Главная » Файлы » СТАТЬИ

"ДИНАМИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ" Александра Басе
19.09.2008, 21:38
"ДИНАМИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ" Александра Басе

Интервью.

Александр, давайте сначала вас как-то обозначим для наших читателей. Кто вы в первую очередь - "художник" или...? Расскажите немножко о себе.

Ну сейчас я, наверно, прежде всего, художник. Хотя очень многие люди знают меня как программиста. Много лет назад я закончил художественную школу, думал о поступлении в Суриковское училище, но перспектива попасть в армию меня остановила. В результате, я закончил факультет кибернетики и много лет работал системным программистом. Рисовать продолжал, но в свободное от работы время и только для себя. Когда мне пришла в голову идея динамической живописи или "живой картины" то я постарался соединить свой талант художника и опыт программиста. На мой взгляд, получилось довольно интересное сочетание искусства и технологии.

 
 
 
 
 
 
 

И что же получилось?
Как вы называете это "сочетание искусства и технологии"?

Сама идея была проста - заставить картину жить во времени. Т.е. превратить статическую картину в динамическую. Динамические скульптуры появились довольно давно, но к картинам этот принцип пока никто не применял. Да и это казалось невозможным - как заставить краски на холсте меняться? На помощь пришла современная технология. Вместо традиционного холста я использую LCD-экран. Изображение на нем формируется компьютером. Но сюжет картины, цветовое и стилистическое решение создает художник. Другими словами художник разрабатывает эстетику и принцип построения картины, а компьютер на этой основе создает миллионы вариаций этого сюжета. Тут важно понять, что если у художника нет достаточного воображения, то компьютер ничего своего в картину не добавит.

Есть ли в ваших произведениях что-то инновационное? Или это все же переработанный опыт прежних художников и программистов?

Если смотреть на это по отдельности, то ничего нового здесь нет. Я не претендую на открытие нового стиля в живописи - каждая из картин смотрится вполне традиционно. Собственно это просто мои картины, которые я рисовал бы используя холст и краски, другое дело, что их количество совершенно невообразимо. Компьютер не может придумать ничего нового - у него нет фантазии. Все что вы видите на экране придумано мной, а значит нет особой разницы между работой художника над сюжетом и эстетикой традиционной картины и динамической. Техника исполнения, разумеется, совершенно различна, но это не имеет прямого отношения к искусству.

Что до инноваций в программировании, то тут я тоже ничего нового не открыл. Программисты давно научилось строить изображения, в том числе весьма реалистичные. Новое появляется, когда два этих известных подхода объединяются. В результате получается новое качество, которое изначально отсутствовало в составных частях. Картина получает динамику, а программа начинает не просто отображать то, что нарисовал художник, а "творить", т.е. создавать новые варианты картины. Мне кажется, раньше никто ничего подобного не делал.

Расскажите, пожалуйста, о стиле ваших картин, и об их сюжетах.

Если одним словом, то это Contemporary Art (переводится как современное искусство, хотя перевод не совсем адекватен). Можно сказать, что я работаю в абстрактной манере. Суть в том, что я считаю что нет смысла соревноваться с художественной фотографией в части натурализма. С появлением фотографии искусство рисовать "что бы было как живое" потеряло особую актуальность (хотя есть художники которые создавали произведения даже более натуралистичные чем любая фотография - например Айвазовский).

Сначала я увлекался преимущественно цветами и имитацией поверхностей. Мне нравилось, что я могу сделать имитацию мазков краски на холсте, поверхности камня или металла (не забывайте - речь идет об изображении на экране компьютера). Потом это мне надоело, поскольку я понял, что имитация сама по себе не приносит ничего нового. Интереснее создавать нечто нереальное, но так, что бы это смотрелось как картина с натуры. Собственно такое направление давно известно - это сюрреализм. Но художник-сюрреалист все равно оперирует известными узнаваемыми образами, просто они оказываются в нереальной обстановке или состоянии.

Я попробовал идти по другому пути - представить абстрактные образы как реальные объекты. Такая картина выглядит как будто она нарисована с натуры, но "пейзаж" при этом нереален. На такой картине есть реалистичные поверхности, тени, перспектива и освещение, но образы на картине не имеют никакой связи с реальностью. Т.е. реалистично нарисовано нечто нереальное. Я мог бы назвать этот стиль "Абстрактным Сюрреализмом".

Я честно могу сказать, одной моей фантазии на это не хватило бы. Помогает то, что компьютер не имеет никакого понятия о реальном мире, для него существуют только абстрактные образы. Потому он может делать их вариации так, как это не сможет вообразить человек который оперирует образами реального мира. Я задаю только общую композицию картины и общий сюжет, а вариации (изменения реальности) делает компьютер.

Что до сюжета, то это то, что определяет художник, тут компьютер ничем помочь не может. У разных картин разумеется разные сюжеты. Например у меня есть картина "Джунгли". Сюжет был навеян картинами Sal Salinero. Или например картина "Сад Камней" - сюжет понятен из названия. Или "Конец Технологии" - навеяно чтением фантастики о закате цивилизации. Короче говоря сюжет зависит только от фантазии автора. Есть картины и с совершенно абстрактным сюжетом, где основное - это просто приятное для глаз сочетание форм и цветов. Т.е. там нет сюжета как такового, но на них просто приятно смотреть. Я не претендую на какие-то философские обобщения - когда под картину пытаются подвести некую философскую базу, чаще всего она просто высосана из пальца...

Проходят ли выставки ваших картин?

Поскольку эта технология появилась только несколько месяцев назад, то поучаствовать в художественных выставках я еще не успел. Недавно пришло приглашение от Gallery Gora из Монреаля, так что первая выставка пройдет в этом городе. Первая публичная демонстрация динамической картины состоялась в декабре прошлого года в витрине магазина Bay Bloor Radio в центре Торонто. Сейчас семь моих картин демонстрируются в ресторане Brasserie Frisco.

Какие ваши успехи с продажей картин на сегодняшний день?

Вообще я не продавец... На сегодняшний день продано около 20 картин. Сейчас я работаю в двух направлениях - изготовление динамических картин и изготовление статических картин, которые получены в "процессе жизни" динамической картины. Во втором случае картина печатается по технологии giclee в одном экземпляре и снабжается сертификатом. Второй раз точно такую же картину невозможно получить технически, а оригинал, с которого делалась распечатка, уничтожается. Поэтому покупатель приобретает уникальную картину, существующую в единственном экземпляре. Для популяризации этой технологии я разработал скринсейвер который демонстрирует 50 моих работ в режиме слайд-шоу. Его можно скачать бесплатно с моего сайта. Возможно я сделаю коммерческую версию этой программы которая будет показывать 1000 картин или больше.

Вы работаете один, или у вас целый художественный цех?

Как художник, я работаю один. У меня есть агент, который занимается переговорами, продажами и т.п. Кроме того, существует “группа поддержки” из людей, которым понравилось, чем я занимаюсь, и они помогают мне в моей работе. Т.е. San Base Studio – это, скорее, не фирма, а именно то, что и обозначено – студия художника San Base .

Небольшое авторское пожелание всем тем, кто заинтересовался вашим открытием?

Ну, прежде всего, зайдите на сайт www.sanbase.com , там вы найдете несколько десятков изображений. Это, конечно, статические картины, но они, все же, дают некоторое представление о предмете. Если это показалось вам интересным и у вас есть вопросы или пожелания – можно связаться со мной. Е-мейл адрес и телефон есть на сайте.

С художником беседовала Бусыгина Ек.


Вы можете скачать работы А.Басе и установить их фоном рабочего стола (архив *.rar, разрешение изобр. 1600х1200):

 
 
Скачать sample1.rar (430 Кб)
Скачать sample3.rar (566 Кб)
Скачать sample2.rar (376 Кб)

Александр Басе E-mail:san@sanbase.com

Канада, г. Торонто

Автопортрет Александра БасеЗовут меня Александр Басе. Русский. Родился на Урале в г. Воткинске (известен тем, что там родился Чайковский, и делали ракеты СС-20). До семи лет жил там с родителями в семье бабушки и дедушки. Бабушка моя заслуженный учитель СССР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и многих других. Дед тоже был учителем, преподавал историю и рисование. Он очень хорошо рисовал. В школу я пошел уже в г. Ижевске, где родители наконец получили квартиру. В 12 лет поступил в ДХШ. По-моему, был единственный кто сдал все экзамены на 5. В 15 лет поступил еще в матшколу и начал тянуть две спецшколы одновременно (надо заметить что это была чисто моя инициатива - родители и не знали что я куда-то поступал). Ну далее встал выбор куда идти - в ДХШ настоятельно советовали поступать в Суриковский институт, а я склонялся к НГУ. Но в конце концов попал в Ижевский механический институт, поскольку очень не хотелось в армию...

В институте продолжал рисовать, оформлял все мероприятия, подрабатывал в театре и все такое. После института меня как шибко талантливого оставили на кафедре дабы двигать науку. Не получилось, поскольку женился и переехал в Киев. Там работал в НИИ Электронмаш, сделал быструю карьеру по местным понятиям - в 27 лет стал завлабом. Рисовал в свободное время сугубо для себя. Сделал себе студию на балконе, что бы не провонять всю квартиру (писал маслом).

В начале 90-х не начался коллапс экономики. Стали пропадать товары в магазинах и одним из первых это коснулось таких специфических товаров, как краски, кисти и бумага для рисования. Их и раньше-то было достать непросто, а тут пропало вообще все. Красок у меня было запасено достаточно, но на чем рисовать, если нет ни холста, ни, даже, картона? Тогда я подумал – все равно я рисую для себя, мои картины никто не видит, так почему бы не рисовать поверх старых работ? Какое то время я так и делал, но потом заметил, что рисуя поверх другого рисунка я стараюсь подбирать краски так, что бы не нарушать целостность старой работы. При этом, картина, написанная только наполовину, тем не менее, смотрелась как законченная работа. Это показалось мне интересным. Я стал сознательно пытаться трансформировать одну и ту же картину, получая довольно интересные результаты. Но процесс был слишком трудоемкий, и я стал думать, как бы его упростить. В этом мне помогла моя основная специальность компьютерного программиста. Правда, на это потребовалось около 10 лет, и закончил я эту работу уже в Канаде (в 1996 году переехал). Теоретические основы такой живописи я придумал довольно давно, но возможность практического воплощения идеи появилась только пару лет назад. Дело в том, что для работы такой картины, требуется очень высокое быстродействие графического процессора, которое раньше было просто недостижимо. Сейчас такие видеокарты появились, и то, что было придумано “в голове”, наконец заработало.


© Басе Александр, Бусыгина Екатерина, 2006.
Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 2175 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]