Главная » 2008 » Февраль » 8 » «Альбомы есть зеркало души». О новой коллекции Константиновичей в Нью-Йоркской публичной библиотеке
12:17
«Альбомы есть зеркало души». О новой коллекции Константиновичей в Нью-Йоркской публичной библиотеке
«Альбомы есть зеркало души». О новой коллекции Константиновичей в Нью-Йоркской публичной библиотеке

Авторы: Эдвард Касинец, Елена Коган

Иллюстрация из журнала «Столица и усадьба». 1914. Т. 1. № 3. Великий князь Константин Константинович в роли Иосифа Аримафейского. Нью-Йоркская публичная библиотека
Поводом для написания этой статьи послужило неординарное событие – Нью-Йоркская публичная библиотека в ушедшем, 2005 году приобрела еще одну дворцовую библиотеку Романовых. Что же из себя представляет новое приобретение библиотеки, которое, естественно, попало в Славяно-Балтийский отдел?
В исторической литературе семью Романовых принято делить на четыре ветви: Александровичи, Константиновичи, Николаевичи и Михайловичи (каждая из ветвей берет свое начало от одного из сыновей императора Николая I). Константиновичи, возможно, самая колоритная ветвь, представители которой не только занимали высокое положение в государственном управлении, но и отличались особенной аристократической образованностью. Глава семьи, Константин Николаевич (1827–1892), второй сын Николая I, как известно, занимал ведущие государственные посты и принимал участие во всех прогрессивных начинаниях императора Александра II. Всю жизнь он проявлял интерес к науке, культуре, искусству, был близок к литературным кругам (1).
Гуманитарные интересы Константин Николаевич передал своим детям и внукам, среди которых особо выделялся второй его сын, Константин Константинович (1858–1915). Помимо военных высоких чинов, авторитета в армии, Константин Константинович обладал творческими способностями и был известен как драматург, поэт, переводчик, музыкант. Лучшие композиторы переложили семьдесят его стихотворений на музыку (среди них известный романс «Растворил я окно…»). В литературных кругах он известен под криптонимом «К. Р.». Являясь с 1889 года президентом Российской Академии наук, он возглавил Пушкинский юбилейный комитет и был причастен к идее организации Пушкинского Дома (2).
Судьба семейства Константиновичей, как и всех Романовых, сложилась трагически. Погиб на фронте творчески одаренный сын великого князя Константина Константиновича юный князь Олег. 18 июля 1918 года в отработанную шахту близ Алапаевска были сброшены три других его сына – Иоанн, Константин и Игорь. Среди расстрелянных в 1919 году тоже есть Константиновичи. Сегодня собирается все, что осталось от Романовых, даже прах их, а также и то, что окружало их в быту, в том числе и собранные ими библиотеки, рассеянные по миру (3). И вот новое приобретение – на этот раз фамильная коллекция Константиновичей.
В книге В.А. Дурова «Книга в семье Романовых» (М., 2000) читаем: «У сына великого князя Константина Николаевича, известного поэта Константина Константиновича, библиотека, безусловно, была, но ни одной книги из нее мы не знаем, даже экслибрис неизвестен. Собственные собрания были у жены поэта, Елизаветы Маврикиевны, и сестры, Веры Константиновны» (4).
Коллекция, переданная библиотеке, небольшая, всего тридцать три названия. И по содержанию, и по происхождению ее можно назвать «сборной», прежде всего в том смысле, что собранное в ней не является собственностью одной личности (поэтому мы и называем ее коллекцией Константиновичей). В ней в основном – книжные издания и альбомы с открытками и фотографиями. Хронологически все эти документы охватывают почти столетие – от начала века XIX до начала века ХХ. Среди владельцев – Константин Николаевич Романов и его жена Александра Иосифовна, Константин Константинович и его жена Елизавета Маврикиевна, Дмитрий Константинович, Георгий Константинович... Владельческие пометки имеются на пятнадцати изданиях, каждое из которых по-своему значимо.
Объектом нашего внимания будут одиннадцать альбомов. Как известно, с конца XVIII века альбомы – поэтические, рисовальные, нотные, с автографами – стали неотъемлемой принадлежностью дворянского быта. Составлением их увлекались, это была мода; во многих дворянских семьях на столиках в гостиной лежали так называемые гостевые альбомы, куда приходившие могли вписать какие-либо пожелания, оставить рисунок, стихотворение, нотные записи. Были еще и персональные альбомы, ими особенно увлекались барышни. Таким альбомам присуща интимность, неповторимость. Недаром Пушкин писал: «Альбомы есть зеркало души». Интерес представляет не только личность автора того или иного автографа, но и то, что стоит за этими экспромтами и любительскими стихами. Альбомы позволяют установить круг общения, интересы, увлечения владельцев, то есть открывают целый пласт культуры.
Первый по времени рукописный альбом коллекции – 64-страничный, принадлежавший барышне. Условно содержание его можно датировать 1810-ми – второй половиной 1820-х годов. Кто хозяйка этого альбома? Заполнен он как бы с двух сторон – с начала и с конца. На первой странице запись: «Милому другу <…> Чернышевой. 26 марта 1813 (возможно, 1815?) года». Пожелания, стихи по-русски, по-французски, рисунки (портрет в профиль с инициалами Е: L:, миниатюрный набросок головки ребенка), нотная страничка с заглавием «Я жду тебя...», засушенные лепестки. И подписи: Natali de Chernichoff, Eudоxie de Chernicheff, Иван Толстой (дата в скобках – «1820-го 28 августа»), Истомин, Тихвинский; большая часть подписей неразборчива. На одной из страниц – карандашный рисунок храма, где колонны и поперечные перекрытия испещрены словами: «добродетели, любовь, надежда, вера, счастье, трудолюбие, чистота».
Следующий по времени альбом большого формата датирован 1829–1840 годами. Бежеватого цвета листы заключены в кожаный темно-вишневый переплет. Верхняя и нижняя покрышки его окаймлены позолоченными рамками. В альбоме более 70 цветных открыток, преимущественно поздравительных. Возможно, альбом был подарен или куплен специально для их коллекционирования.
Далее следуют два альбома, датированных 1840 годом и 1840–1850 годами. В каждом более ста небольших черно-белых и цветных изображений. На верхней и нижней покрышках переплета, по светло-желтому лакированному полю одного из них разбросаны мелкие рисунки – цветы, зверушки, амурчики. Блок этого альбома состоит из тонких страниц, бумага нескольких цветов, обрез позолоченный. В альбоме три части. Страницы первой заполнены небольшими, в основном черно-белыми гравированными картинками – изображениями городов, селений, портов, храмов (в основном это виды Швейцарии).
Подписи от руки чернилами на английском и французском языках. Во второй части альбома – открытки с изображением представителей разных сословий в национальной одежде на фоне пейзажей Бадена, Берна, Франкфурта-на-Майне, Дрездена, Саксен-Альтенбурга, Цюриха. В третьей части – 26 больших черно-белых и цветных хромолитографий с изображениями городов, храмов, других архитектурных памятников. Альбомы, видимо, заполнялись владельцами во время путешествия или после него. Перечисленные альбомы, предположительно, – собственность жены Константина Константиновича Елизаветы Маврикиевны (1865–1927), доставшаяся ей, скорее всего, по наследству.
С появлением фотографии пришло и увлечение фотоальбомами, которые почитались домашней реликвией и передавались потомкам. Дойдя до нас, эти издания сохраняют неповторимый аромат времени.
В альбоме, датированном 1903–1916 годами, более 100 почтовых открыток, большая часть которых посвящена теме Первой мировой войны. Около 40 из них – не художественные, а документальные, воспроизводящие эпизоды военного времени, в частности, эвакуацию гражданского населения Франции в Женеву в 1915 году, санитарные вагоны, солдат в окопах, русских пленных, работающих на заводах. Есть просто видовые, например, Крестовоздвиженский монастырь, Музей императора Александра III (Русский музей), Петербург, Полтава; имеется среди них и фотография главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича на коне. Много забавных художественных цветных детских открыток, в основном поздравительных, датированных 1903–1909 годами (5). Несколько «открытых писем», судя по адресам, посланы из России в Женеву. Сам альбом большого формата, переплет зеленого цвета с рельефными серебряными украшениями на верхней покрышке. Кто составлял этот альбом, кому конкретно он принадлежал, неизвестно, но альбом отражает интересы, настроения, личность коллекционера. Одна открытка с изображением фрагмента картины В.А. Серова «Коронование Императора Николая II» начинается обращением «Дорогая ненаглядная княгинюшка Татьяна Константиновна…», она датирована 9 января 1928 года. Возможно, альбом был собственностью старшей дочери Константина Константиновича Татьяны, а потом перешел к ее сестре, княгине Вере.
В коллекции есть альбом небольшого формата «Guerre europeenne 1914» с российскими и французскими почтовыми фотооткрытками также военной тематики (всего их 35). Адреса на них написаны по-русски и по-французски. На нескольких цветных открытках помещены тексты гимнов (на русском языке) стран-союзниц: Франции, Бельгии, Сербии, Черногории, Британии. На одной из них, с текстом польского гимна, изображен портрет верховного главнокомандующего Николая Николаевича; здесь же приведено его воззвание к полякам на польском и русском языках. На другой – портрет короля Георга V с текстом гимна «Правь, Британия». Выпущены были эти миниатюрные издания, как свидетельствуют надписи на них, в пользу раненых и больных воинов. Среди фотооткрыток две – религиозной тематики (с изображением святых и ангелов на поле брани); есть посвященные воинам – казак с донесением, караульный в лесу, бойцы у костра, вынос раненых, санитары, погребение убитого. На некоторых приведены стихи патриотического содержания. Представлена и лирическая тема: солдат обнимает ребенка, девушка и солдат у поверженного столба с надписью «Германия».
В архивах России, как известно, хранится множество фотодокументов, относящихся к семейству Романовых. Они отражают различные стороны их жизни и деятельности, быт, отдых, поездки по России и за ее пределы. Фотоснимки выполнены выдающимися мастерами своего времени, но есть и любительские. В рассматриваемой коллекции – несколько фотоальбомов, заполненных изображениями Константиновичей. Наиболее раннее из них датировано 1860–70-ми годами. В одном из альбомов – 39 снимков, шесть представляют членов семьи Николая Константиновича: его жену, их сыновей – Константина и Вячеслава, дочь Ольгу. Это небольшие портреты, помещенные в специальные паспарту. В альбом помещены также фотографии Марии Александровны, жены императора Александра II, и их сыновей Сергея и Павла, великого князя Михаила Николаевича, его жены Ольги Федоровны и другие. Фотографии для альбома выполнены Л. Барклаем в Санкт-Петербурге, К. Бейером в Варшаве, Э. Блюметалом в Берлине. Альбом небольшого формата, переплет кожаный, с металлической отделкой и металлической застежкой.
Один из фотоальбомов носит название «Крым». На правой стороне белого муарового форзаца – размашистая надпись, сделанная тонким карандашным грифелем на английском языке: «George of Russia Presented by Mr. Perlstein, March 19th, 1937. New York». Альбом был куплен Перлстайном в России и подарен Георгию Константиновичу Романову, сыну Константина Константиновича, брату княгини Веры. Альбом в ветхом состоянии, углы и корешок потерты, ткань нижней покрышки переплета взбухшая. На фотографиях вырисовываются какие-то пометки типа перекрестия от нажима твердым острием.
Изготовлен он был, судя по всему, специально для фотографий, отражающих пребывание императора Александра III и его семейства с многочисленной свитой в Крыму: в самом низу верхней переплетной покрышки, немного вправо вытеснено: «Крымъ». Здесь –54 фотографии большого формата, наклеенные на паспарту. Альбом «одет» в толстый переплет, обтянут светло-синей тканью с черным кожаным корешком и уголками. На верхней покрышке переплета тиснением изображена императорская корона, под ней – инициалы «А.М.» (6).
Коротко напомним о том, что в Крыму было несколько больших имений и дворцов, принадлежавших сановным семьям Российской империи. Например, Массандра c 1889 года была во владении императора Александра III, до этого времени она являлась собственностью светлейшего князя М.С. Воронцова (владельца Алупки). Ореанда и Ливадия также были имениями Романовых. В Ореанде доживала свой век императрица Александра Федоровна (жена Николая I), после ее кончины, в 1860 году имение перешло во владение великого князя Константина Николаевича, а от него – к Дмитрию Константиновичу. Константиновичи любили приезжать в Ореанду и проводить здесь лето, а иногда и зимние месяцы.
В фотоальбоме «Крым» собраны любительские снимки, имена фотографов под ними не обозначены. На них – виды Крыма, много групповых фотографий взрослых и детей. Здесь интересно все – лица, которые хорошо видны и идентифицируемы, одежда, позы, общий антураж. Возможно, среди позирующих есть и Константиновичи. Немало видовых снимков: железнодорожный вокзал, порт, пристани, парусники и лодки, берега, крымские горы и холмы, панорамные виды селений. Интересны фотографии зимнего времени – охотники с трофеями, катание на санях. Есть изображения, печатавшиеся, по-видимому, не в одном экземпляре (7).
Среди альбомов коллекции три тиражированных. Первый издан в виде альбомной папки на тесемках, на верхней покрышке напечатан заглавный текст: «Собрание двадцати четырех портретов императорской фамилии, писанных живописцем Беннером, который получил от Его Императорского Величества позволение выгравировать с них Портреты. В Санкт-Петербурге у книготорговца С. Флорана. В Москве: в Косметическом магазине Розенштрауха». На обороте верхней покрышки та же запись на французском языке. Альбом включает портреты представителей дома Романовых от царя Михаила Федоровича Романова до императора Александра I. Помещена также большая цветная литография Петропавловского собора с изображением катафалка почившего императора Николая Павловича (лист сложен вдвое). Изображения наклеены на паспарту, переложены тонкой бумагой. В конце надпись: «Рис. с натуры Р. Гиллис. Издание Р. Гиллис. Печатано в литографии Р. Гиллиса».
Другой альбом – с клапанами, имеет удлиненный формат. Клапаны и внутренняя сторона верхней покрышки обтянуты алым шелком. Рельефными золотыми буквами на верхней покрышке выведено: «Альбом в память Св. Коронования Их Императорского Величества в Москве в 1896». Здесь же – и дарственная надпись: «Его Императорскому Высочеству Великому Князю Константину Константиновичу». На титульном листе детализированный заголовок: «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в 10 формах полков, где Его Величество состоит шефом...» (8).
В 1900 году был издан «Памятный альбом», на переплете которого написано: «Императорский Эрмитажный театр. 17 февраля 1900 года. Шекспиръ. Трагедия о Гамлете, Принце Датском. Перевод К. Р.» 9. Над переводом «Гамлета» К. Р. работал восемь лет. Постановка трагедии была осуществлена в Эрмитажном театре в 1900 году. Играли в основном самодеятельные актеры – графы, князья, в том числе и К. Р., исполнявший роль Гамлета. В память об этом событии и был издан фотоальбом удлиненного формата, в переплете, с цветным форзацем. На 57 листах в нем помещено около 100 черно-белых фотоснимков актеров – исполнителей главных ролей, а также ряда сцен. Какого-либо текста в альбоме нет, если не считать подписей под фотографиями, выполненными мастерски.
Рамки журнальной статьи не позволяют нам рассказать обо всех альбомах коллекции подробно. Повышенный интерес к собиранию и изучению их, как и книжных коллекций из дворцовых библиотек царствующей династии России, можно объяснить рядом причин. Во-первых, в России появилась многочисленная литература о жизни и быте династии Романовых, в том числе и об их культурных интересах. Во-вторых, за пределами России, в странах, где оказались многие коллекции, также происходит деятельное изучение документов, связанных с Романовыми. Однако существуют неисследованные архивы, частные собрания, где хранятся издания, принадлежавшие царственным владельцам. Нас интересуют разные аспекты этой большой и многообещающей темы – книгоиздательский, книготорговый, библиотечный, библиопсихологический, наконец, книгособирательский. Нет пока еще исследований, посвященных «судьбам книг» и альбомов, принадлежавших Романовым. Заманчиво было бы собрать описания всего того, что сохранилось, составить специальный виртуальный каталог, снабдив его многочисленными вспомогательными ключами. Книги Романовых, сохранившиеся альбомы – это не только реликвии царствовавшей 300 лет династии, это культурное наследие, отражающее прошлую жизнь, наследие, которое еще долгие годы будет притягательно для исследователей.
   Нью-Йорк
Примечания
1. Для любопытствующих можем порекомендовать недавно изданные «Записки для немногих» видного государственного деятеля, генерал-адмирала А.В. Головнина (1821–1886), личного секретаря Константина Николаевича. Из 600-страничного его труда 200 страниц уделено блестящим характеристикам великого князя.
2. Сейчас о К. Р. написаны книги и статьи. В третьем томе биографического словаря «Русские писатели. 1800–1917» (М., 1994) содержится достаточно полное жизнеописание К. Р., перечень его произведений и литературы о нем.
3. Среди зарубежных центров хранения романовских реликвий выделяются библиотеки Конгресса, Гарвардского университета, Нью-Йоркская публичная. В названных нами собраниях обрабатываются коллекции, составляются каталоги. Еще в 1999 году Нью-Йоркская публичная библиотека выпустила каталог «Dark Mirror Romanov and Imperial Palace Library Materials in the Holdings of the New York Public Library».
4.Жаль, что из поля зрения автора выпал каталог Нью-Йоркской публичной библиотеки «Dark Mirror...», где он обнаружил бы более 10 книг, владельцами которых были Константиновичи. В труде В.В. Худолея «Книжные знаки и семья Романовых» (СПб., 2004) сказано о том, что все дети великого князя Константина Николаевича имели экслибрисы, сыновья К. Р. тоже были обладателями книжных знаков. Автор предполагает, что и старшая дочь Константина Константиновича Татьяна (1890–1970) имела книжный знак, как и ее рано погибший супруг Константин Александрович (1889–1915) из рода князей Багратион-Мухранских. Их сын Теймураз и его тетя – княгиня Вера, жившие за пределами России а последние годы – в Нью-Йорке (Теймураз умер в 1992 году, а княгиня Вера – в 2001-м), собрали то, что впоследствии приобрела библиотека у жены Теймураза княгини Ирины Багратион-Мухранской. Что касается экслибрисов Константиновичей, их описания можно найти в солидном труде С.И. Богомолова «Российский книжный знак: 1700–1918» (М., 2004).
5.Выпущены известной издательницей фотооткрыток Елизаветой Бем (Эндауровой).
6.Великого князя Александра Михайловича (1866–1933), внука императора Николая I, племянника Константина Николаевича, двоюродного брата Константина Константиновича. Александр Михайлович эмигрировал в 1918 году. Видимо, альбом остался у кого-то в России, откуда и был вывезен Перлстайном.
7.Например, Александр III беседует с кабардинцами – солдатами охраны на прогулке у фонтана «Венера». Это фото воспроизведено в альбоме «Романовы и Крым» (М., 1993). Составители этого альбома указывают дату снимка – 1884 год, а также имя фотографа – Ф. Орлов.
8.Санкт-Петербург. Издатель альбома Р.В. Пец. Заведение графических искусств Э.И. Маркуса. Апрель 1896. На отдельном листе имеется наклейка с записью о принадлежности книги известному торговцу антиквариатом Шафферу, она датирована 1935 годом, проставлена цена – «$ 300.00». В альбоме десять цветных литографий (автор рисунков Г. Бакмансон), каждая наклеена на паспарту. Мы не знаем, каким тиражом этот альбом был издан, но во многих изданиях снимки из него воспроизводятся.
9.Б. м.. Артистическое заведение А.Ф. Маркса.
 
Просмотров: 1243 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]