Главная » Файлы » СТАТЬИ |
ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ФОРМЫ
11.05.2008, 15:29 | |
ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ФОРМЫ Основы композиции в прикладной графике Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи). По определению Н. Волкова "композиция - конструкция для смысла". Может ли композиция быть лишенной смысла? Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами - отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, - они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, - будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится "сюжетом" и смыслом картины. В картине может преобладать или образно-сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала,_ и закономерности ее построениа подчинены закону гармонического единства содержания и формы. Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, что бы отделить мир реальный от мира изображаемого. Благодаря наличию границ, рамок "перед нами встает некий особый мир со своим пространством, временем, системой ценностей... Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром" - писал Б. Успенский. Внешние границы, с одной сторойы, связаны с окружающим пространством, с другой - с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции. Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно_временных границах. Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей , связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей - так можно определить этотпризнак. Единство и цельность - важнейший признак композици. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно_образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В едипстве содержания и формы. Гармония целого - необходимое условие композициоиного построения, важный его признак. Любое художественное произведение, как уже говорилось, представляет собой борьбу противоположных начал, - это проявляется и в сюжете - в противопоставлении характеров, ситуаций; и в формалъном решении - в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в.движении, в равновесии и т. д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности. Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это: Принцип целесообразности; Принцип единства сложного (целостность произведения); Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала); Принцип соподчинения частей в целом; Принцип динамизма (движение - основа жизни и искусства); Принцип равновесия, уравновешенности частей целого; Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей). Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребностн в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания. Принципы композиции более подробно будут рассмотрены нами ниже. Прежде следует обратиться к тем естествениым основам, на которых базируются эти принципы. перейти к следующей части - "Естественные основы композиции" Автор: Григорян Е. А. | |
Категория: СТАТЬИ | | |
Просмотров: 1446 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |