Главная » Файлы » СТАТЬИ

Золотое дно
04.09.2008, 22:22

Золотое дно


Американские кладоискатели компании Odyssey любуются испанским золотом.

За сто лет песок и камни разбивают древесину в щепки. Кусок железа море за сто лет разъедает полностью. Что уж там говорить о человеке: через сто лет потемневшие кости сложно отличить от морских камней. Единственное вещество, которое может жить под водой почти вечно, - это золото. Оно может пролежать на дне несколько веков и даже не потускнеть.

Именно золото - сотни слитков, монет и украшений - на сумму около полумиллиарда долларов по нынешним ценам и перевозил 32-пушечный галион в середине XVII века. Считается, что золото предназначалось для оплаты расквартированной где-то в Западной Европе испанской армии. По всей вероятности, зарплаты военные так и не дождались, поскольку корабль по неизвестным причинам отправился на дно Атлантического океана в нескольких десятках километров от юго-западной оконечности Великобритании. Именно там спустя более чем три столетия и обнаружили сокровища представители американской фирмы Odyssey Marine Exploration Inc. Вскоре 17 тонн сокровищ оказались на борту научного судна «Одиссей», где их расфасовали по белым пластмассовым контейнерам, похожим на обычные ведра.

Что упало - то пропало

- Интересно, что там оказались монеты разного происхождения и разной датировки, при этом большая часть из них в отличном состоянии, - говорит совладелец компании Джон Моррис. - Чтобы избежать спекуляций вокруг находки, мы очень осторожны с выводами относительно идентификации корабля. Наши исследования показали, что в этом районе в колониальный период произошло сразу несколько кораблекрушений.

В итоге владельцы «Одиссея» не указали координат находки и не предоставили общественности каких-либо артефактов, поднятых с глубины. Мадрид отреагировал на эту таинственность официальным протестом: министр культуры Испании Кармен Кальво заявила, что найденное золото было поднято либо из территориальных вод Испании, либо с испанского галиона и, следовательно, является национальным культурным наследием.

Карта затонувших объектов

Надо признать, что с подобными обвинениями сталкиваются все профессиональные кладоискатели (крупных компаний этого редкого бизнес-профиля в мире всего три), поэтому в штате корпорации Odyssey трудится солидный штат археологов, историков и юристов. Словом, в поисковой компании отреагировали грамотно: продолжали настаивать, что клад был поднят в нейтральных водах, а чтобы подкрепить эту аргументацию, капитан отвел судно в Гибралтар - в территориальные воды Великобритании. Там корабль и пребывал до недавнего времени, пока клад, вероятно грузовыми самолетами, не был вывезен во Флориду, где находится штаб-квартира Odyssey Marine Exploration Inc. Недавно американское судно покинуло Гибралтар, после чего тут же было арестовано испанскими властями. При досмотре корабля никаких сокровищ не обнаружили. На сайте компании в этот момент появился сдержанный комментарий, что большинство стран считают суверенной зону морского пространства в 24 мили, но есть и те, которые «вторгаются в нейтральные воды, арестовывают суда и сажают команду в тюрьму только лишь потому, что на их кораблях есть оружие». Теперь Испания требует суда, а Odyssey Marine Exploration Inc. готовится выставить сокровища на аукционе.

- Беда в том, что в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов, - говорит президент Конфедерации подводной деятельности России Валентин Сташевский. - В некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Но есть страны, где права собственников затонувших объектов на свое имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Результатом многочисленных попыток создания международного документа, четко регулирующего права собственности на утопленные сокровища, стала очень путаная и непоследовательная Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия. Согласно этому документу вообще всякий след человеческой деятельности, упавший в море, через сто лет становится предметом культурно-исторического наследия - под определение одинаково подпадают и драгоценные шкатулки, и автомобильные покрышки, и контейнеры с отходами. Так что пока каждая страна пользуется своим кодексом. В России, кстати, такого документа в принципе нет. Когда финны в 1996 году подняли со дна Финского залива груз серебряных монет, включая редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского и «веревочные» деньги Ивана Грозного 1534 года, Россия претензий на права собственности не предъявляла. Все поднятые находки поступили в распоряжение госорганов Финляндии.

Неразработанность «подводного свода правил» в России тем более удивительна, что изначально отечественное подводное дело возникло именно в погоне за сокровищами, конкретно за английскими.

Большевики пошли на дно

В начале 1923 года в кабинет замначальника ОГПУ Генриха Ягоды вошел инженер и энтузиаст-кладоискатель Владимир Языков. Он принес с собой несколько морских карт, копии архивных документов и рассказал историю о потрясающих сокровищах, лежащих на дне Черного моря под Балаклавой.

Именно там во время Крымской войны в сильнейший шторм погиб английский фрегат с паровым двигателем «Принц». Предполагалось, что в своих объемных трюмах он вез сотни бочонков, наполненных золотом (на сей раз речь шла о зарплате британских военнослужащих). Непонятно, что именно привлекло в этой истории прагматичного Ягоду, но он моментально дал делу ход. Меньше чем через месяц был подписал указ о создании в составе ОГПУ Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), руководителем которой поставили революционера Льва Захарова-Мейера.

Мероприятия по поиску английского клада получили невиданный в голодные 1920-е годы масштаб. В то время как военные прочесывали дно Балаклавской бухты тралами и фотографировали дно с аэростатов, инженеры разрабатывали и строили глубоководный снаряд для погружения - трехместную стальную камеру с системой жизнеобеспечения, телефоном, электричеством, иллюминатором и механическим манипулятором для захвата предметов. Погружаться эта диковинная камера могла аж на 72метра - ничего подобного в мире тогда еще не было.

Сами погружения начались в августе 1923-го. На месте предполагаемого сокровища водолазы обнаружили: старинную ручную гранату, рукомойник, фарфоровую ступку, подошвы от сапог, две вилки и втулку от колеса. Этот небогатый улов стал результатом двух месяцев изнурительных многочасовых работ, которые сильно подорвали здоровье водолазов. Но, несмотря на неудачу, ЭПРОН продолжил свою деятельность, правда, постепенно сотрудники из кладоискателей превратились в спасателей, а в 1941-м экспедиция вовсе была переименована в Аварийно-спасательную службу ВМФ. С тех пор подводной археологией с таким размахом и усердием в нашей стране не занимался никто. В советские времена было проведено всего несколько крупных исследований в Черном море. В прочих водах исследования велись эпизодически, потому что работать в них было дорого, холодно и очень мутно.

Мутная история

Попавшие на мелководье суда либо разбиваются камнями, либо (в высоких широтах) оказываются раздавлены льдами, так что хорошо сохраненные объекты нужно искать на глубине больше 20 метров. Чаще всего археологи еще в архивах отыскивают сведения о битвах, ураганах и иных превратностях корабельной судьбы, жертвами которых стали суда на соответствующих глубинах. Далее заданный квадрат обследуется с помощью локаторов, эхолотов и подводных видеокамер, после чего можно сказать, где именно лежат на дне крупные предметы, похожие на останки судов, если таковые, конечно, удается обнаружить. День работы такого судна обходится в 20 тысяч долларов. Прибавьте к этому холодную воду и отвратительную видимость - и перед вами реалии освоения российской части Балтики.

- Когда ты обнаруживаешь затонувший корабль, то из донных осадков видна, как правило, небольшая часть, хотя «видна» - это не то слово, - разъясняет «Огоньку» заведующий лабораторией подводных исследований Института истории материальной культуры РАН Петр Сорокин, который и сам неоднократно погружался в отечественные глубины. - В Балтике, например, из-за взвеси сложно сразу сориентироваться и понять, что именно перед тобой находится. Чтобы добраться, предположим, до противоположного конца судна, нужно пользоваться компасом - в мутной воде совершенно нет ощущения направления, ты запросто можешь изменить вектор движения и уплыть в сторону. А ведь работа на такой глубине очень ограничена во времени: полчаса - это максимум, который может позволить себе водолаз при «стандартной» температуре в Балтике +7 градусов.

Основная задача российских археологов - составить реестр затонувших кораблей и по возможности провести паспортизацию важных объектов, которая, в случае объявления судна историко-культурной ценностью, защитит его юридически.

- Представьте, чтобы просто понять план корабля, под водой нужно провести несколько часов, фотографируя части, которые на суше будут складываться в целое. Далее мы работаем в архивах, чтобы как-то соотнести находку с известными судами, - рассказывает Петр Сорокин.

- А почему нельзя просто прочитать? У них же на борту написано.

- Вот это - большое заблуждение. Писать название стали только в ХIХ веке, на металлических бортах. До этого корабли знали только «в лицо». Так что нам приходится выискивать какие-либо указания - знаковая носовая фигура, клейма завода, на котором были отлиты пушки, груз, который они везли: Но когда речь заходит о средневековых судах, то понятно, что никакой документации не сохранилось.

Кладбище кораблей

После того как все описано и сфотографировано, можно приступать к самому интересному - поднятию артефактов. Те предметы, которые лежат непосредственно на грунте, водолазы складывают в обычные полиэтиленовые мешки, привязанные к поясу. Если что-то закопано - пользуются пневмоэжектором - морским пылесосом, который всасывает грунт и просеивает его через решетку.

- А можно поднять вместе с сокровищами сам корабль? Например, какую-нибудь древнерусскую ладью?

- Сырая древесина на воздухе моментально разрушается, - говорит Сорокин. - Поэтому сохранение судов, поднятых с глубины, - дело дорогое и трудоемкое. Вот, к примеру, в 1961 году в акватории Стокгольмской гавани был поднят шведский корабль «Васа», который пролежал там с 1628 года. Чтобы сохранить это огромное судно грузоподъемностью около 1300 тонн, его в течение 20 лет непрерывно опрыскивали полиэтиленгликолем - консервантом, который постепенно вытесняет воду.

По исследованиям, проведенным несколько лет назад в рамках проекта «Тайны затонувших кораблей», в водах российской Балтики лежат почти 10 тысяч подводных памятников истории. Такой громадный подводный улов ученые объясняют тем, что через Финский залив и Ладогу как минимум с VI века нашей эры проходил морской торговый путь из Балтики на Каспийское море. Почти 15 столетий суда везли по нему как по крупному международному каналу промышленные товары, вино, меха, одежду, предметы быта и, конечно, золото и серебро. И каждый год здесь гибли суда. Известно, например, что только за одну ночь в 1721 году ушли под воду 64 корабля. Что с ними - никто не знает.

Кстати, из 10 тысяч затонувших в нашей части Балтики объектов сегодня получили паспорт археологических памятников всего 13. Так что сокровища все еще ждут своих первооткрывателей.

Самые известные клады у берегов России

Муланский корабль

Когда и где затонул: в 1617-м около острова Мулан в Финском заливе.

Дата обнаружения: 1987-1996 годы.

Что найдено: добыча шведских войск, награбленная в период оккупации Великого Новгорода (1611-1617): груз серебряных монет, редкие «веревочные» деньги Ивана Грозного, монеты времен Василия Шуйского и голландские серебряные талеры. Большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы.

Кому принадлежит: Финляндии.

Русский галиот «Святой Михаил»

Когда и где затонул: в 1747-м в Финском заливе.

Дата обнаружения: 1953 год.

Что найдено: ценности, закупленные для русского императорского двора. А именно: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Кому принадлежит: Финляндии.

Бриг «Фру Мария»

Когда и где затонул: в 1771 году на Балтике.

Дата обнаружения: 1999 год.

Что найдено: груз художественных ценностей для императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге: картины голландских мастеров Пауля Поттера и Герарда Доу, возможно, работы учеников Рембрандта. Перед транспортировкой они были запаяны в свинцовые трубы, которые, в свою очередь, были залиты воском в бочонках.

Кому принадлежит: Финляндии. Принадлежность груза до сих пор оспаривается Россией.

http://www.d-pils.lv


Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 1637 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]