Главная » Файлы » СТАТЬИ

Кисти для живописи.
10.09.2008, 14:50
Кисти для живописи.

Художественные кисти состоят из трех частей: волосяного пучка, металлического капсюля (обоймы) и деревянной ручки.

Кисть - основной и древнейший инструмент живописца. Процесс создания произведения, его успех во многом зависят от выбора кисти и от умения художника владеть ею, знать и чувствовать ее возможности.

Кисти бывают круглые и плоские. Они изготавливаются с большим или маленьким выпуском щетины или волоса. По мере уменьшения жесткость кистей повышается. Плоские кисти в отличие от круглых более эластичны, дают возможность получить определенную форму мазка. Ими лучше изображать то, что не требует особой детализации. По виду кисти разделяются на щетинные, барсуковые, колонковые, беличьи, ушные (коровьи); по назначению - на художественные, школьные, флейцы. Чтобы изготовить кисти самостоятельно, необходимо знать технологию этого специфического производства. В качестве сырья можно использовать старый мех. Волос сортируют по длине, упругости, цвету, а затем связывают в пучки, удалив предварительно непригодные волоски. Подготовленный пучок затем подравнивают с нерабочей стороны волоса. В узкий стаканчик или баночку вставляют картонный кружок для образования ровного дна и туда же помещают пучок. От легкого постукивания о дно стаканчика все волоски в пучке осядут и выровняются. После этого заготовку перевязывают и острозубой металлической расческой вычесывают ненужные волоски. Чтобы они не путались, расческу смазывают керосином. Пучок еще раз перевязывают и тщательно обезжиривают в бензине для зажигалок, после чего кладут в банку с бензином и герметично закрывают крышкой на 2-3 суток - так волоски очищают от загрязнений. Затем пучок несколько раз прополаскивают в чистом бензине и кипятят в 10-процентном растворе алюмокалиевых аптечных квасцов (это кристаллы, легко растворяющиеся в воде), чтобы задубить волос и сделать его гигроскопичным.

Просохший пучок заворачивают в бумагу, перевязывают и термически обрабатывают - закаливают горячим воздухом при температуре 140-150 С примерно в течение часа в духовке газовой или электрической плиты. Перегрева допускать нельзя - он делает волос ломким. Для лучшей закалки желательно класть пучки на металлическую сетку или подвешивать их внутри духовки для равномерного прогрева. Закалив волос, его снова прочесывают как с вершинок, так и с обрезанной стороны. Таким образом выравнивают концы волосков, при этом вершинкам пучка придают конусообразную форму. Тщательно обработанный волосяной пучок снова заворачивают в бумагу, перевязывают и вторично закаливают при установленном температурном режиме. Для определения качества закалки пучок смачивают водой: на волосках, недостаточно прогретых, будут образовываться завитки. В этом случае операцию закалки надо повторить. После этого приступают к вязке кистей. Из пучка берут некоторое количество волоса и опускают его в коническую формочку. Ее можно сделать из жести, пластмассы, плотной бумаги. Формочки бывают разных размеров в зависимости от номера кисти. Отобранный пучок опускают в формочку и, постукивая по ней, подравнивают волоски, равномерно их распределяя. Затем осторожно вынимают пучок и перевязывают его два раза, обрезая лишний волос. Нерабочую сторону кисти нужно окунуть в нитролак или расплавленную канифоль, затем вставить в металлический капсюль. Можно использовать капсюли от старых кистей или спаять их из жести, латуни. При изготовлении школьных кистей в качестве кап-сюля применяют корпуса авторучек - они выпускаются различных номеров,- и даже отдельные виды цангового карандаша. Для этого коническая часть авторучки сошлифовывается наждачной шкуркой, отверстие расширяется и становится удобным для вкладывания волосяного пучка. Его вставляют с широкой стороны капсюля с помощью тупой палочки и заливают нитролаком или другим синтетическим клеем так, чтобы клей не вытек и не испортил рабочую часть кисти. Затем туда же вставляют заготовленную ручку. Ее можно выточить из сухой древесины - березы, осины, бука или ольхи, а также использовать ручки от кистей, пришедших в негодность. Ручки шлифуют, покрывают спиртовым лаком или окрашивают цветным нитролаком.

Длина выпущенного из капсюля волоса определяется по его упругости. Это важный момент для живописца. Неудобна для работы кисть со слишком длинным или слишком коротким волосом. Готовую кисть смачивают водой и расчесывают до тех пор, пока волос не станет совершенно ровным. Как мыть кисти. Если кисти используют ежедневно, их оставляют в банке с керосином, а перед работой тщательно вытирают тряпкой. Для мытья щетинных кистей пользуются специальной кистемойкой - это ведерко с сетчатым дном. Его вставляют в другое ведерко, куда предварительно налит керосин. Кисти трут о сетчатое дно вставленного ведерка, при этом краска отмывается и осаждается на дно ведерка с керосином. Кисти хорошо отмываются и в мыльной пене. При длительном перерыве в работе кисти надо сначала тщательно вымыть в керосине, затем в мыльной воде и начисто пропо-лоскать в теплой. После этого нужно опустить их в банку с льняным маслом так, чтобы волос не касался ее дна. Запасные кисти, пересыпанные нафталином или обработанные специальной жидкостью от моли, следует хранить в сухом месте. Можно также покрыть их крахмальным клейстером.

Юный художник, 1987
Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 1430 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]