Главная » 2009 » Февраль » 4 » Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)
14:37
Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)


Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

АНДЖЕЛИКО,ФРА БЕАТО (Фра Джованни да Фьезоле) (Angelico, fra Beato; fra Giovanni da Fiesole),итальянский живописец флорентийской школы.После смерти художника его стали называть Беато (Блаженный),несмотря на то,что этот статус не был официально признан за ним церковью.

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Фра Джованни да Фьезоле(Fra Giovanni da Fiesole 1395-1455)

Художник,которого мы знаем под именем Фра Анджелико
(ангельский брат),
а современникам известный как Фра Джованни да Фьезоле,был уроженцем Муджело близ Виккио. Вазари, сообщает,что он родился в 1387 году и в возрасте девятнадцати лет,в 1407 году,принял обет послушания в доминиканском ордене. Однако можно считать доказанным,что в миру он оставался еще 31 октября 1417 года,когда собрат по ремеслу, миниатюрист Баттиста ди Бьяджо Сангвиньи, рекомендовал его,в то время еще «Гвидо ди Пьетро,художника прихода Санто Микеле Бисдомини»,для вступления в общину Сан Пикколо в церкви Кармине во Флоренции,таким образом,более вероятно,что Анджелико родился между 1395 и 1400 годом,едва ли не на десять лет позднее,чем указывает Вазари.В январе и феврале 1418 года,все еще под именем Гвидо ди Пьетро,он получил оплату за исполнение алтаря для капеллы Герардини в Санто Стефано аль Понте во Флоренции.Декорирование этой капеллы,как и ранее двух других капелл в Санто Стефано, было поручено Амброджо ди Бальдезе;ввиду отсутствия каких-либо иных данных, напрашивается предположение,что Анджелико проходил обучение живописи в мастерской этого художника, а в искусстве миниатюры его наставлял Сангвиньи.Только в июне 1423 года,в связи с исполнением Распятия для госпиталя Санта Мария Нуова,имя мастера появляется в привычной для пас форме «frate Giovanni di San Domenico di Fiesole» (брат Джованни из монастыря Caн Доменико во Фьезоле).По-видимому,в первые годы послушничества ему не позволялось заниматься живописью и,следовательно,в монастырь он вступил
несколько ранее,между 1418 и 1421 годом.
Двадцать второго октября 1429 года «frate Johannes Petri de Muscello» (брат Иоанн Петр из Муджелло) присутствовал на собрании капитула братства Сан Доменико; посещал он и другие собрания капитула — в январе 1431,декабре 1432,
в январе 1433,когда он замещал отсутствовавшего настоятеля монастыря,
а также в январе 1435 года.Все это время духовный сан не препятствовал художественной деятельности Анджелико вне монастыря.Так,14 января 1434 года он и поздне-готический мастер Росселло ди Якопо были приглашены оценить работы Биччи ди Лоренцо и Стефано д'Антонио для церкви Сан Пикколо Маджоре.
В 1435 году монахам общины Сан Доменико была передана флорентийская церковь Сан Джордже сулла Коста,а год спустя,в январе 1436 года,они получили во владение монастырь Сан Марко;в 1438 году Микелоццо начал перестройку его зданий. Анджелико не был в числе тех,кто перебрался в Сан Джордже сулла Коста в 1435 или в Сан Марко в 1436 году, — в то время он оставался викарием во Фьезоле,и первое упоминание о его пребывании в Сан Марко относится к 22 августа 1441 года.Он присутствовал на встрече капитулов общин Сан Марко и Сан Доменико в августе 1441 года,а в июле 1445 года подписал акт об их разделении следующим образом: «Ego frater Joannes de florencia assencio omnibus supradictis in cujus testimonium me manu propria subscripsi» (Я, брат Иоанн из Флоренции, полностью согласен с вышесказанным в подтверждение чего подписываюсь собственноручно).Можно предположить, что мастерская Анджелико оставалась в Сан Доменико до 1440 года,пока алтарный образ для Сан Марко не приблизился к завершению,а украшение этого монастыря фресками не начато,и только после этого была перенесена в Сан Марко.В 1443 году он являлся синдиком монастыря — должность, видимо,предполагавшая контроль за финансами.
Вероятно,во второй половине 1445 года Анджелико был приглашен
в Рим папой Евгением IV, который ранее провел несколько лет во Флоренции,где и познакомился с его произведениями.Летом того же года освободилась кафедра архиепископа Флоренции,и в августе Синьория предложила папе несколько кандидатур.Первым среди них был член семьи Медичи Донато деи Медичи,епископ Пистойи, вторым — помощник декана и каноник флорентийского собора Джованни ди Нерони ди Низио, третьим — епископ Фьезоле Беноццо Федериги,четвертым — епископ Вольтерры Роберто Кавальканти, пятым — секретарь Синьории каноник Андреа.По тем или иным причинам папа отверг каждую из этих рекомендаций и шесть месяцев спустя,девятого января 1446 года назначил архиепископом Фра Антонине Пьероцци,в то время викария монастыря Сан Марко.
По традиции считается,что, прежде чем такое решение было принято,кафедра архиепископа предлагалась Анджелико и что именно он способствовал назначению Фра Антонине.По крайней мере именно это утверждали шесть свидетелей во время процесса канонизации Фра Антонино в начале XVI века.Трудно сказать, насколько верны эти сведения,но сам факт,что спустя полвека после смерти Фра Анджелико сохранялось мнение о нем как о человеке,
способном управлять епархией и давать советы папе
по поводу высоких назначений,позволяет судить об его духовном авторитете.
В Риме Анджелико оставался в 1446 и 1447 годах
(в летние месяцы он работал также в соборе в Орвьето) и возвратился во Флоренцию
в конце 1449 — начале 1450 года; десятого июня 1450 года он стал настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле.Как то полагалось,он нес эти обязанности
в течение двух лет,и в марте 1452 года еще жил во Фьезоле,ибо,согласно регистру собора в Прато, эконом собора приезжал во Флоренцию
к архиепископу Антонину с письмом,содержавшим просьбу о том,чтобы «frate Giovanni da Fiesole maestro di dipignere» (брат Джованни из Фьезоле, мастер-живописец) расписал хор собора.
Восемь дней спустя эконом снова посетил Флоренцию и встретился с художником,который согласился отправиться в Прато,
чтобы на месте обсудить это предложение с четырьмя представителями собора
и с подестой города.На следующий день были наняты лошади,
чтобы доставить «el Frate che dipigne» (брата,который пишет)
в Прато и обратно во Фьезоле.По причинам,которые теперь
невозможно выяснить,переговоры оказались безрезультатными.
Первого апреля Анджелико вернулся во Фьезоле,
а пятого апреля эконом вновь приехал во Флоренцию
в поисках художника для украшения хора и мастера по витражам.
На этот раз его поиски увенчались успехом и договор на исполнение фресок
был подписан с Фра Филиппе Липпи.
После переговоров в Прато,о жизни Фра Анджелико нет никаких сведений.
Вновь его имя упоминается лишь второго декабря 1454 года в рекомендации,
чтобы выполненные в Палаццо Приоров в Перудже фрески были оценены
либо им, либо Фра Филиппе Липпи,либо Доменико Венециано,
то есть одним из трех флорентийских живописцев,чье искусство
вызывало тогда наибольшее восхищение. Возможно,в 1453 или 1454 году
он снова приехал в Рим,но если это и так,то сведений о его работе не имеется.
Умер он в Риме в феврале 1455 года,за несколько недель до смерти своего покровителя папы Николая V.
Эпитафии на его гробнице в доминиканской церкви Санта Мария сопра Минерва предположительно написаны гуманистом Лоренцо Балла.
Та,что находилась на стене,а ныне утрачена,гласила:
«Слава, зерцало, украшение среди художников, Джованни Флорентиец покоится в этом месте.Исполненный веры,он был братом священного ордена Святого Доминика и истинным слугой Бога.Ученики скорбят об утрате столь великого мастера, ибо едва ли где еще сыщется подобная кисть.Отечество и орден оплакивают смерть непревзойденного живописца,которому не было равных в его искусстве.»
На мраморном саркофаге в нише,как то принято было в эпоху Ренессанса, представлена фигура художника,у подножия которой находится вторая надпись:
«Здесь покоится досточтимый художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом,но что все,
чем владею,отдал Тебе,о Христос.Иные творения живы на земле,другие на небе. Город Флоренция,Этрурии цвет,дал мне,Джованни, рожденье.»
В 1982 году Джованни да Фьезоле был причислен Римско-Католической Церковью к лику блаженных. В 1984 году Папский Совет по культуре организовал встречу, посвященную жизни и творчеству святого Джованни да Фьезоле, во время которой Папа провозгласил его небесным патроном всех художников и покровителем мира искусства.

Его воспевали в своих произведениях многие поэты,например,К.Бальмонт, Н.Гумилев и др.
Вот, например,как писал о нем Н.Гумилев:
"Фра Беато Анджелико"

"В стране, где гиппогриф весёлый льва
Крылатого зовёт играть в лазури,
Где выпускает ночь из рукава
Хрустальных нимф и венценосных фурий;

В стране, где тихи гробы мертвецов,
Но где жива их воля,власть и сила,
Средь многих знаменитых мастеров,
Ах, одного лишь сердце полюбило.

Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал,Буонаротти,
Да Винчи,колдовской вкусивший хмель,
Челлини,давший бронзе тайну плоти.

Но Рафаэль не греет, а слепит,
В Буонаротти страшно совершенство,
И хмель да Винчи душу замутит,
Ту душу,что поверила в блаженство

На Фьезоле,средь тонких тополей,
Когда горят в траве зелёной маки,
И в глубине готических церквей,
Где мученики спят в прохладной раке.

На всём, что сделал мастер мой,печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да,не всё умел он рисовать,
Но то,что рисовал он, — совершенно.

Вот скалы,рощи,рыцарь на коне, —
Куда он едет,в церковь иль к невесте?
Горит заря на городской стене,
Идут стада по улицам предместий;

Мария держит Сына Своего,
Кудрявого,с румянцем благородным,
Такие дети в ночь под Рождество
Наверно снятся женщинам бесплодным;

И так нестрашен связанным святым
Палач, в рубашку синюю одетый,
Им хорошо под нимбом золотым:
И здесь есть свет, и там — иные светы.

А краски, краски — ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освящённом масле.

И есть еще преданье: серафим
Слетал к нему, смеющийся и ясный,
И кисти брал и состязался с ним
В его искусстве дивном… но напрасно.

Есть Бог, есть мир,они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога."


102 JPEG|Min.500х700_Max.3000х2700|77.3 МВ RAR

Скачать:

Просмотров: 866 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]