо конкретному коллекционеру предметов старины. Хотя можно утверждать, что и такие собрания отложились в фондах музея и их открытие – дело будущего. С учетом этого и была сформулирована концепция выставки как некой модели дореволюционной частной оружейной коллекции, которая не собиралась целенаправленно, с узкоспециальными научными целями (такие коллекции были довольно редки), а являлась своего рода домашним музеем, напоминавшим о славном прошлом дворянской семьи. C самого начала было решено, что выставка не будет показом 50 роскошно украшенных памятников оружейного и декоративно-прикладного искусства, хотя собрать такую группу в наших оружейных фондах, насчитывающих более 53 000 единиц, и «сделать красиво» для нас не составило бы труда. Для экспонирования было отобрано оружие пусть и не самое яркое внешне, но «живое» – то оружие, с которым воевали, с которым охотились, с которым в случае необходимости выходили к барьеру. Мы даже не проводили мелкую реставрацию, не стали устранять небольшие отколы дерева или выпавшие элементы инкрустации. Оружие предстало перед зрителем таким, каким его видели владельцы больше века назад. Все это, похоже, было по достоинству оценено и организаторами Антикварного салона, и особенно многочисленными любителями старины. Выставка вызвала большой интерес и имела хорошую прессу. Здесь, кстати, будет уместным поблагодарить московскую Галерею антикварного оружия «Русские палаты», спонсировавшую не только наше участие в салоне, но и издание книги «Частные коллекции оружия в дореволюционной России», в которую вошел каталог выставки, а также исторический очерк коллекционирования оружия в императорской России и биографический словарь коллекционеров. Но тогда, осенью прошлого года, ознакомиться с нашими экспонатами могли только москвичи и гости столицы, причем только те, кто посещал Антикварный салон в Центральном доме художника на Крымском Валу. И мы решили повторить выставку в Санкт-Петербурге, в стенах музея, который посещает неизмеримо большее число людей, чем десятидневные антикварные салоны. Теперь это уже наш музейный зал, наше музейное оборудование; они сильно отличаются от московских – не хуже и не лучше, просто другие. Но идея выставки осталась прежней и экспонаты те же. Мы поменяли всего два-три предмета и дали выставке несколько измененное название. Оружейные памятники, экспонируемые на выставке «В память о походах, любви и охоте. Оружие из частных собраний дореволюционной России», могут быть разделены с известной степенью условности на четыре группы, которые обычно были представлены в частных собраниях оружия дворянских фамилий России во второй половине XIX – начале ХХ века. Вот эти группы: наградное и памятное русское холодное оружие – оружие владельца собрания, в прошлом офицера, участника военных кампаний, а также оружие его предков и родственников; оружие народов Кавказа и Средней Азии – оружие владельца собрания или его родственников, захваченное в боях на Кавказе и в Средней Азии, а также оружие, которое приобреталось у местных мастеров в период службы в этих местах; иностранное холодное оружие – трофеи (или подарки) владельца собрания или его предков, участвовавших в европейских кампаниях русской армии; охотничье оружие и дуэльные пистолеты – ружья и холодное оружие владельца собрания или его предков; дуэльные пистолеты штучного изготовления, хранившиеся во многих дворянских семьях, даже не имевших памятных или коллекционных оружейных собраний. Оружие представителей династии Романовых (восемь предметов) экспонируется в общем ряду других оружейных памятников. Строгая простота некоторых «романовских» вещей подтверждает мысль о том, что наличие изысканных украшений, свидетельствовавшее о специальном заказе, было совсем не обязательным для оружия русских императоров и великих князей. Простая строевая сабля с лично заслуженной надписью «За храбрость» ценилась ими ничуть не меньше, чем великолепно украшенное дорогое охотничье ружье. На выставке представлены также портреты некоторых коллекционеров и владельцев собраний оружия с биографическими справками и, в ряде случаев, сведениями о судьбе их коллекций. Возможно, экспонирование этих оружейных памятников подтолкнет современных коллекционеров и пытливых исследователей к дальнейшему поиску, позволит открыть еще одну страницу в истории русских оружейных собраний. А эта история захватывающе интересна и пока еще почти неизвестна. Журнал «Русское искусство» | |
Просмотров: 1180 | |
Всего комментариев: 0 | |