Главная » Файлы » СТАТЬИ |
19.09.2008, 22:41 | ||||||||||
Бусыгина Екатерина "Ярославская иконопись XVI – XVII веков"
Ярославль – город на Волге, находится в самом центре европейской части России, недалеко от Москвы. В XVI-XVII веках здесь проходили важные торговые пути, соединявшие Москву с Западной Европой и Востоком. В это время город переживал один из своих расцветов, в его жизни большую роль играют служилые люди – дворяне, купцы и ремесленники. Если раньше постройками города и художественными заказами мог руководить в основном удельный князь, то теперь на деньги посадских людей возводят новые храмы, они же являются основными заказчиками икон. Таким образом, ярославское искусство выражало взгляды и эстетические идеалы этой особой среды. В период польско-литовской интервенции в Ярославле сплачивались оборонительные силы страны. Здесь собиралось народной ополчение, заседал «Совет всея Земли», решавший как внутренние, так и внешне политические вопросы. На некоторое время город стал столицей России, это горделивое мироощущение отразилось в искусстве XVII века, выражаясь в величавости архитектуры и торжественности иконописи. Кроме того, на искусство XVII повлиял строгановский стиль. Независимые могущественные Строгановы для ярославских купцов были идеалом, которому следовали, а временами просто подражали. В Ярославле сохранилось много памятников искусства рассматриваемого периода. Это храмы, в которые входили фрески, архитектура малых форм (иконостасы, царские врата, кивории и др.), вещи прикладного характера – церковная утварь. Особенно богаты коллекции икон. Ко 2-й половине – концу XVI века ярославские мастера-иконники уже выработали свой легко узнаваемый стиль, которому следовали несколько поколений мастеров. Местные иконописцы ценились по России, их постоянно вызывали в Москву к царским заказам. В начале XVI века (1501г.) в Ярославле произошел большой пожар, в котором пострадали постройки Спасского монастыря, обрушился Успенский собор на княжеском дворе; сразу же начаты были восстановительные работы. В короткое время на месте прежнего был возведен новый Успенский собор, а к 1516 в было завершено строительство в Спасском монастыре, там построили новый собор, для которого в этот же год был создан иконостас. Над иконостасом трудились местные и московские мастера. Ныне от него сохранилось тринадцать икон деисусного чина, храмовый образ (Преображение), три иконы из «местного» ряда. Московский мастер, творчество которого развивалось под влиянием Дионисия, создал центральную композицию деисуса («Спас в силах», «Богородица», «Иоанн Предтеча») и образы «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Георгий», «Дмитрий Солунский». Его работам свойственна грация, удлиненность пропорций, мягкость живописной манеры; особенно хороши по живописному строю, мастерскому исполнению «Спас в силах», «Богородица», «Архангел Михаил». Остальные шесть икон деисусного чина писали местные мастера. Работы их более архаичны, например «Апостол Павел» - в прописке лица нет московской непринужденности, колорит тяготеет к более глухим краскам, в рисунке складок одежды появляются жесткие прямые линии, углы складок становятся острыми. Однако лица святых местные иконописцы пишут более индивидуально, так что каждый имеет свое собственное выражение, в отличие от московских икон, где всем ликам придается единообразная благородность. Все иконы Спасского монастыря имеют сдержанную цветовую гамму, что, вероятно, объясняется вкусами настоятелей монастыря, желанием схожести новых образов с прежними, находившимися в соборе до пожара 1501 года.
В строгих аскетических красках исполнена храмовая икона «Преображение», иконографически она повторяет образ начала XV века из Переславля-Залесского, приписываемый Феофану Греку, но менее живописна. Силуэты фигур выглядят жесткими, графичными, преобладают коричневые и охристые оттенки. В тех же темных, преимущественно коричневых оттенках выполнена икона «Благовещение с акафистом». Образ очень красив, изящен, написан в традициях школы Дионисия. Отличается продуманным построением, прекрасно закомпанован; средник иконы окружен двадцати четырьмя клеймами со сценами на тему акафиста. Здесь мы наблюдаем необыкновенную слитность основных действующих лиц и фона – архитектурного стаффажа. В одноименной работе местного мастера из церкви Благовещения, относящейся ко второй половине XVI столетия архитектурный фон лишен подобной логичности, напоминая нагромождение ларей и ларчиков в богатых горницах ярославских купчих, краски пестры, нет единства. Архитектурные кулисы перебивают первоплановое изображение. В ярославских музеях хранятся две большие житийные иконы Иоанна Предтечи. Обе изображают святого в виде «Ангела пустыни», держащим в руках чашу с усекновенной главой – символом мученичества. В первой иконе шестнадцать, во второй двадцать клейм с житием Предтечи. Имея сходную иконографию, второй образ, происходящий из церкви Николы Надеина, написан более профессионально, но его колористический строй менее выдержан, трактовка форм отличается большей дробностью. Работы ярославских мастеров архаичны, как в XV, так и во второй половине XVI века. Наряду с пастозными, густыми слоями краски иконописцы пользуются и жидко разведенными колерами. Не всегда справляются с рисунком. Любят понятные, жизненные изображения, персонажи икон наделяются выразительными жестами, смысл которых понятен любому прихожанину. Сложные композиции в клеймах, обычно отягощенные различными бытовыми подробностями, чередуются с плохо нарисованными и примитивными. Образцом подобных сочетаний может служить икона Никиты Мученика из одноименной церкви. Образ житийный, имеет двадцать клейм. В средники изображен статный воин в ярком киноварном плаще и красивых доспехах, за его спиной – круглый щит. Фигура воина живописна, изящна, но противоположность ей составляют изображения в клеймах. Они монотонно повествовательны, краски в них по большей части мутны, все изображения сливаются в одну полосу, и издали средник иконы кажется помещенным в темную раму. Большую важность для судеб развития ярославской школы иконописи в XVII веке имела икона «Ярославские князья Федор, Давид и Константин в Житии». В Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник попала из церкви Чудотворцев Спасского монастыря. В технике и композиционном строе образа, в характерной насыщенности сюжетов клейм «бытейскими» подробностями выражается дальнейшее направление иконописных исканий ярославских мастеров. «В самом композиционном строе иконы имеется немало таких деталей, которые станут в XVII веке характернейшими признаками произведений живописи, вышедших из-под кисти ярославских иконописцев. К числу таких деталей относятся: обильная разделка одежд всевозможными видами травных и иных узоров, использование в конструкции архитектурных кулис форм, почерпнутых из западных образцов (главным образом из гравюр), обнесение границ средники лентой орнамента, измельченность изображений в клеймах, большое количество клейм»1. Средник в «Ярославских князьях» занимает одну седьмую часть поверхности доски, остальное пространство содержит двойной ряд клейм. Согласно установленному канону (по первому изображению на шитой пелене, 1501г.), святые представлены стоящими в рост. В центре – удельный князь XIII века Федор Ростиславович Черный, изображен принявшим схиму; слева и справа от него – сыновья Давид и Константин в княжеском облачении. Изображения в клеймах представляют меньшей частью земную жизнь князей, а в остальных – посмертные чудотворения святых, исходившие от места их упокоения. XVII век – время наивысшего расцвета экономической и культурной жизни Ярославля. Развиваются ремесла, идет активное строительство, по численности населения город находится на втором месте после Москвы. Купцы и посадские люди в течение трех четвертей XVII века построили около сорока храмов, такого размаха строительной деятельности не было даже в Москве. Храмы активно украшали стенописью и иконами, местные иконописцы получают общерусскую известность и признание; часто их зовут на работу к царскому двору в Москву. Среди ярославских икон появились изображения, посвященные событиям местной истории. Например в Успенском соборе в конце 40-х годов была поставлена икона «Василий и Константин в житии», где в клеймах показана жизнь ярославцев с первой половины XIII века. Так же исторические события отразились в клеймах иконы «Богоматерь Толгская», где изображена жизнь Спасского монастыря от его основания в 1314 году до морового поветрия, бывшего в Ярославле в 1654 году. Но более всего историческими сюжетами изобилует икона Сергия Радонежского в житии. Святой в среднике изображен на фоне пейзажа и различных исторических событий конца XV – начала XVII века. В клеймах представлено житие св. Сергия, написанное по новой житийной редакции, составленной келарем Троице-Сергиевой лавры С. Азарьиным. Во второй половине XVII столетия к иконе снизу добавили большую доску с изображенным на ней сюжетом «Сказание о Мамаевом побоище». Колорит приставленной доски несколько темнее, чем на основной иконе, так как писавший ее художник ориентировался на изменившиеся под действием олифы и лака краски средника и клейм. Кроме житийных икон и сюжетов из Библии, ярославские иконописцы создавали аллегорические композиции на темы акафистов и торжественных песнопений. Красочно и композиционно выверенно исполнена икона на прекрасное церковное песнопение «Величит душа моя Господа». Подобные изображения «на иконах местных мастеров выглядят более живописным и менее шаблонным по композиции, нежели на иконах, сделанных в Москве»2. Еще более активной творческой деятельностью зажил Ярославль во второй половине XVII века. Огромный пожар 1658 года спалил в городе около 1500 домов, три монастыря, двадцать девять церквей, деревянную крепостную ограду кремля, торговые ряды и мосты. Срочно были начаты восстановительные работы и уже на месте сгоревших деревянных, высятся каменные церкви. Активно начали расписываться храмы. В Ярославле появляются прославленные русские мастера: костромчане Гурий Никитин и Сила Савин, устюжанин Федор Евтихиев Зубов. В середине 70-х годов из Холмогор сюда приехал замечательный художник Семен Спиридонов. Для Ярославля он создал много храмовых и местных образов. Сохранилось двенадцать его работ. Лучшими считаются «Илья Пророк», написанный в 1678 году, и «Спас Вседержитель со сценами деяний и страстей», датируется началом 80-х годов. Работы Спиридонова Холмогорца выделяет лиричность колорита, обильное использование твореного золота, которое нередко подкрашивалось легкими лессировками красного или зеленого цвета, что придавало живописи впечатление материальной драгоценности. Иконы художника написаны тонко, изящно; тщательно выделаны как в деталях, так и в общем. Особенно любил он писать различные архитектурные сооружения. Эта любовь заметна уже в клеймах ранней работы Спиридонова «Василий Великий». Увлекательно написаны ритмические чередования башенок и главок, строения носят изысканный светский облик, в них встречаются элементы русской архитектуры конца XVII века и некоторые западноевропейские формы. В последние годы XVII столетия для церкви Ильи Пророка создан пышный большой иконостас и иконы для него. Образы исполнены тщательно, но однообразен колорит, большое внимание иконописцы уделили золоту, а так же обильному украшению икон. В это время появилась традиция украшать иконы золочеными и серебряными окладами, обильно используется твореное и листовое золото и серебро в фонах, на деталях архитектуры и в другой отделке. Оклады обильно украшаются вставками цветных стекол, драгоценных камней, венцами, тонкой резьбой. Композиции икон отличаются перегруженностью, нередко основной сюжет или главная фигура теряется среди второстепенных деталей. Так, что рассматривать образ можно только вблизи. Ярославские изографы к герою иконы добавляли множество различных второстепенных участников, подчас занятых самыми обыденными делами. Например, в храмовой иконе «Илья Пророк в пустыне» на переднем плане изображен юноша, согнувшийся под тяжестью мешка и переходящим реку по мосту. На иконе «Благовещение» рядом с основными действующими лицами замечаешь маленькую фигурку Иосифа, идущего с топором на плече. В клеймах иконы «Знамение» представлены различные битвы и притчи, среди них – сказание об осаде суздальцами Новгорода, в одном из клейм изображены суздальцы в экспрессивной позе возле стен крепости, они натянули луки и готовы обстрелять город. По сравнению со спокойными, несколько элегическими сценами икон Спиридонова, живопись ярославских иконописцев пронизана движением, действие всегда представлено в момент наивысшего напряжения. В конце XVII века ярославские художники составили новые схемы изображения различных икон, не удовлетворяясь древними разработками. Особенная любовь ярославцев к мелочам, подробной трактовке сюжета и тщательности выписки сказалась в них. Например, образ «Рождество Христово». Главный сюжет иконы не пишется в среднике, но среди других изображений, повествующих обо всех событиях, произошедших во время рождения Иисуса Христа. Рассмотреть издалека икону совершенно невозможно из-за дробности и обилия представленных в ней сцен. К этому же периоду относится создание нескольких больших образов
Иоанна Предтечи, лучший из них находился в Успенском соборе.
Ярославские художники пользовались привычной схемой изображения
Предтечи в виде «Ангела пустыни» с чашей в руках (теперь в ней помещена
не усекновенная глава, а Младенец). Фигура святого представлена на фоне
лесистого пейзажа, исполненного замысловато, интересно и
воспринимающегося перспективно. Среди холмов изображены маленькие
фигурки, описывающие житие св. Иоанна. Во втором или в третьем ярусе
иконостаса, для которого предназначалась икона, их увидеть не было
возможности. Однако это не смущало ярославского иконописца, часто
желание рассказать как можно больше пересиливало, так что
художественная целостность и гармоничность оказывалась на втором плане.
Сноски: 1.
С. И. Масленицын. Ярославская иконопись. М.: «Искусство», 1973, стр. 30. 2. Ук. источник, стр. 35.
Список использованной и рекомендованой литературы: 1.Болотцева В. Г. Ярославская иконопись 2-й пол. XVI – XVII веков. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Л., 1984. 2.История русского искусства. / под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. – М.: Изобразительное искусство, 1991. 3.Масленицын С. И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1973. 4.Петерсон В. Е. Перспектива. / учебник для творческих факультетов художественных вузов. – М.: Искусство, 1970. 5.Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М.: Наука, 1975. 7.Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1996, стр. 9-71. | ||||||||||
Категория: СТАТЬИ | | ||||||||||
Просмотров: 2078 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |