Главная » Файлы » СТАТЬИ |
Мартышка и цветовой круг
30.03.2008, 11:39 | |
Мартышка и цветовой круг Все рисующие люди, учившиеся дизайну, рекламной графике или иллюстрации подвергались пытке «цветовым кругом», после которой возненавидели цветик-семицветик на всю оставшуюся жизнь. Преподаватели-гуманисты заставляли нарисовать круг с дополнительными цветами похожим, изверги требовали проверки черно-белым ксероксом, якобы отображающим правильные цвета 50 процентами серого. Профессора оглашали манифест о дополнительных цветах, объясняли, что зеленый рядом с красным смотрится особенно ярко, а цвета, расположенные в круге через один, ставить рядом не рекомендуется. Эти несложные правила всем легко запомнились. Далее студентам предлагалось изготовить себе такой круг, держать его под рукой всегда и пользоваться им. Но как? Результаты небольшого опроса о возможном использовании цветового круга в иллюстраторской практике изрядно меня позабавили. Близок к истине оказался коллега, ответивший, что цветовой круг нужен только художникам, рисующим реалистично. Что именно предполагается найти в магическом круге, не знал и он. Художник, знакомый с оптикой, сможет правильно подобрать все цвета для реалистичной картины, не имея перед глазами объекта изображения. На уроках живописи нам неоднократно сообщалось, что цвета предметов и теней содержат всевозможные оттенки, однако их появление подчинено весьма четким правилам. Йоханнес Иттен, основоположник «новой науки о цветах», проделав однажды эксперимент с разноцветными лампами и объектами, описал эти правила. К сожалению, полное описание эксперимента приводится фрагментарно в его обширных трудах, и лишь профессора некоторых вузов потрудились объединить все примеры в одном учебнике. Перечитывать все книги самостоятельно большинство студентов ленится, а попытки восстановить целое по обрывочной информации остаются бесплодными. Белый предмет отбрасывает зеленую тень. При наличии дневного света цветной свет, направленный на белый предмет, так же отбрасывает тень дополнительного к нему света, например, свет от зеленой лампы — красную, а от фиолетовой — желтую. Два исключения: свет красно-оранжевой или сине-зеленой лампы отбрасывает черную тень. Если тень падает на цветной фон, ее цвет смешивается с цветом фона. Приведенного выше достаточно для выбора гармоничных или правдоподобных цветов не только для реалистичных картинок. Для особо любознательных приведу описание эксперимента с разноцветными лампами в темноте, подарившего нам удивительные и неожиданные результаты. Железной логики описанных выше примеров в этом случае выявить не удалось, поэтому придется запомнить, что произошло, в чем вам несомненно поможет находящийся под рукой цветовой круг. В отсутствие дневного света, освещение предмета двумя цветными лампами приводит к следующему: - В красном и зеленом светах, красный луч отбрасывает зеленую тень, зеленый — красную. - Красный и зеленый света, пересекаясь, дают желтый. - В синем и оранжевом светах, синий луч отбрасывает оранжевую тень, оранжевый — синюю. - Синий и оранжевый света, пересекаясь, производят пурпурно розовый, (фиолетово-белый). - В желтом и фиолетовом светах, желтый луч отбрасывает фиолетовую тень, фиолетовый — желтую. - Пересекаясь, желтый и фиолетовый света дают белый. - В красно-оранжевом и сине-зеленом светах, красно-оранжевый луч отбрасывает синюю тень, сине-зеленый — красно-оранжевую. Пересекаясь, красно-оранжевый и сине-зеленый света дают пурпурно-розовый. - В желто-оранжевом и фиолетово-синем светах, желто-оранжевый луч отбрасывает фиолетовую тень, фиолетово-синий — желто-оранжевую. Пересекаясь, желто-оранжевый и сине-зеленый света дают пурпурно-розовый. - В желто-зеленом и красно-фиолетовом светах, желто-зеленый луч отбрасывает красную тень, красно-фиолетовый — желто-зеленую. Пересекаясь, желто-зеленый и красно-фиолетовый света производят желто-белый. - В синем и зеленом светах, зеленый отбрасывает синюю тень, синий — зеленую. - Пересекаясь, эти света производят сине-зеленый. - В зеленом и желтом светах, желтый отбрасывает зеленую тень, зеленый — желтую. - Пересекаясь, эти света производят желто-зеленый. - В желтом и оранжевом светах, желтый отбрасывает оранжевую тень, оранжевый — желтую. - Пересекаясь, эти света производят желто-оранжевый. - В оранжевом и красном светах, оранжевый отбрасывает красную тень, красный — оранжевую. - Пересекаясь, эти света производят красно-оранжевый. - В красном и фиолетовом светах, красный отбрасывает фиолетовую тень, фиолетовый — красную. - Пересекаясь, эти света производят красно-фиолетовый. - В фиолетовом и синем светах, фиолетовый отбрасывает синюю тень, синий — фиолетовую. - Пересекаясь, эти света производят фиолетово-синий. Во всех случаях тени в пересекающихся лучах — черные. - Использование трех разноцветных источников света: красно-оранжевого, сине-зеленого и зеленого, сопровождается следующим: в красно-оранжевом свете тень объекта становится сине-зеленой, в зеленом — пурпурно-розовой, в сине-зеленом — желтой. Пересекаясь, три этих луча производят белый. Данный опыт продемонстрировал, что введение еще одного источника света изменяет и безмерно усложняет правила поведения светов и теней, делая их невозможными для запоминания. Выходит, для создания совершенно реалистичной картины цветового круга все же мало. Настоящая жизнь непременно одарит картину новым цветом или тенью. А для создания изображений вымышленных или упрощенных, удачного выбора колорита, цветового круга вполне достаточно. Выражаем глубокую признательность Яне Франк - автору статьи, за разрешение использовать материалы сайта www.miu-mau.org | |
Категория: СТАТЬИ | | |
Просмотров: 1628 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |