Главная » Файлы » СТАТЬИ |
19.09.2008, 22:26 | |||||||||||||||||
Бусыгина Екатерина "Польский плакат II Мировой войны"
Введение Война, военные действия – это всегда нарушение привычного строя жизни и хода мыслей. Нападение на отечество вызывает бурю чувств в сердцах граждан, это и страх за свою жизнь и свободу, а также волна патриотизма, желание защитить свою родину во чтобы то ни стало. Вторая Мировая война не оставила нетронутым ни один дом в Европе, ни одну семью не миновали ужасы войны, одни народы защищали свои земли от фашистских интервентов, другие – помогали своим соседям. Мобилизован был весь мир и каждый человек стал творцом истории. Все мирные профессии мобилизовались и стали работать для победы. Россия, Франция, Англия, Албания, Норвегия, Польша боролись против фашизма. И надо сказать, что Польше было сложнее всего, как не мужественны были польские солдаты, сколько бы героических подвигов они не совершили, маленькая страна не могла устоять перед натиском вымуштрованной германской армии. Кроме того, Польша не могла надеяться на хоть сколько нибудь существенную помощь других стран, так как судьба ее еще перед началом войны была предрешена двумя сильными государствами, и земли поделены по секретному договору между Германией и СССР. С Англией и Францией у поляков был заключен Договор о взаимопомощи, но воевать против иностранных интервентов Польше пришлось самой. И день 1 сентября 1939 года стал для Польши роковым. Германия вторглась на территорию Народной Польши, а через месяц пала Варшава, поляки из-за слабости сил своей армии вскоре прекратили сопротивление, правительство бежало за границу, а земли суверенного государства были разделены в соответствии с секретным пактом между Германией и СССР. В таком плачевном состоянии, оставленная на милость и произвол победителя, Польша находилась до 1943 года. В 1943 году было сформировано народное Войско Польское, а в 1944 году была создана Армия Людова, и в январе 1945 года Польша была очищена от фашистских интервентов силами русской и польской армии. Столица Польши представляла собой руины, другие города тоже были разрушены. Но жизнь постепенно возвращалась в города, силами польского народа восстанавливалась Варшава. И боевым вдохновителем в трудную минуту борьбы и восстановления мирного быта был плакат. Он появлялся на стенах разрушенных зданий и громко, но немногословно призывал: «На запад!» (М.Томкевич), «На Берлин!» (А.Радзевич-Винницкий), «Уничтожим фашизм до конца» (Э.Липиньский). Плакат для поляка был важным средством агитации, а также коммуникационным средством. Тиражировались плакаты вручную по трафарету на газетной или оберточной бумаге, за качеством их исполнения не следили, важно было мгновенно откликнуться на событие сегодняшнего дня. Военный плакат может считать датой своего рождения сентябрь 1944 года, когда в Люблине при Главном политико-воспитательном управлении Войска польского была создана «Мастерская пропагандистского плаката». «Через некоторое время, продвигаясь вслед за наступающими польскими войсками, она перебазировалась в Лодзь. Здесь к концу 1945 года появились первые плакаты, отпечатанные литографским способом»1. Первые польские плакаты появился в XIX веке, их потребовала ситуация: быстрый рост городов и появившейся конкуренция, возросшая потребность в рекламе. То есть первый плакат был рекламным. Почти одновременно с рождением плаката в Польше, появляются и первые издания, ему посвященные. Это путеводитель по выставке плаката, организованной Краковским техническо-промышленным музеем в 1898 году и брошюра «Искусство плаката, цели, происхождение, тематика и художественные принципы современного плаката». Автором обеих работ был директор музея Ян Вдовишевский, он заметил, что несмотря на то, что плакат находится еще в младенческом возрасте, уже можно говорить об его особенностях и о дальнейшем развитии. Центром развития польского плаката в последнее десятилетие XIX – начале XX века был Краков. Работы первых плакатистов не были плакатом в прямом смысле слова, но были лишь увеличенными иллюстрациями, на которые большое влияние оказал немецкий стиль модерн с его декоративностью и запутанностью композиций. Дальнейшее развитие польского плаката связано с созданием в 1902 году общества «Польское прикладное искусство» и появление новых имен художников – Я.Буковского, Г.Узембло, Ю.Чайковского, которые пытались в искусстве плакате противостоять западным влияниям, обогатить его народными мотивами. Первый период в истории развития плаката закончился около 1910 года, после которого вплоть до окончания Первой Мировой войны в этой области не было сделано ничего значительного. Новой эпохой в развитии плакатного искусства стал период 1920 – 1930-х годов, это было время, ознаменованное восстановлением независимости Польши и связанный с этим патриотический подъем. Центром развития плаката стала Варшава, а точнее Варшавская Политехника и Академия Художеств. Плакатисты тяготели к символике, к символическим образам, широко распространенным в жизни и понятным любому поляку. Одним из таких символов был одноглавый польский орел. Наступившая Вторая Мировая война, день начала которой это день вторжения в Польшу иностранных интервентов, принесла Польше огромные потери, помимо огромных человеческих жертв, в ходе военных действий было уничтожено или вывезено в Германию большое количество художественных ценностей. Развитие культуры затормозилось. Но годы войны не стали для плаката годами застоя. Плакат 1945 года призывал на борьбу с врагом, на мобилизацию всей страны. Когда война окончилась, плакат стал призывать к восстановлению страны, а так же служил напоминанием о жестокости войны: «1939 год не повторится никогда» (В. Закшевский, Э. Закшевская), «Никогда больше Освенцима!» (М.Берман). Отдел плаката при Варшавском Национальном музее был основан в 1961 году, и сейчас он насчитывает более 5 тысяч экспонатов, из которых более трех четвертей – польские. Благодаря талантливости плакатистов, польский плакат стал известен по всей Европе, часто проходили выставки плаката в Италии, Германии, Франции, Дании, России. Польскому плакату посвящались многочисленные статьи в различных журналах (“ Projekt ”, «Искусство», «Польша», «Творчество» и др.), выпускались каталоги к выставкам на многих языках. А также появились первые монографии и альбомы. На русском языка издательством «Праса» в Варшаве в 1957 году был выпущен альбом «Польский плакат», в котором были собраны творения лучших польских плакатистов, а также краткие биографии авторов. Кроме этого альбома, было выпущено еще несколько хорошо проиллюстрированных альбома, но так как среди них нет ни одного, который бы касался польского плаката военного времени или затрагивал тему Второй мировой войны, описание этих альбомов мы опустим. В 70-х годах были выпущены сразу две замечательные книги, посвященные польскому плакату, это «Современный польский плакат» К.В. Мытаревой2 и «Польский плакат. Исторический очерк» Л.Н. Уразовой.3 Искуствоведы последовательно излагают историю польского плаката, удиляют должное внимание также и военному плакату Польши, некоторые плакаты рассмотрены более подробно и им дана критическая оценка, но в основном обзор творчества польских плакатистов можно назвать беглым. Тема войны (1939-1945) в современном польском плакате Прежде чем приступить к описанию сохранившихся после Второй Мировой войны и более поздних плакатов, посвященных теме войны, нужно дать общую характеристику польскому плакату, который несомненно узнаваем и отличается от плакатов других стран. Как уже упоминалось выше, для польского плаката характерно присутствие символа. Причем часто символом становится конкретная деталь, которая постоянно используется плакатистами и понятна при первом прочтении и не может трактоваться иначе, чем в том духе, в котором было задумано плакатистом, то есть эта деталь в плакате становится говорящей и превращается в знак или символ. Символами являются изображение орла, означающего Польшу, изображение Сирены - город Варшава, голубя – символ мира. А знаками, часто изображаемыми на польских плакатах, являются бомбардировщики, фашистские каски, свастика, полосы одежды заключенного концлагеря, руины домов, бомбы – все эти изображения говорят об одном: о зле и разрушениях, которые несет война и конкретный враг – фашизм. Знак, смысл которого конкретен, в плакате сочетается с символами, текстом, композицией и становится многозначным, пугающим или призывающим, он начинает многообразно воздействовать на сознание. Так, например, бомба в плакате Т.Трепковского «Нет!», где ее грозный силуэт на фоне неба, развалины здания внутри ее контура и кричащее слово «нет!» создают поистине пугающие впечатление. Здесь изображение данного предмета становиться знаком разрушений и символом войны, беды, потерь. Чтобы не путаться в понятиях знака, символа, изображения, дадим сразу же определение, которое пригодится при рассмотрении плакатов в дальнейшем. Итак, знак это, прежде всего объект, который несет в себе конкретное значение, это значение не поддается иным комментариям, кроме того, который изначально в него заложен. Символ же это объект многозначный, он может содержать в себе несколько смыслов и интерпретироваться по-разному, в зависимости от того какому событию или субъекту он сопоставлен и чьим символом является. В плакате всякое изображение является символом или знаком, так как объект, не несущий информации и служащий чисто художественным целям может мешать восприятию основной идеи плаката. Однако плакат, являясь произведением искусства, не может быть лишен художественности и проявления творческой фантазии, так как именно творческий подход и умелое использование композиции позволяет плакату быть понятным зрителю, позволяет художнику воздействовать на зрителя средствами художественной выразительности. Как же можно охарактеризовать польский плакат в общих чертах? Характерна ли для него графичность или живописность, статика или динамика, цветистость или цветовое единство, сказать сложно, как пишет исследователь польского плаката К.В. Мытарева. «Решить такакую задачу очень сложно, так как самым существенным для польской школы плаката является именно то, что в коллективе польских мастеров рука об руку работали непохожие друг на друга ярко индивидуальные художники»4, так что подражать кому-либо из них было возможно, только занимаясь прямым копированием идей и образов. Во время войны к плакату обратились художники различных направлений, ни до ни после войны они не занимались плакатом, но в военное время это искусство было единственным живым и нужным. А эксперементировать практически не приходилось, многие плакаты были сделаны торопливо, но есть и такие, которые навсегда останутся лучшими произведениями польского, а некоторые и европейского плакатного искусства. Плакатов времен войны сохранилось мало, это и понятно, так как в то бурное время некому было их собирать, да и большой художественной ценностью многие плакаты не обладали, так как были сделаны наспех на серой оберточной бумаге несколькими красками по трафарету. Изяществом и искусностью композиции плакат часто тоже не отличался, так как, думая о содержании, художники часто пренебрегали формой. Почти все композиции строились по диагонали с движением справа налево, в центре находилось изображение, часто это был воин, а под ним – короткая надпись-призыв. Примером такого классического плаката может служить работа М.Томкевича «На Запад!» или А.Радзевича-Винницкого «На Берлин!». В плакате М.Томкевича «На запад» изображен мужественный воин, который призывает отряд или батальон идти за ним. Фигура дана во весь лист и как бы разрывает пространство резким движением руки вверх и застывает в напряженном крике. К кому обращается солдат мы не видим, это и есть задумка художника – герой плаката обращается к зрителю. Та экспрессия, с которой изображен солдат, напоминает героические революционные фильмы, где революционеры звали людей побороться за свою свободу от королей и богачей; в плакате польский воин призывает на борьбу за свою жизнь и свободу от оккупации. Плакат Радзевича-Винницкого «На Берлин!» более спокойный. Та же фигура воина на первом плане, но нет экспрессии и динамизма плаката Томкевича. Плакат создан в 1944 году, Польша еще не была освобождена, но если посмотреть на этот плакат, то не остается сомнения, что враг будет отеснен с польской земли даже до Берлина. Эта спокойная уверенность конечно была нужна в годы войны и вдохновляла людей, помогала им выстоять. В 1930-х годах была организована мастерская « Mewa » («Чайка»), в которую входили Э.Мантейффель, А.Вайвуд, Я.Хладки. Их плакатное творчество отличается использованием знаков и символов. А плакат А.Вайвуда «Не позволим отторгнуть Балтийское море» (1939) год можно считать первым плакатом военного времени, то есть первым, который дошел до нас. Посвящен он острой внешнеполитической проблеме: защите морских границ Польши от посягательств фашистской Германии. Отечеству угрожают, и это чувствуют художники. На плакате Вайвуда изображена винтовка со штыком на конце, которая будто бы простирается над польским побережьем Балтийского моря и защищает его, предупреждая недругов, что польский народ сможет дать интервентам достойный отпор. Но тучи сгустились над небом Польши, Германия выдвинула ультиматум полякам, расторгла пакт о ненападении и 1 сентября 1939 года вторглась в Польшу. Тяжелые дни настали для польского народа, но он выстоял. А итогом его стойкости и любви к отчеству мы видим необыкновенный расцвет плакатного искусства. В 1944 году в Люблине при Главном политико-воспитательном управлении Войска Польского была создана «Мастерская пропагандистского плаката», которая, продвигаясь вместе с наступавшими польскими войсками на освобожденные территории, перебазировалась в Лодзь. К концу 1945 года здесь появились первые плакаты, отпечатанные литографским способом. Организатором и вдохновителем мастерской, а так же автором большинства проектов плакатов и их исполнителем был художник Влодимеж Закшевский. Вместе с ним работали Е. и Ю. Краевских, А.Радзевич-Винницкий, М.Томкевич и другие. В 1943 году родилось Войско Польское в бою под Ленино. Затем следовали победы поляков совместно с советскими войсками и постепенное освобождение городов, а 17 января 1945 года войска 1-го Белорусского фронта совместно с 1-й армией Войска Польского освободили столицу Польши Варшаву. И многие плакаты прославили эту дату. Зенон Янушевский в плакате «ХХ годовщина освобождения Варшавы» дату 17/ I .45 делает центром композиции. На всем поле плакатного листа – изображение серой стены с осыпающейся штукатуркой, покрытой выбоинами от снарядов, и на этой стене кто-то процарапал слова: «Мин нет. 17/ I .45», под надписью нарисован мелом и обломком кирпича красно-белый польский флажок. Надпись и этот флажок столь безыскусны, так реально изображены художником, что плакат убеждает с первого взгляда. Десятилетнему юбилею освобождения Варшавы посвящен плакат Т.Трепковского «Десятилетие освобождения Варшавы» (1954). Цифры дня освобождения здесь не фигурируют, а лишь набиты мелким шрифтом в левом верхнем углу плаката. На голубом фоне небосвода изображена бронзовая статуя, символизирующая освобождение: женщина со щитом и мечем, через ее плечо перекинута лента в цветах государственного флага Польши. Еще одна цифра была важна для плакатистов – это 1939 год, год начала войны. В плакате Трепковского «Не повториться никогда 1939» эта цифра занимает более трети листа, она является цетром композиции и своим наклоном и очертаниями напоминает чуть наклонившиеся руины домов через окна которых просвечивает огонь и дым пожарищь. Над цифрами несутся фашистские бомбардировщики, и небо в войну таит опасность, художник тонко это подмечает. Стоит упомянуть еще один плакат с тем же названием «1939 год не повторится никогда» В.Закшевского, выполненный совместно с Эльжбетой Закшевской уже в послевоенные годы. Этот плакат – один из образов войны, одно из ее страшных откровений. На первом плане изображен бегущий ребенок, протягивающий руки к обуглившимся останкам городских домов. Может быть он кричит от ужаса, зовет своих родителей и не узнает место, которое было его домом. Это не Польша, не Варшава, это весь мир, это образ мира, объятого войной, образ невинного страдания. Тут нет отчаяния, так как ребенок еще не умеет отчаиваться, но есть безысходность, так как спасти себя сам ребенок не может. И этот плакат силен именно этим образом беззащитного ребенка, слабостью человека перед стихией войны. Плакат создан уже в послевоенное время, как напоминание нам: взрослые зрелые люди своими амбициями виновны в гибели беззащитных детей, но не только детей, а целых народов, стран, судеб. Этот плакат – напоминание о прошедшей самой тяжелой и страшной войне, участниками которой были все. Наиболее известный плакат военного времени это плакат Трепковского «Нет!» . Слово «нет» крупным шрифтом и силуэт бомбы, в который вписан разрушенный догорающий дом, ставший таким после бомбардировки. Это не изображение конкретной войны, не страдание определенной нации, но образ всех войн 20 века, образ страдания всех народов. И этот плакат нельзя назвать сиюминутным откликом на современные художнику события, это яркий обобщенный образ войны и страданий, которая она несет следом. Этот плакат известен не только в Польше, но и по всей Европе, его не раз экспонировали на различных выставках. Наибольший успех плакат имел в дни Пятого Международного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве в 1955 году, «когда архитектор Буйницкий увеличил его до размеров пятиэтажного дома и приставил к освященным красным светом подлинным руинам здания, которые были видны через вырезанный в плакате силуэт бомбы»5. Имя Трепковского связано еще с несколькими замечательными плакатами военной тематики. Нужно отметить характерный для художника стиль: в своих плакатах он не изображает множество предметов или событий, но одну самую важную говорящую деталь, которая становиться знаком события. В пример можно привести несколько работ. Но остановимся например на плакате «Призывники в строй!». Весь лист плаката, а этот плакат имеет размеры 50х70 сантиметров, занят дулом винтовки. Это даже не вся винтовка, а лишь ее верхняя часть, та которая поднимается из-за плеча солдата. Но оружие украшено двумя гвоздиками – красной и белой, цвета польского государственного флага. И это дополнение изменяет и общее значение дула винтовки, словно и оружие призывает к миру, но будет вынуждено защищать отечество, когда настанет час войны. Плакат «Слава освободителям» , созданный Трепковским в 1946 году и посвященный победе, тоже плакат-символ, в котором символом освобожденной Польши от фашистских захватчиков становиться тюремное окно с разломанной решеткой, за которой виднеются польский и советский флаги. Тема победы и освобождения в плакатах Трепковского звучат яркой радостной нотой. В военном небе на плакатах художника вырисовывались зловещие силуэты бомб и бомбордировщиков, а на плакатах мирного времени изображены птицы. Вообще такая иносказательность характерна для польского искусства, художники словно играют с символами, предметами, ассоциациями, редко изображая людей. Не человек становится героем польского плаката, а предметы и окружающий человека мир, который лишь дает нам почувствовать присутствие людей где-то поблизости. Кроме того, следут отметить что в творчестве польских плакатистов не было жестокости, хотя их работы были посвящены жестоким событиям. Даже фашизм не имел какого-либо устрашающего лица, но также нашел свое выражение в иносказаниях и символах на плакатах польских мастеров. Наиболее характерной деталью фашистского солдата по мнению польских художников была каска, во многих плакатах художники изображают именно этот предмет, желая изобразить неминуемый крах фашизма. Художники не наделили немецкого солдата лицом, также и фашизм не был персонифицирован. Ярким изображением смерти фашизма и его полного морального краха является плакат Р.Чесьлевича «Забыли?», кроме того это напоминание о поражении боннским реваншистам. На белом поле плакатного листа изображен деревянный крест, на вершине его весит пробитая фашистская каска, а над ней торопливой рукой надпись «забыли?». Плакат грозный яркий, художник использует в нем фотомонтаж, вставляя в перекладину креста фотографию браво марширующих солдат бундесвера. Создается впечатление, что шеренга солдат движется, так удачно художник построил композицию плаката. Фигуры солдат даны наплывом, они постепенно как бы растворяются в темном фоне креста. В 1945 году Э.Липиньский создал плакат «Уничтожим фашизм до конца» , словно вдогонку убегающим с захваченных земель фашистам, которых гнала к Берлину советская армия. Плакат прост и лаконичен, без лишних деталей, как большинство военных польских плакатов. Верхняя часть плаката занята словами « Zniszczymy faszyzm » – «Уничтожим фашизм», а в низу лежит немецкая каска, словно только что упавшая и еще чуть покачиваюшаяся на своем скругленном верху, и белым шрифтом возле нее выведено « do konca » – «до конца». Слово «до конца» подкреплено изображением куска колючей проволоки, то есть до границы Германии должен быть изгнан враг. А в плакате Трепковского «Грюнвальд 1410 – Берлин 1945» используется не только современная художнику деталь – фашистская пробитая каска, то так же и древний шлем немецкого воина тевтонского ордена, который тоже, но в 15 веке сложил свою голову на славянской земле. Шлемы являются центром композиции, они застыли вне времени, как свидетели проигранных битв. Черные вороны вверху и внизу завершают смысловой и композиционные ритмы. Вот пришла долгожданная победа, нужно было востанавливать сожженную войной Польшу. Плакатом художники подбадривали своих сограждан, не говорили, что восстановить страну будет легко, но главное несчастье уже позади и все преодалимо. В плакате Трепковского «Возвращайтесь» над страной реет ласточка, держащая в клюве красно-белую ленту. Ласточки прилетают весной, а весна отожествляется с обнавлением, свободой от длительной зимней стужи. А здесь – ласточка символ свободы от иностранных захватчиков, и так высоко она реет над землей, что есть ощущение полета и полной свободы, а вместе с тем и радости. В плакате «Возвращение в Варшаву» Трепковский изображает голубя, традиционный символ мира. Плакат был приурочен ко дню возвращения в Варшаву газеты «Работник», и голубь словно сложен из газетного листка. Варшаву символизируют руины, именно такой она была в 1945 году. Тогда даже серьезно обсуждался вопрос о переносе польской столицы в другой город, так как не видилось возможным восстановить Варшаву. Но патриотические силы взяли верх над этими капитуляционными соображениями, и Варшаву было решено восстанавливать как бы тяжело это не было. И первым признаком оживления столицы было возвращение в нее редакции всепольской газеты «Работник», читаемой по всей стране. Символом оживающего города стало одно застекленное окошко и дымящаяся труба печки в руине здания. Заключение Художник, создающий плакат, постарается создать в своем произведении конкретный образ, понятный зрителю с первого взгляда, близкий сердцу любого человека. Плакат является агитационным, массовым искусством, будь он рекламным, политическим или военным. Плакат – явление временное, он призван действовать лишь в определенный момент и сила убеждения, заложенная в нем, уже не будет действовать в будущем, так как изображенное на нем быстро теряет актуальность. Но плакат, отражающий общечеловеческие ценности не таков, его жизнь продолжается в музее, где он снова напоминает зрителям, теперь уже XXI века об ужасах войны, и всегда будут актуальными в нашем неспокойном мире антивоенные плакаты Т.Трепковсткого «Нет!» и Р.Чесьлевича «Забыли?».
Приложения Польский плакат послевоенного периода: Краткие биографии польских плакатистов Берман Мечислав Род. в 1903 г. Учился в Варшавской школе прикладных искусств. С 1927 года занимается прикладной графикой, в области плаката и политической сатиры работает с 1930 года. Получил золотую медаль на выставке в Париже. Имел персональные выставки в Праге, Варшаве. В 1950 году удостоен звания Государственной премии. Закшевский Влодимеж Род. в 1916 г. Окончил Варшавскую городскую школу искусства и живописи. В 1940-1942 годах работал в Москве в «Окнах ТАСС». Занимался живописью и графикой. В области плаката работает с 1941 года. Принимал участие в отечественных и зарубежных выставках, имел персональные выставки в Польше, Франции, ГДР, Венгрии, СССР. Получил ряд наград, в том числе в 1953 Третью премию на I Всепольской выставке плаката. В 1950 году удостоен звания лауреата Государственной премии. Кайя Збигнев Род. в 1924 г. Окончил высшую школу изобразительных искусств в Познани. График, в области плаката работает с 1950 года. Лауреат премии города Познань за 1955 год в области живописи. Получил Третью премию на Всепольской выставке плаката и иллюстраций в 1955 году, Первую премию во Всепольском конкурсе на лучший плакат V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве и ряд отличий в плакатных конкурсах. За художественную деятельность награжден Медалью Х лет Народной Польши. Липиньский Эрик Род. в 1908 г. Учился в Варшавской академии изящных искусств. В области плаката работал с 1939 года. Кроме того, работал в области графики, политической сатиры и театрально-декорационного искусства. Лауреат Государственной премии за 1950 год. Получил семь премий на Международной выставке плаката в Вене в 1949 году, Третьи премии на Всепольских выставках плаката в 1953 и 1955 году, Первую премию на выставке польской карикатуры в 1953 году. За художественную деятельность награжден Золотым Крестом Заслуги и Медалью Х лет Народной Польше. Томашевский Генрих Род. в 1924 г. Окончил Варшавскую Академию Художеств. Занимался графикой, книжной иллюстрацией, сатирическим рисунком, театральной декорацией, проблемами экспозиции. В области плаката работает с 1939 года. Принимал участие в выставках в Польше, Вене, Берлине, Копенгагене, Москве, Киеве, Минске, Сан Паоло, Италии, Лейпциге и Хонолулу. Получил в 1946 году пять Первых премий в Вене, в 1953 и 1955 Первые премии на I и II Всепольской выставке плаката в Варшаве, премию г. Вена за лучший плакат месяца, в 1963 году премию за лучший плакат года и Первую премию в Сан Паоло. Неоднократно получал награды за лучший плакат месяца. В 1955 году удостоен звания лауреата Государственной премии. Профессор Академии Художеств в Варшаве. Трепковский Тадеуш Род. в 1914 г. Занимался графикой, в области плаката с 1931 года. Удостоен Большой премии Международной выставки в Париже в 1937. На Всепольской выставке плаката в 1953 году ему присуждена Первая премия. Получил много премий и отличий на международных и отечественных выставках и конкурсах. На Всепольской выставке плаката и иллюстрации в 1955 году награжден посмертно Почетной премией. За художественную деятельность награжден Кавалерским КрестомОрдена Возрождения Польши и Золотым Крестом Заслуги. После смерти Трепковского была учреждена ежегодная премия им. Т.Трепковского для награды художников в области графики и плаката. Урбанец Мачей Род. в 1925 г. Художественное образование получал во Вроцлаве, потом перешел в Варшавскую Академию Художеств, которую окончил в 1957 году. Занимался иллюстрацией и плакатом. Принимал участие в выставках плаката в Польше, Дании, Италии, Швеции, Германии. Получил ряд наград и премий III , II и I степени в 1957 – 1959, в 1964 году премию за лучший плакат года, золотую медаль в Катовицах на I Всепольской Биеннале плаката за плакат «Аушвиц». В 1958 году удостоен премии им. Т.Трепковского. Чесьлевич Роман Род. в 1930 г. В 1954 окончил Краковскую Академию Художеств. Занимался станковой и прикладной графикой. В области плаката работает с 1954 года. Принимал участие в выставках в Польше, Франции, Дании, Италии, Швеции. Имел персональные. Получил многочисленные награды и отличия. В 1955 году удостоен премии им. Т.Трепковского. Янушевский Зенон Род. в 1929 г. В 1957 году окончил графический факультет Варшавской Академии Художеств. Занимался плакатом, книжной и рекламной графикой. Персональные и общие выставки в Польше, Праге, Оттаве, Мюнхене. Получил ряд наград в конкурсах на плакат и прикладную графику. В 1962 году удостоен премии им. Т.Трепковского. Сноски: 1. К.В. Мытарева. Современный польский плакат. - Л.: Искусство, 1968, с.12.2. К.В. Мытарева. Современный польский плакат. - Л.: Искусство, 1968. 3. Л.Н. Уразова. Польский плакат. Исторический очерк. – Л.: Искусство, 1969. 4. К.В. Мытарева. Современный польский плакат. - Л.: Искусство, 1968, стр. 27. 5. К.В. Мытарева. Современный польский плакат. - Л.: Искусство, 1968, стр. 28. | |||||||||||||||||
Категория: СТАТЬИ | | |||||||||||||||||
Просмотров: 3800 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |