Гонорары книжных иллюстраторов |
|
Кто-то
может сказать: «Иллюстрация – это высокое искусство, как не стыдно
говорить о такой бренной и пошлой материи, как деньги!» Отвечу первым
гипотетическим критикам: «Деньги, может и бренны и пошлы, если их
рассматривать как главную цель в этой жизни. Однако любому человеку
деньги нужны, чтобы просто прокормить и содержать себя и своих близких.
Для этого он работает, и получает плату за свой труд. Важно, чтобы
плата за труд была справедливой и соответствующей качеству и полезности
труда. Кроме того, часто люди, порицающие обсуждение денежной темы,
сами не зарабатывают и потому у них такая проблема не стоит…»
Идём
дальше. Что значит "платят мало"? "Мало" и "много" – понятия
относительные. Скажем, для какого-нибудь Билла Гейтса сумма в,
допустим, 1.000.000 рублей – это "мало", а для многих из нас, наоборот
– "много". В дафнном случае, я говорю о необходимости справедливой оплаты труда. Это значит, что работая, художник-иллюстратор должен: а) иметь достаточно времени, чтобы создать иллюстрации наилучшего качества; б) иметь возможность содержать себя и близких, а также окупить расходные материалы (кисти, краски, бумагу и пр.); в) в целом, относительно других работников, иметь оплату, соответствующую уровню и квалификации своего труда.
Насколько
ценен и необходим труд иллюстратора? Может быть, это такая лёгкая
работёнка, с которой может спокойно справиться каждый? Или, это
совершенно ненужный труд, мало влияющий на качество и "продаваемость"
книги? А может, хороших, качественных книжных иллюстраторов у нас пруд
пруди, так что можно заказывать картинки каждому второму россиянину, и
он их качественно нарисует? Первый вопрос: нет (попробуйте сами на досуге). Второй вопрос: нет
(особенно это важно для детской книги, где иллюстрации напрямую влияют
на "продаваемость" и зачастую гораздо важнее текста). Третий вопрос: нет
(зато сколько же на просторах нашей Родины непрофессионалов!!!..).
Итак, что мы получаем в итоге? Выходит, что художник-иллюстратор книги
(хороший, конечно) – это уникальный, ценный, высококвалифицированный
специалист, который заслуживает и соответстующей оплаты своего труда.
ОК, поехали дальше.
Примеры... Итак, сколько же получает за
полосную иллюстрацию в нашей стране книжный иллюстратор? Обычный
максимум гонорара за полосную иллюстрацию – 2.500 рублей. Сразу попрошу
не кивать мне на некое супер-издательство, которое когда-то кому-то
заплатило 5.000 рублей. Да, и такие примеры есть. Но они _очень_ редки.
А зато есть многочисленные примеры издательств, которые ставят верхним
порогом вовсе не 2.500, а, скажем, 1.500 или 1.000 рублей.
2.500
за полосную – это _мало_. Для примера: возьмём одно издательство.
Недавно оно пригласило к себе худреда на зарплату 20.000 рублей в
месяц. Худред долго думал (говорил, что зарплата маловата), но
согласился. Итак, этот худред будет работать 20 дней в месяц (в субботу
и воскресенье он, естественно, отдыхает). Таким образом, в день он
будет получать 1.000 рублей. В том же издательстве верхний ценовой
порог за полосную иллюстрацию составляет 2.000 рублей. Таким образом,
чтобы получать как худред, иллюстратор должен делать как минимум 1
картинку в 2 дня. Что, естественно, впрямую сказывается на качестве.
Плюс к тому, худред стабильно получает эти деньги каждый месяц. А у
иллюстратора заказ закончился – всё, дружок, жди теперь нового. Если
кто-то считает, что труд худреда гораздо важнее, уникальнее и ценнее,
чем труд иллюстратора, то что ж, попробуйте выпустить, скажем, детскую
книжку без иллюстраций… Да, кстати, помните, что указанные 2.500 или меньше – это верхний порог цен за полосную иллюстрацию. Т.е., реально плата обычно ниже.
Вы спросите, каков нижний порог? А здесь, как говорится, "границей
только Ваше воображение". 900, 800, 600, бывает и ещё меньше. Вот так
вот.
Теперь позвольте привести некоторые наиболее частые
аргументы тех, кто убежден, что художникам-иллюстраторам стоит платить
именно такие деньги:
Аргумент 1) Иллюстратор и так "съедает" львиную долю стоимости издания! Куда уж больше! Ответ:
Во-первых, затраты на гонорар иллюстратора составляют обычно где-то 5%
стоимости издания. А во-вторых, если уж снижать цену издания за счет
экономии на зарплатах – то почему тогда экономят именно на
иллюстраторах, а не, скажем, на менеджерах, дизайнерах, верстальщиках,
худредах, уборщицах и прочих сотрудниках издательства?
Аргумент 2) Сейчас тяжёлые времена... Все получают мало... Охъ, горе намъ... Ответ:
Ну конечно же, «месье же не манж пар сис жур"! Вот только посмотрите
чуть выше историю про худреда. А если взять зарплаты не худреда, а
других, более "высокопоставленных" сотрудников?..
Аргумент 3)
Это нормальная, подчёркиваю: нормальная цена за полосную иллюстрацию.
Она была вычислена лучшими маркетологами/экономистами/финансистами
страны. Ответ: Охотно верю. А ещё верю в возможность такой ситуации,
когда эти самые "лучшие -исты" точно так же "вычислят", что
художник-иллюстратор должен получать не более… ну скажем… 10 рублей.
Крупные издательства сразу возьмут эти расчёты на вооружение; мелкие
потянутся следом, только будут говорить, что мол, "денег у издательства
мало, а поэтому мы можем платить Вам не больше 7 рублей". Те, кто и
хотел бы, может быть, поощрить труд иллюстратора бОльшей суммой, будут
вынуждены вскоре снизить ставки из-за более низких цен на книги у не
столь щедрых конкурентов. Как вам такая картина? Конечно, это
антиутопия, но, подчёркиваю, принципиально возможная.
Аргумент 4) Все работают за такие деньги, а вот только Вы «кобенитесь». Ответ:
В переводе: "Все лохи, а вот Вы че-то лохом быть не хотите. Непорядок!"
К тому же, эти "все" почему-то на поверку всегда оказываются тремя
непрофессиональными студентами аграрных колледжей из-под Зимбабве.
Аргумент 5) На Западе (вар.: во всём мире) платят столько же. Ответ: Неправда.
Аргумент
6) На Западе (вар.: во всём мире) платят чуть больше, но эта разница
"съедается" коммиссионными, которые берут организации-посредники. Ответ:
Неправда. Там обычно платят гораздо больше. Иначе очень многие
художники не искали бы с таким рвением выходов на зарубежных издателей
(добавьте к этому ещё и необходимость платить зачастую очень серьёзные
коммиссионные посредникам). Другое дело, что в мире не такой уж большой
спрос на российских художников. Свои тоже есть. К тому же, многие
зарубежные издатели уже прослышали о нищенских зарплатах российских
иллюстраторов, и уже предлагают денег всё меньше и меньше (кто ж будет,
скажем, китайскому рабочему или польскому водопроводчику предлагать
столько же, сколько британскому?). Ну и, наконец, в мире действительно
есть страны, где заказчики довольно скупы – например, Франция или
некоторые страны Азии.
Аргумент 7) Да чего Вы всё о
профессионализме, да о профессионализме. Вот, издательство детских книг
"ХХХ" наняло непрофессиональных иллюстраторов, платит им по 250 рублей,
и все довольны! Так и надо! Ответ: Хм, а вот решитесь ли Вы сказать
то же самое, только более простыми словами: "Я за то, чтобы нашим детям
давали только третьесортную, некачественную продукцию! Ура!" Ибо
непрофессионал, скорее всего, свою работу сделает именно что непрофессионально.
Аргумент
8) Да ну, Вам бы всё только ныть да жаловаться. А вот издательство
"YYY" недавно провело конкурс иллюстраторов! А издательство "ZZZ"
заплатило одному художнику 5.000! Ответ: А ещё у меня приятель
недавно женился, мне подарили новую игрушку для Мака, а погода на улице
стоит замечательная. В мире много происходит приятных вещей. Только вот
проблемы это не отменяет…
На этом закругляюсь :) Жду Ваших комментариев!
P.S.:
Один небольшой расчет. В советское время книжному иллюстратору за
цветную полосную картинку платили от 70 до 150 руб. (70 - это
начинающим, 150 - солидным). Для сравнения, батон хлеба тогда стоил 13
коп. Соответственно, при нынешней цене на хлеб около 10 с половиной
руб., плата за 1 иллюстрацию должна была быть в районе от 5650 до 12100 руб. Такие вот пироги.
взято с сайта http://community.livejournal.com
|
|