Главная » Файлы » СТАТЬИ |
04.09.2008, 22:13 | |
Российский антикварный салон: выводы, итоги...Дважды в год все коллекционеры Москвы,
светские персонажи, а также простые любители искусства встречаются в
Центральном Доме Художника. У них есть прекрасный повод с широко
открытыми глазами ходить по залам ЦДХ. Тут же заключаются
многомиллионые сделки. Здесь можно не только увидеть, но и купить
настоящие шедевры.
И называется все это действо «Российский антикварный салон». О салоне и современной жизни русского искусства мы попросили рассказать страстного коллекционера и одного из партнеров салона, главу Private Banking Тройка Диалог Павла Теплухина.
Бизнес-Стиль: Есть мнение, что на антикварном салоне искусство живет... Сделки, обмен опытом. Как развился рынок искусства за десять с лишним лет существования Российского антикварного салона?
Павел Теплухин: Я очень рад этой аналогии, что искусство живет именно в рамках антикварного салона. Потому что вещи, представленные на салоне, очень часто высокого, музейного уровня. Но это все-таки не музей, где искусство застывшее. В музее Вам может что-то нравиться, что-то нет. Но вы понимаете, что выставленные экспонаты - это история. На антикварном салоне любую вещь можно купить. Она для вас ближе, чем музейные экспонаты, которые в любом случае находятся от вас на недосягаемом расстоянии. А такие события делают искусство ближе к народу. Понятно, что далеко не все могут позволить себе купить полотна старых мастеров. Но почти любой человек может купить достаточно симпатичную уникальную вещь будь то прикладное искусство, живопись или графика. И это будут неповторимые высокохудожественные вещи. На антикварный салон надо ходить обязательно людям всех возрастов и разного достатка. Потому что это просто красиво.
Рынок искусства был во все времена во всех странах. Так вот антикварные салоны сейчас способствуют тому, чтобы он стал более цивилизованным. А в России рынок искусства (как и многие другие) был долгое время зоной серой или черной торговли, где в основном сделки совершались за наличные деньги, не существовало никакой инфраструктуры, никакой защиты продавцов и покупателей. Все это сопровождалось достаточно криминальными историями. В результате нам нужно проделать огромную работу, прежде чем торговля искусством станет цивилизованной, комфортной для покупателей, продавцов и посредников.
Тогда можно уже начинать разговор об инвестициях в предметы искусства. Пока рынок в основном черный, непрозрачный, непонятно, кто кому продает-покупает, рождаются всевозможные подделки, махинации. Это отпугивает не только простых людей, но и инвесторов. А инвестиции могут существовать только в определенной среде. А вообще, я не очень люблю рассуждать об искусстве как объекте инвестирования. Мое личное мнение: искусство должно быть максимально далеко от денег. Тогда оно становится настоящим. Если оно переплетается с деньгами, сразу теряется самое важное - искренность, душевность...
Кроме того, предметы искусства никогда не смогут стать классическими объектами инвестирования. Мы, конечно, все прекрасно понимаем, что цены на уникальные, качественные произведения будут расти быстрее, чем уровень инфляции. Но не более того. Здесь невозможно делать серьезные аналитические прогнозы. Потому что искусство как таковым рынком-то никогда не будет. Классический рынок - большое количество продавцов встречается с большим количеством покупателей и возникает цена на некий типовой товар. А здесь нет ни первого, ни второго, ни третьего. Покупателей немного. Продавец один. А товар абсолютно уникален. К тому же любая цена на произведение искусства будет рыночной ценой. Поэтому невозможно заранее просчитать, что вот это произведение принесет вам 20% годовой доходности, а это 50%. Классические термины «инвестирование», «объект инвестирования» - они не про искусство. Даже часы и вино, которые тоже могут быть достаточно редкими, - это все равно некий типовой товар. А здесь все уникально. Безусловно, предметы искусства нужно покупать, чтобы было хорошо, приятно в доме.
Б-С.: Недавно Министерство культуры выпустило каталог подделок, которые ходят по России. Как вы видите решение проблемы подделок?
П.Т.: Надо отличать чистой воды мошенничество от неоригиналов. Когда подпись одного художника замазывают и делают подпись другого - это мошенничество. В таких случаях Министерство культуры, конечно, поможет некоторым не очень опытным покупателям с осторожностью относиться к возникшим ни откуда шедеврам классической живописи. Как правило, шедевры ни откуда не возникают. Совсем другая ситуация с неоригиналами. Когда какое-то полотно приносят к эксперту, то он высказывает свое личное мнение. Но оно не является стопроцентно незыблемым. Эксперты тоже люди и могут абсолютно искренне заблуждаться, но при этом все они искренне и профессионально делают свою работу. Через какое-то время эксперт может получить дополнительную информацию, исторические справки, выйдет на лучшее понимание жизни и творчества художника. Он может найти архивные материалы, которые скажут, допустим, что вот этот художник, который нарисовал такой замечательный Париж, никогда в Париже не был. Его мнение может измениться. И он скажет: «моя оценка двухлетней давности была не совсем правильной». К мнениям экспертов прислушиваться необходимо, но верить им на 100% нельзя.
Б-С.: По каким направлениям на Российском антикварном салоне совершаются наиболее крупные сделки?
П.Т.: В этом мы тоже растем. Начинали лет 7-8 назад с классических вещей, с передвижников. Тогда такое искусство ценилось высоко. Люди, которые знают русских художников по иллюстрациям к сказкам или учебникам литературы 5-6 класса, с охотой покупали Шишкина, Левитана, Айвазовского, Серова. Набор небольшой. Но из этого быстро выросли. Хотелось более фундаментального, более продвинутого, чем, как их тогда называли, «открытки». Тогда, конечно, мода пошла на импрессионистов. Русский импрессионизм один из самых красивых в мире. Массовое увлечение им не прошло, но в последнее время оно стало вытесняться интересом к агитационному искусству. Супрематизм, лучизм, фовизм. Произведения мастеров этих школ гораздо интереснее, они воздействуют не на уровне глаза, а на уровне мозга, подсознания. Они заставляют думать, а глаз могут и не радовать вовсе. Еще развивается интерес к символизму. Но он уже для глубоко погруженных людей. Там очень много недосказанного, недописанного: многоточий, в которых нужно разбираться. А для этого неплохо бы хорошо знать философию, историю и многие другие пласты знаний.
Кроме того, появляется мода на советское искусство. Некая ностальгия. Шестидесятники, оппозиция. Например, Рабин сильное впечатление производит. Да и более современные авторы. Но эта мода только формируется. Неизвестно - закрепится или нет.
Б-С.: Салон помогает профессионалам обмениваться опытом. Только ли о российских галерейщиках идет речь? А какие возможности, кроме покупки предметов искусства, открывает салон для простых людей?
П.Т.:
Российский антикварный салон - это главное светское событие октября.
Раз уж Москва является светской столицей мира (ну, по крайней мере,
успешно пытается ей стать), то каждый просто обязан на этой неделе
зайти в ЦДХ. Даже если он ничего не собирает. Даже если он уже все
собрал. Просто нужно быть в курсе того, что происходит на рынке
произведений искусства.
Б-С.: Нового ничего не открывают...
П.Т.: С современным искусством работают очень мало. Как продюсер в шоу-бизнесе, галерейщик должен много вкладывать в художника, вырастить его, потом вырастить клиента, который будет покупать эти произведения. Длительный большой труд, требующий огромных инвестиций. У наших галеристов таких денег нет. Поэтому они, как правило, работают с классическими вещами, с импрессионистами. Там уже устоявшийся спрос, сформированный рынок. Круг любителей известен. Художники наперечет. Количество работ строго определено. С новыми художниками больше рисков.
Именно этим наши антикварные салоны отличаются от западных. За границей представлено большое количество ныне живущих художников. В какой-то степени конкурентом Российского антикварного салона является Салон изящных искусств, который проводится раз в году в Манеже. Там представлены западноевропейские галерейщики, которые привозят западноевропейское же искусство, ну и немного русского тоже: качественных импрессионистов, символистов, много современного. Но мы много учимся и могу сказать, что на данный момент событие в ЦДХ не уступает Салону изящных искусств.
Б-С.: Западные галерейщики работают в России? Здесь сильная конкуренция с ними?
П.Т.: Пока острой конкуренции нет. У нас процесс создания инфраструктуры рынка искусства пока продолжается. Поэтому западным галерейщикам работать не очень комфортно. Довольно плохо прописаны налоговые последствия сделок с произведениями искусства. Не комфортные условия хранения и страховки. Не существует правильных складов, кроме государственных хранилищ музеев. А частных хранилищ нет в принципе. Плохо развита система страхования произведений искусства. Когда вы покупаете предмет стоимостью миллион или 20 миллионов долларов, нужно страховаться. А наши страховые компании пока еще не очень приспособлены к этому. Банки тоже неохотно кредитуют такие покупки.
Поэтому, когда речь идет о серьезных произведениях, о шедеврах, то их пока предпочитают продавать там, где это делать удобней. Как правило, в Западной Европе. Швейцария или Англия. В последнее время к ним присоединился Сингапур.
Б-С.: И много российских коллекционеров выезжает туда за покупками?
П.Т.: Да, конечно! Особенно это относится произведениям наших художников. Центром торговли русским искусством стали известные аукционные дома Sotheby's и Christie's. Традиционно каждый год в Лондоне проходит Русская неделя, когда и Sotheby's, и Christie's, а также несколько других более мелких аукционных домов устраивают продажи русского искусства. И это тоже громкое светское событие, на которое собираются коллекционеры русского искусства не только и не столько из Лондона, сколько из Москвы. В частности «Тройка Диалог» давно сотрудничает с Sotheby's и Christie's. И каждый раз перед основным показом для наших клиентов мы устраиваем приватный показ коллекций в сопровождении экспертов аукционных домов. Коллекции, как правило, очень серьезные, требуют глубокого анализа, знакомства без толпы.
Б-С.: Среди покупателей на аукционах и антикварных салонах кого больше, людей, которые покупают произведения искусства просто потому, что это модно, или людей, которые искусством живут и разбираются в нем?
П.Т.: Нет ничего зазорного ни в первой, ни во второй модели поведения. Очень хорошо, что есть люди, которые покупают произведения искусства ради интерьерных целей. И им приятно и красиво, и авторам хорошо. Есть люди, которые более серьезные деньги готовы тратить на покупку очень качественных работ. Надо понимать, что русское качественное искусство стало уже довольно дорогим. Мы уже далеко перегнали многие западноевропейские школы. Конечно, впереди все равно французские импрессионисты, которые считаются самым дорогим направлением в живописи на сегодняшний момент. Также мы не перегнали по ценам американского поп-арта. Но он на любителя. Однако при этом русское искусство сейчас все равно очень дорого, дороже фламандского, голландского, итальянского, шведского или английского. Понятно, что произведения русских художников XIX - начала XX века уже не для широкой публики. Их могут позволить себе только большие, продвинутые люди, которые понимают, что им это надо, им с этим комфортно, энергетически позитивно.
Б-С.: Есть работы, которые вы бы не рекомендовали покупать для дома?
П.Т.: Такие вещи, безусловно, есть. Они настолько сильные, глубокие, серьезные... Например, Рерих. Перед его работами можно стоять часами. Наверное все-таки вся семья Рерихов каким-то образом имела контакт с космосом. Смотришь на картины Рериха и понимаешь: это оно и было. Дома их вешать нельзя, конечно. Слишком энергетически сильные вещи и не все позитивно заряженные.
Не повесишь дома также и работы некоторых знаковых художников начала XX века. Ты понимаешь, что это важно, с художественной точки зрения абсолютно фундаментальное произведение. Но в то время жизнь была тяжелая. И художник отображал реальность.
Посмотрите на Шагала. Работы витебского периода и то, что он делал, когда уже уехал из Советской России. Витебского Шагала очень сложно повесить домой. Больно он грустный, хотя с художественной точки зрения представляет неоспоримую ценность. Но любовь-то у него появилась, когда он уехал.
Ну а вообще, у меня такое отношение к предметам искусства. Покупать нужно то, что нравится. А если вам кто-то будет говорить, что это не вписывается в интерьер, ну и пускай купит себе другую вещь!
| |
Категория: СТАТЬИ | | |
Просмотров: 900 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |