Главная » Файлы » СТАТЬИ

Лепка, скульптура.
10.09.2008, 14:52
Лепка, скульптура.


Лепка, скульптураУкрепите гипсовый слепок на доске. Поместите доску на станок и укрепите с помощью деревянной подпорки, приколоченной к доске и станку, или с помощью привинченной к доске и станку железной подпорки (см. рисунок) таким образом, чтобы работа, равно как и гипсовая модель, была в вертикальном положении. Затем вбейте гвоздь в доску примерно на уровне своих глаз. К этому гвоздю с помощью проволоки прикрепите небольшой деревянный крест ("бабочку"), который понесет на себе часть глины. Затем смочите губкой доску и сразу вотрите немного глины в смоченную часть, чтобы образовалось густое тесто, к которому будет прилипать глина. Если не сделаете этого, глина быстро отлипнет от доски и упадет.
Кстати, чем дольше вы работаете над глиной руками, тем пластичнее она будет. Вначале положите некоторое количество глины на доску, тщательно приминая ее большими пальцами так, чтобы получить общую форму и контуры модели; при этом все время старайтесь, чтобы ваше произведение было несколько меньше по объему, чем модель, так что для получения правильной формы вам придется докладывать глину, а не снимать ее.



Рот (губы)

Лепка, скульптураРот образован верхней и нижней челюстями; верхняя челюсть, в свою очередь, состоит из двух костей, сросшихся между собой, по средней линии и расположенных непосредственно под лобной костью. Посредством четырех отростков - скулового, зубного, нёбного и лобного, направленных в разные стороны, эти кости соединяются с другими костями лица. Нижняя челюсть состоит из массивного тела подковообразной формы и уплощенных концов или ветвей челюсти. Задние кости каждой ветви переходят в продолговатые суставные отростки, которые входят в суставные ямки височных костей и образуют нижнечелюстной сустав. На нижней челюсти существуют различные отростки и выступы, служащие местами прикрепления мощных мышц; для нас имеет большое значение подбородок, точнее, его треугольная бугристость, к которой прикрепляются мимические мышцы лица. Подбородок расположен непосредственно под кожей, служит удобной точкой для измерения черепа и является весьма характерной чертой человеческого лица. Ознакомившись с анатомическим строением рта и наложив на доску некоторое количество глины, прорисуйте на ней горизонтальную линию для обозначения места разделения губ. Затем измерьте циркулем расстояние от одного угла рта до другого и нанесите это расстояние на горизонтальную линию. Поверните боком доску и гипсовую модель и вылепите мелкими комочками глины очертания средней части рта с его выпуклостями. Сделайте то же самое с другой стороны. Затем станьте прямо перед своей работой и, руководствуясь тем, что вы вылепили при профильном положении, доделайте остальное, все время держась несколько меньшего объема. Вы можете сразу же использовать ваши познания по анатомии и наметить поверхностные мышцы отдельными четко определенными полосами, лучше преувеличивая, чем смазывая форму.

А теперь вам следует продолжать по частям, то есть проверять ваш этюд, смотря на него снизу и сверху. При этом делать это надо так, чтобы можно было видеть и его, и модель с одной и той же точки зрения. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность сравнивать их, стремясь получить одинаковые контуры с этих точек зрения. Таким образом вы поправите то, что уже сделано. Затем посмотрите на модель и на вашу работу в 3/4 и исправьте ее с этого положения. Хорошо проштудировав основные формы со всех этих точек зрения, продолжите лепку, уделяя внимание свету, тени и многочисленным полутеням. Я называю это цветом и буду пользоваться в этом руководстве выражением "цвет" исключительно в смысле светотени. Следите, чтобы ваш этюд был точно так же освещен, как и модель: сильным боковым светом, который создает большее разнообразие теней, чем прямой свет. При прямом свете остаются незамеченными многочисленные мелкие впадины, и в результате может получиться поверхность без жизни и движения. Работая цветом и часто поворачивая скульптуру и модель таким образом, чтобы получать разнообразные эффекты освещения и видеть ваш этюд с различных точек, вы наконец найдете простые формы модели. Коротко говоря, вы должны всегда проверять себя рисунком и стремиться достичь простоты с помощью цвета, а выразительности благодаря знанию формы. Заметьте, что работа, сделанная при боковом свете, всегда будет иметь хороший вид в прямом свете. Напротив - сделанная при прямом свете, при боковом освещении будет казаться нечеткой и неопределенной по планам. Старайтесь не слишком много пользоваться инструментом; это помешает вам приобрести гиб-кость рук. Человеческий палец, более стойкий и надежный, чем деревянный инструмент, лучше передает намерения художника и выражает их оттенки; палец - это умный, энергичный, я могу сказать - почти интеллектуальный инструмент, и вы должны пользоваться им всегда, когда можно. Пользоваться деревянным инструментом следует только там, где не помещается палец.

Нос

Лепка, скульптураНос образован отчасти костями лицевого чере-па, отчасти хрящевой тканью. Две продолговатые носовые кости, примыкающие к черепу, образуют переносицу, их подпирают по бокам направленные вверх отростки верхней челюсти; к их переднему краю прикреплены боковые хрящи носа. Существует пять главных хрящей: по верхнему и нижнему хрящу с каждой стороны и средний, находящийся между двумя сторонами носа. Нижние боковые хрящи образуют крылья носа. И у отдельных индивидуумов, и у представителей различных рас наблюдается большое разнообразие в формах носа: оно обусловлено как разным изгибом дуги, так и различиями в формах хрящей. Мышцы очень мало скрывают форму кости. По учебнику анатомии изучите главные, с точки зрения художника, мышцы носа: - пирамидальная мышца носа, которая являет-ся как бы продолжением лобной мышцы. Мышца, сжимающая крылья носа, которая облегает их снаружи. Щечная мышца. Угловая мышца носа, она располагается по обе стороны носа, при сокращении расширяет ноздри. Мышца верхнего века, при сокращении смыкает веки. Слезная мышца. Когда хорошо усвоите расположение и характерные черты этих костей и мышц, установите вашу доску в вертикальном положении. Чтобы сделать работу прочнее, сделайте маленькую ба-бочку, которая должна оказаться внутри самой выступающей части носа. Сделайте ее достаточно маленькой, чтобы концы не высунулись из готового этюда. После этого принимайтесь за дело таким же образом, как и при лепке предыдущей детали лица, то есть смочите доску, покройте ее тестом из глины. Как мы установили, это нужно делать каждый раз, начиная лепить на фоне. Налепив достаточное количество глины, чтобы покрыть ею крест и воспроизвести размер модели, измерьте циркулем длину носа и сразу же начинайте лепить профиль сначала с одной стороны, затем с другой, затем снизу и сверху, чтобы получить четкие контуры крыльев носа и ноздрей. Затем работайте над поворотом в 3/4, а в заключение - над цветом при боковом освещении; лепите и рисуйте попеременно с разных точек и исправляйте ошибки, как только заметите их, до тех пор, пока ваша скульптура не покажется удовлетворительной. В частности, предупреждаю, что не следует слиш-ком сильно закруглять кончик носа, следует хоро-шо показать его планы.

Ухо

Лепка, скульптураНам предстоит хорошо ознакомиться с внутренней и наружной сторонами ушной раковины, причем мы заметим, что вдавленные части ее на одной стороне будут выступающими на другой. Остов ушной раковины состоит не из кости, а из хряща, сильно изогнутого и перекрученного, который доходит до наружного слухового прохода, углубляется в него и прикрепляется к частям черепа; хрящ не проникает в мочку уха, которая состоит из кожи и жировой клетчатки. Лепка будет идти таким же образом, как было указано в предыдущих главах; разрешите повто-рить, что единственный принцип, на котором я буду настаивать для всех наших занятий, как с натуры, так и с гипса,- это принцип рисунка и работы цветом. Вот почему каждый обучающийся скульптуре должен в первую очередь быть хорошим рисовальщиком. Рисование не только дает точность формы, но и является единственным средством, которое сделает вещь изящной и красноречивой. Подобное качество не может быть достигнуто тем, кто не умеет рисовать и чья работа будет всегда тяжеловесной и банальной. Поэтому, когда вы поймете смысл каждой формы и выучите ее наизусть, рисунок явится наиболее важной частью вашего труда.

Глаз

Глаз лежит во впадине, называемой глазницей или орбитой, образованной различными костями. Лобная кость образует самый свод впадины, ее верхний край, на котором ясно выделяются верхнеглазничный гребешок, и надбровная дуга. В том месте, где кончается верхнеглазничный гребешок, наружную стенку глазницы образует наружный скуловой отросток, а часть нижнего края глазницы составляет скуловая кость; глазница замыкается носовым отростком верхнечелюстной кости.
Глазница имеет форму неправильного прямоугольника; в ней покоится глазное яблоко. Сквозь роговицу мы видим радужную оболочку, в центре которой находится круглое отверстие - зрачок, который кажется черным пятном и через который свет проникает внутрь глаза. Мышцы глаза, изменяющие форму его поверхности, а следовательно, представляющие интерес для нас, состоят из трех мышц: мышцы, поднимающей верхнее веко, мышцы, напрягающей веко, и круговой мышцы глаза. Веки Лепка, скульптураобразованы складками кожи, ограничивающими глазную щель. У наружного угла глаза место соединения верхнего и нижнего века образует острый угол. Иначе дело обстоит у внутреннего угла, где их разделяет маленькое слезное озеро. Начиная лепить глаз, вы должны прежде всего уделить внимание конструкции костей; добившись в этом, насколько можно, более правильного построения этой части, продолжайте работу - сначала поместите в орбиту глазное яблоко и попытайтесь правильно передать его выпуклость, изучая глаз модели и в профиль и снизу. Когда найдена правильная выпуклость глазного яблока, следует вылепить бровь и рассмотреть ее в профиль для рельефа, спереди - для рисунка и снизу - для ракурса. Начиная от слезной ямки, лепите верхнее веко, отмечая его выпуклость с профиля и ракурс снизу таким же образом, как это делалось для брови. Точно так же поступайте при лепке нижнего века. Если, вместо того чтобы лепить глаз, начиная с его анатомической структуры, вы поместили бы комок любой формы куда придется и постарались бы образовать в нем нужные углубления или сцарапать с него излишки, чтобы таким образом получить рисунок глазного яблока, брови и века, вы, вероятно, получили бы инертную и вялую часть лица, которая никак не могла бы напоминать о подвижности глаза. Следующий пункт, на который следует обратить внимание, относится к зрачку. Зрачок расположился в самом центре глазного яблока, из чего следует, что над ним находится самая высокая точка выпуклости верхнего века, если смотреть на него снизу.

На иллюстрациях даны детали скульптурной головы "Давида" Микеланджело и стадии выполнения учебных заданий по лепке.
Э. Лантэри

Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 2347 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]