Бусыгина Екатерина "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
Первая треть XIX века характеризуется широким подъемом общественных
движений, на все сферы жизни и деятельности большое влияние оказала
Отечественная война 1812 года.
В искусстве господствует классический стиль, называемый в
научной литературе, особенно в литературе начала XX века, русским
ампиром. Строгость и патетичность классицизма дополняется после войны
1812 года русскими героическими мотивами, нация получает самосознание
своей силы, гордости, значимости в истории. Конечно, в ту эпоху этому
во многом способствует художник, которому государство поручает
исполнять высокогражданственные произведения, направленные на
прославление отечества и существующего строя правления.
Академия художеств является оплотом стиля классицизма и
исторической живописи, которая расцвела пышным цветом в эту эпоху и
дала искусству замечательные имена В.К. Шебуева, А.Е. Егорова, А.И.
Иванова, Д.И. Иванова. Профессора Академии Художеств задают своим
выпускникам темы из героического прошлого русского народа: «Дмитрий
Донской на Куликовом поле», «Призвание князя Пожарского».
Несмотря на грандиозность замыслов и положительность идей,
историческая живопись первой трети XIX века не принесла русскому
искусству больших достижений. В разработке темы исторический живописец
был скован требованиями официального правительственного заказа или
условиями академической «программы», то есть картины, которая писалась
с целью получения академического звания. Индивидуальность художника в
этих произведениях отходила на второй план, подчиняясь требованиям
нормативной эстетики. Но, тем не менее, именно в рамках канона, не в
обход его и, не ломая его, большие мастера сумели выразить особенности
своего миропонимания, найти свой собственный язык и отразить новые для
своего времени эстетические идеалы. Поэтому творчество одного живописца
как часть общей закономерности, как звено исторического развития
культуры может дать многое для понимания искусства эпохи в целом.
Этапы творчества Василия Кузьмича Шебуева (1777-1855) можно
проследить только по созданным им произведениям, биография художника не
наполнена яркими событиями, он весь углублен в творчество и беззаветно
служит ему. Творческое же наследие Шебуева многообразно и
свидетельствует о широте интересов. Это не только живописные полотна и
графические композиции на религиозные, мифологические и исторические
сюжеты, но и портреты, гравюры. Он был также одним из немногих русских
художников-монументалистов начала XIX столетия. Его росписи в Казанском
и Исаакиевском соборах, в Екатерининском дворце Царского Села, в здании
Академии художеств позволяют коснуться проблем
монументально-декоративного искусства того времени.
Еще при жизни Шебуева появились исследования касательно его
творчества, А.Н. Андреев писал: «Шебуев бесспорно принадлежит к
великому семейству художников, трудам которых наиболее обязана русская
школа своим направлением». Но уже во второй половине XIX века отношение
к художнику резко изменилось, что было связано с отрицательной оценкой
академического искусства в целом, сохранившейся и в начале XX века.
Только в советскую эпоху искусствоведы серьезно подошли к проблеме
изучения исторической живописи XIX века и творчеству академических
мастеров.
Первая небольшая монография о Шебуеве была выпущена в 1949
году, впоследствии она вошла в сборник «Русское искусство. Очерки о
жизни и творчестве художников. Первая половина XIX века». Обзорные
работы по русскому искусству не обходились без упоминания имени
Шебуева, его краткой биографии и наиболее значительных произведений. О
Шебуеве, а так же в общем об исторической и академической живописи
пишут исследователи Н.Н. Коваленская («История русского искусства
первой половины XIX века»), А.Н. Савинов, А.Ф. Коростин, А.А.
Сидоров(«История русского искусства»). В 1982 году появляется
монография В.А. Кругловой, которая ставит себе задачей, исследовать
художественную и педагогическую деятельность Шебуева, основные
тенденции его творчества.
Василий Кузьмич Шебуев родился в 1777 году в семье небогатого
дворянина, смотрителя при кронштадских складах Адмиралтейской коллегии.
В пятилетнем возрасте мальчик был отдан в Академию Художеств «на
казенный счет» в 1782 году. В то время Академия Художеств воспитывала
не просто художников, но достойных людей, которые будут служить на
благо отечеству и будут верны короне. Вера в искусство как средство
воспитания гражданских идеалов была широко распространена в русском
обществе конца XVIII века.
Ко времени поступления Шебуева в Академию Художеств в 1782
году она располагалась в новом прекрасном здании на берегу Невы,
построенном по проекту А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, и была
оснащена лучшими художественными пособиями. Ее основатель и первый
президент И.И. Шувалов в свое время подарил Академии прекрасную
коллекцию картин, эстампов, библиотеку, а так же прислал из Италии
шестьдесят ящиков «форм, снятых с образцовых произведений ваятелей
древности, в том числе гигантские статуи Геркулеса и Флоры», которые по
сей день украшают фасад здания. Картины итальянских, фламандских и
французских мастеров висели в классах в качестве оригиналов, собрание
эстампов и подлинных рисунков служили ученикам образцами.
К 1770-м годам сложилась академическая система обучения,
дававшая ученикам помимо необходимого свода профессиональных знаний и
навыков широкое общее образование. Ученики делились на пять
«возрастов», пребывание в каждом из них продолжалось три года. Первые
три «возраста» были школой рисования и копирования «оригиналов», далее
– рисование с гипсов и последний курс – рисование живой модели.
Академические учителя проповедовали идеал абсолютной красоты, которая
виделась по закону классицизма в античности. С одной стороны привитие
ученикам вкусов к античной изящности и красоте было полезно и развивало
эстетические вкусы. А с другой - юные художники воспитывались на
шаблонах, отойти от которых они в последствии уже не могли, и лишь
самые талантливые находили свой тон в искусстве и реализовывали себя
вопреки жестким рамкам образования Академии и требованиям классицизма.
Шебуев был успешен в рисунке и композиции. Еще в 1797 году, в
годы окончания Академии, Шебуев обратил на себя внимание картиной
«Смерть Ипполита», сюжет которой заимствован из трагедии Расина
«Федра». Картина не сохранилась; находящийся в Третьяковской галерее
эскиз сепией на эту тему отличается драматическими контрастами
светотени, бурным движением персонажей. Этот эскиз напоминает смелые и
динамичные композиционные рисунки молодого Кипренского, созданные
несколькими годами позднее.
Многие рисунки Шебуева конца XVIII – первого десятилетия XIX
века доказывают его блестящее дарование именно в этой области.
Великолепные этюды с натурщиков иногда самым непосредственным образом
использовались им для композиций. Так, этюд натурщика, опирающегося на
левое колено, целиком повторен художником в композиционном рисунке
«Полифем». Динамичный стиль некоторых рисунков художника быстро
уступает место классической ясности и успокоенности. Характерной для
новой манеры является сепия «Возвращение блудного сына». Композиция
этого рисунка по своей скульптурной четкости напоминает барельеф:
образы имеют обобщенно-монументальный характер.
19 декабря 1979 года Шебуев получает золотую медаль за
композицию «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу», и как
лучший вместе с другими талантливыми товарищами становится пенсионером
Академии с правом поездки за границу. Летом 1803 года Шебуев, Егоров,
Варнек, Уткин, Демут и Дудин направляются в Италию.
В Италии Шебуев настойчиво занимается композицией, продолжая
постигать ее законы, подсказанные изучением классического искусства
Италии. Об этом свидетельствуют две работы – «Крещение Руси» и «Христос
перед Пилатом», выполненные пером и кистью в сочетании со свободным
карандашным рисунком.
В конце пенсионерства Шебуев выполнил довольно необычное
произведение, в котором сочетались черты бытового жанра и портрета –
«Гадание. Автопортрет с гадалкой». Художник изобразил себя в костюме
XVII столетия в позе, напоминающей позы аристократических персонажей на
портретах Ван Дейка, в романтический момент, когда гадалка
предсказывает ему славу по возвращении на родину. Шебуев очень дорожил
картиной, с которой у него были связаны воспоминания молодости, и
впоследствии отказался ее продать. Картина окончена не была.
В 1806 году срок пенсионерства закончился, и Совет Академии
срочно отозвал художников из Рима, теперь они требовались в связи со
строительством Казанского собора.
Строительство и оформление Казанского собора велось в
обстановке необычайного патриотического подъема всего русского народа,
вызванного войной с Наполеоном. По рекомендации А.С. Строганова все
работы в Казанском соборе проводились мастерами Академии Художеств,
которая сосредоточила там главные силы, живописным убранством собора
занимались художники: Г.И. Угрюмов, В.Л. Боровиковский, В.К. Шебуев,
А.Е. Егоров, А.И. Иванов, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов.
В 1807 году Шебуев выполнил для собора эскиз «Вознесение
Богоматери». За эскиз маслом художник получил звание академика
исторической живописи, и почти одновременно его назначают на должность
адъюнкт-профессора по классу исторической живописи.
В куполе Шебуев исполнил плафон «Коронование Богоматери»,
погибший в 1814 году при отбитии штукатурки. Изображение трех
святителей «Василий Великий», «Григорий Богослов» и «Иоанн Златоуст»
сохранились до наших дней, они помещались в нишах юго-восточного,
северо-восточного и северо-западного пилонов Казанского собора.
Современники давали полотнам высокую оценку, особенно знаменито было
изображение «Василия Великого», которое неоднократно гравировалось.
1 сентября 1812 года Шебуев был баллотирован большинством
голосов в профессоры. В это время Шебуев – признанный мастер, картины
которого получили широкую известность. Он вступает в период творческой
зрелости. Впереди плодотворная педагогическая работа, множество
заказов.
Патриотический подъем, охвативший все русское общество в годы
борьбы с Наполеоном, в известной степени определил и
идейно-художественную направленность Академии в те годы. Интерес ко
всему русскому, национальному вызвал к жизни смелые по своим исканиям
произведения в искусстве академических мастеров. Шебуев в этот период
выполнил несколько композиций на темы русской истории: «Избрание на
царство Михаила Федоровича Романова», «Подвиг купца Иголкина», «Князь
Пожарский», «Петр Великий при Пруте», серию «Заключение
Кучук-кайнаджикского мира» и два больших рисунка, посвященных сражениям
Отечественной войны 1812 года: «Поражение Вандамма» и «Поражение
корпуса маршала Даву». До нашего времени сохранились два первых
произведения и обе баталии.
В 1811 году Шебуев создал эскиз на тему «Подвиг купца
Иголкина», убившего во время Северной войны, находясь в плену, двух
шведских часовых за оскорбление России и Петра Первого. «Неужели не
будет создан памятник этому седовласому герою», - заявил Шебуев и
приступил к сложной, длительной работе над картиной «Подвиг Иголкина»,
законченной лишь в 1839 году (ГРМ). Характерно для эпохи то, что Шебуев
изучал этнографические источники, стремясь и в деталях соблюсти колорит
времени. В картине сделана попытка правдивого воссоздания места
действия; шведы у Шебуева одеты в исторически верные мундиры, Иголкин,
благообразный старец с окладистой бородой, - в русскую рубаху. В целом,
однако, картину нельзя считать удачной. Преувеличенная патетика жестов
шведских солдат, неопределенность характеристики Иголкина мешают ей
быть убедительной. Стремление художника к конкретности исторического
содержания созвучны аналогичным исканиям более молодых мастеров
исторической картины, принадлежавших к поколению, чья деятельность
протекала в 30-х – 40-х годах XIX столетия.
С 20-х годов XIX века Шебуев занимается эскизами росписи для
Академии Художеств, а так же создает проект росписи большого плафона
Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Это была
первая крупная самостоятельная работа художника в области
монументально-декоративной живописи. Живописный плафон должен был
создать иллюзию небесного свода. Центральная часть – «Вознесение
Христа» - образует так называемое зеркало иллюзорного свода, а на
четырех остальных написано архитектурное обрамление. Это характерный
прием декораторов XVIII века: перспективная кайма, окружающая
«зеркало», благодаря низкому горизонту, более или менее совпадающему с
горизонтом зрителя, стоящего в зале, создавала иллюзию продолжения
стены и как бы прорывала плоскость потолка, увлекая взгляд в синее
небо, раскрывающиеся в центре плафона.
По окончании работы над плафоном в 1921 году Шебуев получает
должность «придворного живописца с определением к Эрмитажу», которую
ему исходатайствовал новый президент Академии Художеств А.Н. Оленин.
Оленин занимался реформированием образования в Академии, он задумал
создать учебники для воспитанников, особенно нужен был учебник по
анатомии. Президент обратился к преподавателям Академии с просьбой
составить правила рисования и анатомии человека. Узнав, что еще в
Италии Шебуев занимался в анатомических театрах, Оленин предложил ему
выполнить по своим зарисовкам гравюры. Анатомические рисунки Шебуева, а
также рисунки с классических статуй легли в основу «Полного курса
правил рисования и анатомии для питомцев Императорской Академии
художеств», который Шебуев в основном закончил к 1822 году. Но издан
учебник был лишь в 1831 году и получил другое название: «Антропометрия
или размеры тела человеческого с образцовых произведений древних и с
натуры для учащихся подражательным искусствам», причем самая важная
часть пособия, содержащая практическую анатомию для художников, была
отброшена, и труд получил другую направленность.
С 1830 года Шебуев стал исполнять обязанности ректора
живописи и инспектора классов, а также заменял А.А. Оленина и
вице-президента Академии Ф.П. Толстого во время их длительного
отсутствия. Кроме того, Шебуев осматривал барельефы для театра,
руководил реставрационными работами в иконостасе Петропавловского
собора, следил за копированием портретов из коллекции графа Шереметьева
для Гатчинской портретной галереи и прочее. И не смотря на такую
большую занятость, Шебуев в эти годы создает свои наиболее
замечательные произведения: «Торжество на Олимпе» - роспись купола
конференц-зала в здании Академии Художеств, «Наводнение 7 ноября 1824
года» (произведение утрачено), группу портретов, в том числе «Портрет
Швыкина», и много сил отдает педагогической деятельности.
В 1844 году заслуженному ректору Академии художеств Шебуеву
было предложено наблюдать в Исаакиевском соборе «за производством
живописи как на стенах, так и в иконостасе, для достижения в оной
совершенства и общности колорита». Собор представляет собой собрание
монументальной живописи: более ста пятидесяти произведений
академических художников, выполненных в 1845 – 1858 годах, покрывают
стены, своды, подкупольные столбы. Здесь работали мастера разных
поколений: Н.М. Алексеев, П.В. Басин, А.Т. Марков, П.М. Шамшин, Т.А.
Нефф, Ф.С. Завьялов, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов и другие. Иконопись
Исаакиевского собора явилась завершающим звеном эволюции этого рода
живописи первой половины XIX века. Холодная рассудочность и официальная
условность изображения, схематизм и закостенелость композиционных
приемов сочетаются с повышенной экзальтацией и мистицизмом образов. Все
это свидетельствует об упадке академизма, пути которого окончательно
разошлись с передовым русским искусством.
Для собора Шебуев исполнил роспись «Воскрешение сына вдовы
Наинской» в 1849 году. Замечательны подготовительные работы Шебуева для
росписей, которые ныне хранятся в Русском музее. Графические и
живописные произведения художника 1830 – 1840-х годов свидетельствуют о
том, что он искал новые выразительные средства, новый язык и, отступая
от стилистической строгости классицизма, сделал шаг в сторону
реалистических исканий, нарастающих в искусстве того времени.
16 апреля 1848 года Академия художеств торжественно отметила
пятидесятилетний юбилей творческой и педагогической деятельности
Шебуева. Профессора и почетные члены Академии преподнесли юбиляру
золотую вазу с надписью: «Василию Кузьмичу Шебуеву в память полувековой
пользы, принесенной художествам в России». Николай I, лично
поздравивший Шебуева с юбилеем, пожаловал ему золотую табакерку,
украшенную бриллиантовым шифром. Н.В. Кукольник прочел свое новое
сочинение «Русская школа живописи», посвященное Шебуеву, а А.Н.
Струговщиков подарил ему свой перевод драмы Гете «Земная жизнь, или
Апофеоз художника».
Умер Шебуев после кратковременной болезни 17 июня 1855 года у
себя дома. Похоронен на Смоленском кладбище, где на его могиле
Академия, по предложению К. Тона, воздвигла скромный памятник в виде
сломанной колонны, символа прерванной жизни.
© Бусыгина Екатерина, 2003.
|