Главная » 2008 Февраль 6 » «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы»
13:24 «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» | |
«Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» Книга была переиздана и презентована Институтом социальной памяти к 145-летию начала возведения киевского Владимирского собора – символа братства России, Украины и Белоруссии, а также в связи со 150-летием со дня рождения писателя В.Л. Кигна-Дедлова. 15 июля с.г. исполняется 145 лет со дня закладки Свято-Владимирского собора в Киеве в честь 900-летия крещения Руси. Строился национальный храм 44 года, расписывался 10 лет под руководством профессора искусств, земляка В.Л. Кигна-Дедлова по Белоруссии Адриана Викторовича Прахова выдающимися художниками XIX века Виктором и Апполинарием Васнецовыми, Михаилом Врубелем, Михаилом Нестеровым, Павлом и Александром Сведомскими, Вильгельмом Котарбинским, представителями Киевской художественной школы Николая Мурашко Николаем Пимоненко, Сергеем Костенко, А. Мамонтовым, Виктором Замирайло. В связи с этой знаменательной датой Институт социальной памяти Академии военных наук (директор – профессор А.Е. Ужанов) провел в Москве в Культурном центре Украины презентацию только что изданной уникальной книги русского писателя В.Л. Кигна-Дедлова (1856 — 1908) “Киевский Владимирский Собор и его художественные творцы”. Каждый участник презентации получил книгу в подарок. Являясь литературным памятником русского искусства, эта книга последний раз была издана в России в 1901 году и с тех пор вместе с богатым и удивительно интересным творчеством автора была предана забвению. Автор – Владимир Людвигович Кигн (Дедлов — литературный псевдоним) – практически неизвестный современникам русский писатель, ученик И.С. Тургенева, литературный критик, сподвижник А.П. Чехова, биограф В.М. Васнецова, искусствовед, путешественник и государственный служащий Министерства внутренних дел России конца XIX – начала XX столетия. Произведение входит в перечень рекомендуемых к прочтению трудов при изучении истории искусствоведения и православия. Упоминание данной книги встречается на сайтах многих образовательных учреждений, причем не только России, Украины, Белоруссии и Казахстана, но и других государств мира, в частности, Германии и Италии. Как отметил в предисловии к книге председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, «книга позволит заглянуть в прошлое Владимирского собора. Дореволюционный писатель и литературный критик Владимир Людвигович Дедлов (Кигн) хорошо знал художников, принимавших участие в росписи собора, был знатоком и ценителем русского и западноевропейского искусства. Его труд дает читателю представление не только о самом соборе, но и о нравах и обычаях времен его создания». По оценке директора Института социальной памяти Александра Ужанова, изложенной во вступительной статье к книге «Памятник самой России», «во всех отношениях Владимирский собор – это уникальное явление православной культуры, мировой архитектуры и живописи… Славу памятника выдающегося культурного значения он получил в основном благодаря своим уникальным росписям… Дедлов в течение десяти лет, а именно с 1886 по 1896 гг., непосредственно наблюдал за работой художников по росписи храма, переживая вместе с ними все перипетии жизни в Киеве и муки творчества…». Второе рождение уже ставшей раритетной книги состоялось в результате деятельности Института социальной памяти, благодаря меценатской поддержке Российской ассоциации производителей фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения и Группы компаний «Фасадные технологии». Весь тираж только что отпечатанной в Москве в ППП «Типография «Наука» АИЦ Российской академии наук книги будет направлен в светские и церковные библиотеки России, Белоруссии и Украины. Это уже третье по счету произведение В.Л. Дедлова, которое, как и ранее общественный роман «Сашенька» и автобиографическая повесть «Школьные воспоминания», извлечено из библиотечных фондов, адаптировано к современному языку и в едином стиле издано в рамках мега-проекта Института социальной памяти по изданию полного собрания сочинений автора и созданию Дома-музея писателя. В презентации приняли участие президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, главный конструктор стрелкового оружия, член Союза писателей России, лауреат национальной премии Украины «Золотая Фортуна» Михаил Калашников, представители Посольств Украины и Белоруссии в Российской Федерации, украинской и белорусской диаспор в Москве, сотрудники Администрации Президента РФ и Правительства РФ, ученые, писатели, художники, музейные работники, искусствоведы, историки, священнослужители. Среди почетных гостей – потомки художников — авторов росписи Свято-Владимирского собора в г.Киеве, в том числе внучатая племянница В.М. Васнецова Ольга Васнецова (доктор химических наук, заведующая кафедры маркетинга Московской медицинской академии имени Сеченова), праправнук А.М. Васнецова Олег Васнецов. Участники презентации получили полное представление о творческом наследии В.Л. Кигна-Дедлова, его вкладе в мировую литературу, отечественные педагогику и искусствоведение, социологию миграционных процессов, в развитие самоуправления. Институт социальной памяти наряду с литературными произведениями представил эвристический проект создания на малой Родине писателя в Республике Беларусь (на базе сохранившихся исторических объектов в селах Федоровка, Курганье, Новый Довск, Рисков, в городе Рогачев Гомельской области) историко-культурного комплекса «В.Л. Кигн-Дедлов: жизнь и творчество во имя и во благо Отечества». Был также озвучен ряд интересных предложений по мемориализации различных этапов жизненного пути генерала МВД России В.Л.Кигна и в одном лице талантливого писателя Дедлова в Амурском крае, Тамбовской, Томской и Оренбургской областях, в Белоруссии, Украине и Казахстане. В рамках презентации состоялась церемония передачи около 400 экземпляров книг в библиотеки Белоруссии. В ближайшее время книги также поступят в учебные учреждения Русской Православной Церкви, библиотеки и музеи Украины и России. ________________________________________________________________________________ Отрывок из произведения: … Собор Св. Владимiра въ Кiевъ, живопись котораго пользуется громкой извъстностью, не только въ РоссIи, но и заграницею, построенъ по мысли кiевскаго митрополита Филарета. Въ 1852 году былъ оконченъ монументъ равноапостольному князю, стоящiй на берегу Днъпра. Къ владыкъ обратились съ просьбою освятить монументъ. Владыка ръзко отказалъ: св. Владимiръ свергалъ идоловъ, а не воздвигалъ ихъ, — и просилъ императора Николая I-го разръшить ему всероссiйскую подписку на соооруженiе иного памятника cв. Владимiру, — храма. Монументъ былъ освященъ духовенствомъ въдомства оберъ-священника армiи и флотовъ, а митрополиту подписка разръшена. Въ 1859 году на Бибиковскомъ бульваръ, на чудесномъ мъстъ, далеко видномъ съ южной стороны города, приступили къ постройкъ храма въ 13 саженей ширины, 22 сажени длины и отъ подошвы до креста главнаго купола 23 сажени высоты. Когда стали класть главный куполъ, стъны слегка подались, и работы прiостановились. Съ 1866 года по 1876-ой соборъ стоялъ на испытанiи. Трещины не увеличивались. Тогда стъны были укръплены сильными контрфорсами, и постройка благополучно доведена до конца… /В.Л.Дедловъ. Кiевскiй Владимiрскiй соборъ и его художественные творцы. Съ автотипическими снимками. М., 1901. Изданiе книжнаго магазина ГРОСМАНЪ и КНЕБЕЛЬ. №25. Вопросы науки, искусства, литературы и жизни, стр. 3-5/. ________________________________________________________________________________________________ Переиздание книги В.Л. Дедлова «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы», по оценке специалистов, внесло достойный вклад в увековечение памяти о создателях Владимирского собора в Киеве, ввело в читательский оборот яркое художественное произведение одного из талантливых русских писателей, жизнь и творчество которого были всецело отданы укреплению духовно-нравственных основ и правовых форм Российской государственности. По оценке современников, Дедлов был глубоким патриотом русским и консерватором в благородном значении этого слова. А главная мысль, составлявшая сердцевину его мировоззрения, заключалась в том, что «необходимо максимально полное национальное самоопределение – единственный способ изжить расколотость и смуту современной России, где «национальное» в силу исторических причин утрачено, либо недопроявлено». | |
Просмотров: 1519 | |
Всего комментариев: 0 | |