Главная » Файлы » СТАТЬИ

Материалы произведений графики
14.05.2008, 19:01
1. Материалы произведений графики

1.1. Основа
1.2. Красящие вещества



Слово «графика» происходит от греческого урафо - пишу. Графика - это вид изобразительного искусства, объединяющий рисунок и печатные художественные изображения (разнообразные виды гравюры - см. Приложение 1), создаваемые художником с помощью таких изобразительных средств, как линия, штрих или тоновое пятно, контрастирующие обычно с белой, реже цветной или черной поверхностью бумаги либо другого материала.
Реставратору-графику, так же как и художнику-графику, необходимо знать свойства материальных компонентов, составляющих произведение графики. Этими компонентами являются основа и наносимое на нее красящее вещество (или красящие вещества).

1.1. Основа

Основой произведений графики в подавляющем большинстве случаев служит бумага, поэтому графику называют еще «искусством бумажного листа». Вообще, в более широком смысле, к графике причисляют все виды художественных техник, в которых изображение наносят на бумагу, в том числе и такие техники, как акварель и гуашь, занимающие промежуточное положение между рисунком и живописью. Другие основы: пергамент, замша, грунтованный холст, шелк - встречаются в реставрационной практике гораздо реже.

1.1.1. Бумага

Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. Целлюлоза (которую иногда называют клетчаткой) является главной составной частью клеточных стенок растений, и именно она придает бумаге, так же как и растительной ткани (хлопчатобумажной, льняной), механическую прочность и эластичность. В природе целлюлоза в чистом виде не встречается. Максимальное количество ее, от 95 до 98%, содержит хлопок - волокна, покрывающие семена многолетнего растения - хлопчатника. Высокое содержание целлюлозы, до 90%, характерно для волокон льна. В древесине целлюлозы гораздо меньше, всего 40-50%, причем ей сопутствует лигнин (до 30%), который резко ухудшает качество получаемой из древесины бумаги, снижая прежде всего ее долговечность. Такая бумага быстро желтеет, становится хрупкой, как, например, газетная бумага, пожелтение которой связывают с окислением лигнина.
Первоначально сырьем для изготовления бумаги служили отходы: изношенное льняное и хлопчатобумажное тряпье, очесы, обрывки пеньковых веревок. Бумага из подобного сырья получила название тряпичной. Она отличается высокой светостойкостью. При ручной отливке имеет равномерное расположение волокон вдоль и поперек листа, благодаря чему ее прочность в разных направлениях одинакова.

Помимо тряпичных, высококачественными считаются сорта бумаги, изготовленные из растений с высоким содержанием целлюлозы - хлопчатника, льна.
Более поздним и значительно более дешевым сырьем бумажного производства является молотая древесная масса. Срок жизни получаемой из нее бумаги невелик из-за присутствия лигнина.
Бумага - композиционный материал, содержащий наряду с бумажной массой различные добавки, придающие бумаге те или иные свойства. Одними из таких компонентов служат наполнители. Это вещества химически неактивные, нерастворимые в воде и не вступающие в химические реакции с волокнами бумажной массы. Наполнители делают бумагу более мягкой, гладкой, равномерной, увеличивают впитываемость бумажного листа, способствуют получению сочного отпечатка. В других случаях наполнители применяются для улучшения цвета бумаги, например, придания особой белизны. В качестве наполнителей используют каолин, мел, гипс, тальк, сульфат бария, титановые белила.
Для того чтобы краски и чернила на бумаге не расплывались, ее проклеивают. В качестве проклейки получили распространение канифоль (называемая также гарпиусом), желатина, рыбий, кожный клей. До начала 19 века бумагу проклеивали животным клеем уже после ее отливки. С 19 века основным способом
стало введение канифольной проклейки в бумажную массу после ее размола. Сейчас применяют различные искусственные вещества, с помощью которых придают бумаге устойчивость к влаге и микроорганизмам.

Бумаги бывают сильнопроклеенные (писчие), слабопроклеенные (литографские, офсетные, чертежные, типографские), непроклеенные (папиросные, фильтровальные). Однако и непроклеенные бумаги также в какой-то степени проклеены за счет смолы, содержащейся в волокнах древесной массы.
Из других компонентов, добавляемых в бумагу, следует упомянуть красители. До введения в бумажное производство процессов беления применяли подцветку бумаги натуральными красителями, а после открытия анилина и начала его промышленного производства - анилиновыми красителями.
(Сведения по истории бумаги, строению и свойствам целлюлозы и целлюлозных волокон, технологии получения тряпичной бумаги см. в Приложениях 2-4).

1.1.2. Пергамент

Пергамент как основа произведений графики встречается в реставрационной практике гораздо реже. Слово «пергамент» происходит от столицы древнего Пергамского царства - города Пергама, культурного центра эллинистического Востока, где во 2 веке до н.э. начали изготовлять этот материал в огромных количествах для знаменитой Пергамской библиотеки, насчитывавшей более 200 тысяч рукописей.
Пергамент - это выделанная особым способом недубленая кожа животных, главным образом молодых (иногда утробных): ягнят, козлят, телят. После обычного золения шкуры мездрят, натягивают на раму и скоблят многократно с обеих сторон, шлифуют и грунтуют. Подготовленный таким образом пергамент имеет бархатисто-белую поверхность, нанесенная на нее краска легко всасывается и не расплывается.
Химическое строение пергамента можно схематично представить как переплетенные, ориентированные определенным образом белковые молекулы, основным компонентом которых является волокнистый (фибриллярный) белок коллаген.
Поскольку выделка шкур включает обработку известью (для удаления волоса), которая имеет щелочную реакцию, пергамент сохраняет незначительную щелочность. Эта щелочная среда действует как своего рода защита от находящихся в воздухе кислых газов (например, сернистого газа SO2), а также, в какой-то степени, от действия плесени и других вредных микроорганизмов. Однако щелочность может быть одной из причин пожелтения пергамента: в загрязненном воздухе могут присутствовать соединения железа, которые, вступая в реакцию со щелочью, оставшейся в пергаменте, способны образовывать бурый гидроксид железа Fe(OH)3.
Отличительным свойством пергамента является его гигроскопичность. При высокой влажности, в результате поглощения влаги из воздуха, пергамент сморщивается, а при излишней сухости помещения, где хранятся пергаменты, они становятся жесткими, ломкими, коробятся, их линейные размеры уменьшаются. Это в свою очередь может привести к осыпанию красочного слоя. В целом, однако, пергамент способен долго сохранять прочность и эластичность, если только он ; не хранится в губительных для него условиях.

1.1.3. Замша

Замша (от польск. zamsz) - это кожа со снятым лицевым слоем, выделанная из шкур оленей, овец, диких коз и других животных жировым дублением для придания эластичности.
Шероховатая, мягкая, бархатистая поверхность замши хорошо сочетается с техникой пастели.

1.1.4. Холст грунтованный

Грунтованный холст как основа произведений графики встречается в реставрационной практике чрезвычайно редко. Тем не менее реставратору-графику необходимо знать особенности этого вида основы

1.2. Красящие вещества


Произведения графики на бумаге или других основах различаются по видам техники в зависимости от того, какие красящие вещества (называемые также красочными или рисовальными материалами) были использованы для нанесения изображения. Красящие вещества и соответствующие им виды техники весьма разнообразны, поэтому приведем лишь некоторые из них.

1.2.1. Уголь

Уголь как самостоятельный материал для рисования утвердился в Европе в конце 15 века. Применялся в виде палочек круглого сечения, получаемых обжигом тонких древесных веток (особенно ивы и ореха), в виде четырехгранных карандашей без оправы, когда обжигу подвергалось пиленое дерево, позднее - в виде «прессованного угля» - карандашей без оправы, получаемых из порошка наиболее черных сортов угля, скрепленного небольшим количеством растительного клея.
Рисунки обычным древесным углем имеют бархатистый, немного сероватый оттенок. Тон прессованного угля более глубокий черный. Рисунки углем легко стираются и осыпаются, поэтому их в большинстве случаев закрепляли.

1.2.2. Итальянский карандаш

Известен с конца 15 века. Приготавливался из природного черного глинистого сланца - «черного мела» или искусственным путем из ламповой сажи с при-
месью белой глины. В наше время так называемый итальянский карандаш изготавливают из жженой кости, скрепляя ее растительным клеем в качестве связующего. Первые разновидности имеют сероватый оттенок и не отличаются интенсивностью черного цвета. Вторая — глубокого черного тона.
Рисунки, выполненные итальянским карандашом, обычно не фиксировались, поэтому их лучше хранить монтированными под стекло.

1.2.3. Сангина

Сангина (от лат. sanguis - кровь) известна с древнейших времен, однако самостоятельным материалом для рисования стала с конца 15 века. Сангину, или «красный мел», добывали из особой породы камня. Искусственную сангину получают из каолина и оксида железа. Изготовляют ее в виде карандашей без оправы.
Цвет сангины - от светло-красного (в эпоху Возрождения) до темно-красного, почти коричневого, иногда с фиолетовым оттенком.
Рисунки чистой сангиной или сангиной в сочетании с итальянским карандашом либо углем обычно не фиксировались, поэтому хранить их следует особенно осторожно, так как красочный слой легко осыпается.

1.2.4. Графит (графитный карандаш)

В Древнем Китае графитом пользовались для письма еще до нашей эры. В Европе графит (графитный карандаш) появился на рубеже 18-19 веков. Изготовляют графитные карандаши из графита (одна из форм кристаллического углерода) и специальной глины (каолина), которые подвергают обжигу в печах при высокой температуре. Для придания мягкости в массу вводят жирующие смеси, состоящие из жиров и воска (пчелиный воск, карнаубский воск, стеарин, парафин и др.). Мягкость стержня карандаша достигается большим содержанием чистого графита, жесткость - большим содержанием глины.
Рисунок, выполненный графитом, имеет свинцовометаллический блеск и отличается сероватым тоном.
Реставратору следует помнить, что рисунки, написанные мягким графитом, требуют осторожного обращения, так как легко стираются.

1.2.5. Цветные карандаши

Цветные карандаши состоят из природных или искусственных пигментов и каолина. В качестве связующего применяются различные клеящие вещества. Мягкость достигается введением жирующих смесей. Цветные карандаши не отличаются высокой светопрочностью и хорошим сцеплением с бумагой.

1.2.6. Мел.

Меловые карандаши получают из кускового мела, измельченного в порошок и спрессованного без связующего. Рисунки, выполненные незафиксированным мелом, легко стираются и осыпаются, поэтому рекомендуется хранить их под стеклом.

1.2.7. Соус

Соус (от франц. sause) - рисовальный материал черного цвета, один из видов пастели. Представляет собой черные цилиндрические палочки в оловянной обертке. Состоит из тонкого мягкого черного порошка - угля или сажи - и незначительной примеси слабоклеящих веществ.
Рисунки соусом выполняются сухим или мокрым способом. В первом случае порошок соуса наносят на бумагу с помощью тряпки или растушкой (инструментом для рисования соусом, карандашом, углем, пастелью), моделируя основные формы, детали иногда завершают итальянским карандашом. Во втором случае - при технике мокрого соуса - рисунок наносят раствором соуса в воде с помощью кисти, наподобие акварели. Рисунки мокрым соусом отличаются матовостью, чистотой черного тона и не требуют последующего закрепления.

1.2.8. Тушь

Тушь (от нем. Tusche) - один из древнейших материалов для рисования и письма кистью или пером. В Китае ею стали пользоваться еще на рубеже нашей эры.
При нанесении рисунка кистью тушь разбавляют водой. Цветовой тон рисунка, от буроватого до серебристо-серого, зависит от свойств материалов. Неразбавленная тушь оставляет на бумаге пятно интенсивно-черного тона, который недостижим в технике акварели. Для рисунков тушью, выполненных в технике пера, характерна штриховая манера. Техника тростникового пера, распространенная у народов Востока, отличается энергичным и разнообразным штрихом (к ней иногда приближается техника гусиного пера). Металлическое перо, известное с 19 века, дает более тонкую и ровную линию.
Основным компонентом настоящей китайской туши служит сажа, получаемая при сжигании смолистых растений или растительных масел (кунжутного, льняного и др.). Сажу долго и тщательно перетирают с добавками кожного или рыбьего клея и соками растений, действующих, вероятно, как пластификаторы и дезинфектанты. Благодаря этому хорошая китайская тушь ложится на бумагу или шелк с необычайной легкостью и почти не смывается.
Под названием жидкая китайская тушь используется также тушь, связующим веществом которой является раствор природной смолы шеллака в буре, переходящий после высыхания в нерастворимое в воде состояние.
Известна и сухая тушь - спрессованная в виде плиток или палочек, круглых, овальных или прямоугольных.
Все разновидности туши очень светостойки, так как сажа химически инертна.
Реставратору следует помнить, что нередко рисунки, выполненные тушью, бывают неустойчивы к влаге.

1.2.9. Галловые чернила

Чернила, известные со времен Средневековья, получили свое название от галл - чернильных орешков (наростов в виде орешков, образующихся на растениях при поражении их вредителями, в особенности насекомыми-орехотворками). Готовят галловые чернила из дубильных веществ (коры дуба, листьев чая и др.), которые дают с солями трехвалентного железа синечерное окрашивание.
Со временем, особенно при неблагоприятных условиях, галловые чернила меняют цвет: становятся ржаво-коричневыми, желтыми или светло-зелеными и могут совсем обесцветиться. Иногда бумага под рисунком или текстом, написанным галловыми чернилами, проваливается, образуя мелкие, как кружево, отверстия.

1.2.10. Бистр

Бистр (франц. bistre) — прозрачная коричневая краска с желтоватым оттенком. Получали ее из сосновой сажи, которую упаривали в щелоке, фильтровали и добавляли гуммиарабик.
В рисунках старых мастеров бистр встречается очень часто, но в конце 18 века уступает место сепии и туши. В наше время как самостоятельный материал не употребляется. Рисунки в этой технике выполнялись пером или кистью.

1.2.11. Сепия

Натуральная сепия (от греч. - каракатица) известна в Европе с середины 18 века. Это устойчивая прозрачная краска, получаемая из чернильного мешка моллюсков-каракатиц. Тон натуральной сепии серовато-коричневый, неполной насыщенности.
Применяется сепия в жидком виде аналогично акварели, с разбавлением водой. Рисунки выполняются пером или кистью. Искусственная сепия, заменившая натуральную в 20 веке, - краска типа акварели, менее устойчивая, чем сепия натуральная, но разнообразная по цветовым оттенкам.

1.2.12. Пастель

Пастель (франц. pastel, итал. pastello) получила распространение в 18 веке. Состоит из тонкого порошка пигментов и добавок камедей (обычно траганта), декстрина, молока, сахара, отвара солода. Часто пастельные карандаши готовят без связующего, когда для разбела их используют белую глину, мел, гипс, фарфоровую глину, магнезию, тальк. Карандаши пастели бывают твердые, средней мягкости и мягкие. Работают пастелью по шероховатой поверхности некоторых сортов бумаги, специального картона, пергамента, замши. Для пастели характерна матово-бархатистая поверхность красочного слоя.
Недостаток пастели - слабое сцепление частиц краски с поверхностью основы, поэтому рисунки, вы¬полненные в этой технике, легко осыпаются.
Пастель можно наносить и кистью - в технике мок¬рого соуса, но прием этот применяется редко, пос¬кольку обедняет возможности пастельной живописи.

1.2.13. Акварель

Акварель ( франц. aquarelle, от лат. aqua - вода) -растворимые в воде краски, отличающиеся чрезвычайно тонким перетиром пигментов и сравнительно небольшим количеством прозрачного связующего - клеев растительного происхождения: гуммиарабика, траганта, вишневого клея, декстрина.
Компонентами акварельных красок являются также мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые смолы, вводимые для придания краскам мягкости, твердости и других свойств.
Акварельные краски бывают твердые - в виде плиток, полумягкие - в фаянсовых чашечках и мягкие - в оловянных тюбиках.
Живопись акварелью отличается прозрачностью, легкостью и звучностью красок. Белила, как слишком плотная, корпусная краска, в этой технике не употребляются, их роль выполняет сама белая бумага, просвечивающая сквозь тонкий прозрачный слой краски. Иногда акварель применяют все-таки в сочетании с белилами, но при этом свойства красочного материала приближаются к гуаши.
Следует помнить, что в большинстве своем акварель не обладает высокой светостойкостью (из-за тонкости красочного слоя и относительно небольшого, по сравнению, например, с масляными красками, содержания связующего, защищающего частицы пигмента от окисления). Кроме того, медовая акварель чувствительна к влаге, что диктует особые требования к хранению и реставрации произведений, выполненных в этой технике.

1.2.14. Гуашь

Гуашь (франц. gouache, от итал. guazzo) близка к акварели, но отличается от нее тем, что в самой краске есть примесь белил, поэтому красочный слой получается корпусным, т.е. более плотным и непрозрачным. Белила играют в гуаши ведущую роль, их качество определяет в существенной мере эстетические достоинства произведения.
Связующим может быть и растительный клей (гуммиарабик, вишневый клей, декстрин), и животный клей, причем его больше, чем в акварели, благодаря чему гуашевые краски несколько более светостойки.
Следует, однако, помнить, что экспонирование рисунков, выполненных в технике гуаши, также не должно быть продолжительным.
Работают гуашью обычно по бумаге, разбавляя краски водой. После высыхания гуашь заметно светлеет.

1.2.15. Печатные краски

Печатные краски представляют собой смеси красящих веществ со связующими, главным образом олифами.
Красящие вещества могут быть неорганические, органические и красочные лаки - природные и искусственные. Из органических пигментов наиболее употребительна сажа, входящая в состав черных печатных красок. Органические цветные пигменты и красочные лаки используются только для цветных печатных красок.
Лучшим связующим для печатных красок является натуральная олифа, но поскольку потребность в печатных красках огромна, то в качестве связующего все чаще применяют искусственные олифы.
В печатные краски добавляют также сиккативы, ускоряющие высыхание красок на оттисках, и антиоксиданты, препятствующие быстрому окислению красок. Вводится и ряд других добавок.
Печатные краски образуют прочную связь с бумагой, светостойки.

Источник: «РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ» ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М.1995

Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 1478 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]