Бусыгина Екатерина "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуре и искусстве"
Один
из величайших русских писателей, Николай Васильевич Гоголь, был кроме
того замечательным русским критиком. Творческое наследие Гоголя велико
и многообразно.
Гоголь – критик и публицист, между тем многие его работы
носят научный характер и предметом их исследования чаще является не
литература, а история. Гоголь касается различных тем, фольклора,
этнографии, географии, философии, искусствознания. Сложны работы
писателя со стороны жанра, элементы художественности часто превышают в
них ту степень, которая считалась уместной в статьях научного или даже
литературно-критического профиля. Некоторые из них близки по жанру к
произведениям художественным, одни – к лирическому монологу («Борис
Годунов»), другие – к философской аллегории или «эмблеме» («Скульптура,
живопись и музыка», «Жизнь»).
Стремление к критической деятельности появилось у Гоголя еще в
раннюю пору его творчества, в пору написания «Вечеров на хуторе близ
Диканьки» (1831). Вскоре после выхода в свет этой книги Гоголь занялся
подготовкой сборника «Арабески», в который входили, наряду с
художественными произведениями, статьи по вопросам искусства и
литературы. На этом сборнике лежит печать некоторой двойственности
оценок действительности. Одни статьи еще отражают романтические
устремления Гоголя. В других он выступал уже убежденным поборником
реализма и народности в искусстве и литературе, провозвестником и
защитником самобытности искусства.
О том, каким должен быть критик, и что за задачи преследует критика,
Гоголь пишет в своей маленькой статье под названием «О том, что
требуется от критики». Это даже не статья, а классное сочинение
по теории словесности, которое Гоголь написал, учась в нежинской
гимназии, и которое через 20 лет было опубликовано в журнале «Современник».
Вот краткие положения этого сочинения: во-первых, критика должна
быть беспристрастна. Во-вторых, строга, чтобы уметь дать верную
оценку прекрасному. А также благопристойна, «чтобы ни одно выражение
оскорбительное не вкралось, через то уменьшающее достоинство критики
и заставляющее думать, что рецензентом водила какая-нибудь вражда,
злоба, недоброжелательство. Следственно, отсутствие личности также
необходимо для критики». И последнее, чем должен руководствоваться
критик, это той пользой и добрым начинанием, которую он принесет
своим сочинением. «Истинное желание добра должно одушевлять все
его (критика – Е.С.) изыскания и разборы и быть всегда его неизменным
водителем» . В дальнейшем Гоголь развивал эти мысли более широко,
применяя их не только к критике, но к искусству, литературе и жизни
вообще.
Теоретические
взгляды Гоголя и все его художественно-эстетической мироощущение
складывалось под влиянием многих факторов. Уже в ранние годы, особенно
в период ученичества в нежинской Гимназии высших наук (1821-1828)
влияние украинской культуры, в том числе демократической, народной,
«низовой», чрезвычайно тесно переплелось с воздействием культуры
русской и западноевропейской. Формируя свой взгляд, оригинальный и
самобытный, Гоголь черпал из многих источников различную информацию,
по-своему ее перерабатывал, делая собственные выводы.
Но если говорить об универсализме Гоголя, то приходится
вспомнить прежде всего о тех тенденциях, которые проистекали из
философских установок идеалистической, главным образом немецкой,
диалектики.
Когда в литературной науке возникла необходимость
сопоставления Гоголя с широкими всевропейскими явлениями, то среди
последних обычно избирался немецкий романтизм, а также классический
идеализм, Гоголь разделял некоторые идеи Канта, Шеллинга, Гегеля и
Окена.
К середине 20-х годов XIX века в России наметилось довольно
сильное умственное течение, которое, опираясь на опыт идеалистической
немецкой диалектики, стремилось к выработке цельного философского
учения. У истоков этого течения стояли Д.Веневитинов, А.Галич,
продолжено оно было Н.Надеждиным, Н.Станкевичем, И.Киреевским. Было бы
преувеличением зачислять Гоголя в круг представителей данного
направления, но связи с ним у Гоголя несомненны, и они значительны и
плодотворны.
В заслугу Канту, Шеллингу, Гегелю и Окену Гоголь ставил то,
что они разделяли и соединяли «в единство великую область мышления».
Соединение «в единство» - главная тенденция исторических штудий и
самого Гоголя, причем, помимо философского систематизма, а также
свойственного романтикам духа универсальности, его подкрепляли в этой
тенденции стремления ряда профессиональных историков.
Одна из ранних статей Гоголя «Скульптура, живопись и музыка»,
размещенная в сборнике «Арабески», посвящена сравнения трех видов
искусства. Она даже и по названию повторяет одну из работ
Д.Веневитинова 1827 года. А еще раньще именно эти три вида искусства
выделил для первоначального философского рассмотрения Шеллинг: «Итак, я
буду прежде всего конструировать три основные формы изобразительного
искусства – музыку, живопись и скульптуру – со всеми переходами одной
формы в другую». (Ф.-В. Шеллинг. «Философия искусства»).
Одна из главных тем в творчестве Гоголя – это христианство.
Это даже не тема, но живая наполняемость всех его произведений, всегда
он сверяет свои мысли с христианским учением, во всем сквозит его
глубокая уверенность в чистоте христианского учения, в его истинности в
последней инстанции. Это предает произведениям писателя романтичность,
а также аскетичность с одной стороны, а с другой – моралистическое
начало, некое учительство всегда и во всем. Сравнивая скульптуру,
живопись и музыку, Гоголь не забывает упомянуть, что две последние
замечательно послужили христианству и благодаря нему достигли небывалых
высот. Тогда как скульптура слишком чувственна и «никогда возвышенные,
стремительные мысли не могли улечься на ее мраморной сладострастной
наружности» .
Интересна оценка средневековья Гоголем в работе «О средних
веках», которая помещена в сборнике «Арабески» вслед за предыдущей
статьей. Писатель говорит, что все в Средневековье – это «поэзия и
безотчетность». Пафосно восхваляет «юность» средних веков; все мрачное
– инквизицию, костры, пытки; безумное – поклонение прекрасной даме,
совершение немыслимых безрассудных подвигов; наивно-жестокое –
крестовые походы; колоссальное – развитие наций, завоевания, богатство
отдельных городов. И над всем этим миром правит папа, «он –
могущественный обладатель этих молодых веков, он движет всеми силами их
и, как громовержец, одним мановением своим правит их судьбою» .
Гоголь говорил в своем маленьком сочинении на тему критики,
что критик должен быть беспристрастным, строгим, а также безличностным.
Но совершенно противоположный подход мы находим в самих критических
статьях писателя. Они переполнены эмоциями, если не сказать, напыщенны,
не смотря на всю красоту их слога. Это не язык современной критики, не
сухая и конкретная речь журналиста, но романтическая баллада,
свойственная восточному или западному средневековью. Хотя именно о
средневековье автор и пишет, тем самым его язык становится особенно
образным и притягательным, но излишне эмоциональным. Гоголь любит эпоху
средних веков, словно тоскует о ее минувшей красоте, которую не
понимают его современники. Современную ему классическую архитектуру
считает скучной и восклицает в своей статье «Об архитектуре нынешнего
времени» («Арабески»): «была архитектура необыкновенная, христианская,
национальная для всей Европы – и мы ее оставили, забыли, как будто
чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую» .
Архитектура классицизма Гоголю не нравилась, никакое
архитектурное строение этого стиля не вызвало у Гоголя не только
восхищенной, но даже положительной оценки. «Всем строениям городским
стали давать совершенно плоскую, простую форму. Дома старались делать
как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на
сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей». То есть Гоголь
подчеркивал утилитарность современной ему архитектуры, а он хотел
видеть горение, свет, выраженный в самой архитектуре здания, как
средневековый храм, здание которого «летело к небу; узкие окна, столпы,
своды тянулись нескончаемо в вышину; узкие окна, столпы, своды тянулись
нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым,
сквозил над ними» . Современным храмостроительством писатель тоже не
был доволен. Особенно обвинял зодчих в мелочном подражании античности и
западному искусству, когда они не могут ухватить всей идеи, но
хватаются лишь за частности. «Архитектор-творец должен иметь глубокое
познание во всех родах зодчества. Он менее всего должен пренебрегать
вкусом тех народов, которым мы в отношении художеств оказываем
презрение. Он должен быть всеобъемлющ, изучить и вместить в себе все
бесчисленные изменения их. Но самое главное – должен изучать все в
идее, а не в мелочной наружной форме и частях. Но для того чтобы
изучить в идее, нужно быть ему гением и поэтом» .
В 1834 году была опубликована статья Гоголя о картине
Брюллова «Последний день Помпеи». Гоголь восторгается этим
произведением. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее
краски, свет, пластическую красоту в творении Брюллова. Утверждая, что
живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела
ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение,
придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова
«полным, всемирным созданием». «Его фигуры прекрасны при всем ужасе
своего положения. Они заглушают его своею красотою» . В этом Гоголь
видел главную идею картины. Содержание же статьи несравненно шире, так
как Гоголь касается в ней общих вопросов живописи, весьма точно
определяя ее состояние в 20-30-х годах XIX века. В первый раз в жизни
принявшись за художественную критику, Гоголь обнаружил необыкновенное
умение находить словесное выражение сложнейшим живописным впечатлениям.
То, что написано Гоголем в статье о «Последнем дне Помпеи», по
образности и по глубине проникновения не идет ни в какое сравнение с
уровнем тогдашней художественной критики.
Лично познакомиться с Брюлловым Гоголю довелось значительно
позже, возможно в 1841 году. Брюллов был в зените своей славы. Однако
Гоголь вряд ли сохранил тот юношеский восторг, которым пропитан его
гимн картине Брюллова. Ряд бытовых обстоятельств должен быть принят во
внимание. Так, в одном из писем Гоголь упоминает имя Брюллова в связи с
крайне несимпатичной ему личностью Н.Кукольника, в компанию которого
входил Брюллов. В Петербурге ходили слухи о моральной распущенности
Брюллова. Вряд ли мог положительно отнестись Гоголь и к обширной
деятельности Брюллова как светского портретиста, о чем всегда так
отрицательно отзывался А.Иванов.
Идея неразрывности эстетических взглядов и морального
поведения художника, лежащая в основе эстетических взглядов Гоголя, не
могла получить никакого подкрепления в том, что Гоголь мог тогда знать
о Брюллове.
Между тем все суждения об эстетике Гоголя покоятся только на
его статье о знаменитой картине Брюллова и известном письме к
Виельгорскому об Александре Иванове и потому, естественно, страдают не
только ограниченностью, но порой и просто неверными выводами.
На протяжении своей жизни в письмах, статьях и литературных
произведениях Гоголь не раз возвращается к вопросу о значении искусства
и цели творческой работы художника. По мнению Гоголя, искусство служит
не для забавы, не является роскошью и украшением, а глубоко входит в
человеческую жизнь, содействуя ее преобразованию и воспитывая людей.
Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем
особого, высокого дара, творцом. В произведениях искусства Гоголь
чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды или лжи, добра
или зла. Правдивость есть органическое свойство, присущее подлинному
художнику. Правда – это цель искусства.
Когда художник окончил свою работу, произведение искусства
вступает в жизнь, несет в мир заключенное внутри него содержание. Вот
почему так велики обязательства художника перед народом, так велика
ответственность за все то, что он вносит своими творениями в жизнь.
© Бусыгина Екатерина, 2002.
|