Главная » 2008 » Сентябрь » 26 » Смолы, Синтетические смолы, Термопластические смолы,
00:21
Смолы, Синтетические смолы, Термопластические смолы,

Смолы

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Смолы получают из ныне растущих; деревьев

или—как в случае с окаменелыми, ископаемыми смолами — добывают из земли на местах произрастания смолистых деревьев в доисторические эпохи. Они используются в приготовлении лаков для покрытия завершенных работ и в материалах для масляной живописи, несмотря на то, что обладают тенденцией к потемнению тонов в большей степени, чем масло, и менее устойчивы и долговечны. В настоящее время широко используются смолы, полученные в

процессе синтетического производства. Смолы — твердые, глянцевитые вещества, имеющие некристаллическую, аморфную структуру. При нагревании они становятся мягкими, плавятся до образования вязкой жидкости, при возгорании выделяют большой объем дыма. Они нерастворимы в воде, но частично или полностью растворимы в органических растворах (см. с. 38). В этом отношении смолы не следует путать с камедью, которая также представляет собой выделения растений, но растворяется в воде (см. с. 36).

Натуральные смолы

За исключением шеллака (см. ниже), натуральные живицы и бальзамов (см. с. 32). Два основных типа

смолы образуются под воздействием определенных натуральных смол — мягкие и твердые — обладают условий, испарения, окисления или полимеризации своими специфическими характеристиками.

Мягкие смолы

Мягкие, или «молодые», смолы производятся из живых, ныне растущих деревьев. Их также еще называют спиртолаковыми смолами, так как они растворяются в спиртах и углеводородах.

Даммара. Даммаровая смола представляет собой единственный вид натуральных смол, который в действительности может заинтересовать художников. В своих наиболее чистых формах даммаровая смола считается лучшей из ряда мягких смол для использования в качестве лака: с этой целью его обычно растворяют в пшене (см. «Изготовление даммарового лака», с. 176). Как и все натуральные смолы, она со временем обесцвечивается, создавая в картине так называемый «галерейный тон» (золотистый, «античный»). Это может произойти приблизительно через 50 лет или ранее, если используются нечистые формы смолы. Даммаровая смола, кроме того, со временем может стать менее растворимой, поэтому для ее снятия (удаления) могут потребоваться более сильные растворители. Она часто используется в материалах для масляной живописи, придавая краскам яркость и сокращая время их высыхания, разбавленная пиненом (скипидаром), а не уайт-спиритом; тем не менее рекомендуется применять лишь небольшие объемы дамма-ровой смолы.

Мастике. Мастичная смола растворяется в скипидаре, спиртах и ароматических углеводородах, хорошо взаимодействует с кистью и — в качестве лака — длительное время использовалась на стадии завершения картины. Однако со временем она сильно желтеет и темнеет. В настоящее время мастичная смола не используется в художественных материалах. Состав (который еще называют the megilp, мастичная смола), в частности, использовался художниками XIX века, вызывая катастрофические последствия для картин; он представлял собой смесь льняного масла и мастичного лака.

Сандарак. По своим характеристикам эта смола схожа с мастиксом, но несколько тверже по структуре. В растворах спирта используется в качестве ретушного лака, однако это , чрезвычайно хрупкое средство и со временем становится более темным и приобретает красный оттенок.

Шеллак. Строго говоря, шеллак не является смолой. Это смолистый материал, выделяемый насекомыми — палочниками — на стволах определенных деревьев. Высохшая смола часто сильно окрашена и может быть обесцвечена (отбелена) для использования в конкретных целях. Шеллак, как правило, растворяется в спирте и применяется в шеллачных политурах для лакировки мебели, лаках по металлу и т. д.

Он не растворяется в скипидаре, и это свойство позволяло использовать его в прошлом в качестве связующего вещества. Шеллак также применялся для уменьшения пористости в гипсовых панелях, в качестве фиксатива-закрепителя угольных рисунков и как изолирующий слой в темперной живописи. При воздействии щелочи шеллак может растворяться в воде и использоваться как связующий элемент в составе туши.

Твердые смолы

Твердые или окаменелые смолы часто называются — копалами (это неточная формулировка, так как мягкие копалы — такие, как манильские ка-палы — могут быть обнаружены в спиртовых лаках). Они представляют собой окаменелые выделения доисторических деревьев. Добывают ископаемые смолы из почвы. Такие смолы практически нерастворимы в маслах и органических растворителях в нормальных условиях и могут растворяться в маслах только при нагревании (плавлении), когда в комбинации с горячими быстровысы-хающими маслами они образуют масляные лаки. Эти вплавленные копалы составляют основу большинства лаков общего назначения — в областях, далеких от индустрии художественных материалов. Они всегда были непригодны для осуществления поставленных живописцем целей.

Синтетические смолы

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Многие типы натуральных смол в настоящее время заменяются альтернативными смолами синтетического производства. Диапазон их использования художниками довольно широк: он включает отделочные средства, составы для покрытия по-

верхности произведения за пределами закрытых помещений и др. Среди термопластических смол можно выделить акриловые полимеры, которые стали центральным элементом при разработке связующих материалов для акриловой живописи.

Растворимые в масле, фенолоальде-гидные полимеры. Смолы данного вида обычно основаны на смеси льняного и тунгового масел. Фено-лосодержащие лаки обладают выраженным желтым оттенком, но очень эффективны для создания термостойкого покрытия и использования на открытом воздухе. Они используются в качестве ключевого компонента клееных многослойных материалов.

Алкидные смолы, модифицированные

маслом. Алкидные смолы нерастворимы в углеводородных растворителях. Они непригодны в качестве пленкообразующего средства и нуждаются в добавлении масел, чтобы перейти в категорию масляно-смолистых веществ, используемых для создания лакового слоя. В процессе производства могут применяться льняное или полувысыхающие масла, такие, как сафлоровое или соевое (см. с. 30). Последние формируют смолы бледных оттенков и используются в составе вспомогательных средств для живописи. Наиболее часто применяемые художниками смолы требуют добавления сиккативов (см. с. 40), после чего они могут образовывать слой, поддающийся воздушной сушке.

Эпоксидные смолы. Данный вид смол характеризуется стабильностью и обычно используется в качестве компонента поверхностного слоя в комбинации с другими смолами.

Полиамиды. Полиамидные смолы обладают очень хорошей адгезией и используются в покрытиях для гибких туб и в качестве отвердителя для эпоксидных смол. Их также применяют в составах для декоративной отделки, чтобы обеспечить хорошие водостойкие характеристики.

Ненасыщенные полиэстеровые смолы.

Данный вид смол был первоначально разработан для использования во внутренних клеевых слоях и только недавно стал применяться в качестве элемента смол для создания поверхностного покрытия.

Полиуретан. Более корректное название этих материалов — полиизоци-анаты. Используются в составах для отделки древесины и металлов. Так называемые полиуретановые декоративные (оформительские) краски в действительности представляют собой уретановые масла или уретановые алкиды.

Нитроцеллюлоза. Эфиры целлюлозы используются как загустители в составе водорастворимых красок. Нитрат целлюлозы (нитроцеллюлоза) применяется в качестве связующего, а его свойства контролируются пластификаторами и растворителями.

Термопластические смолы.

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Термопластическими (линейными полимерными) называют смолы, которые размягчаются и растворяются под воздействием тепла. Они включают акриловые полимеры, составляющие основу связующего вещества акриловых красок (см. с. 203).

Очень мягкие смолы становятся еще более податливыми и мягкими от тепла рук, при обращении с ними и легко собирают частицы пыли и грязь; если же смолы очень твердые, созданная ими пленка краски будет довольно хрупкой. Смолы состоят из химических веществ, называемых мономерами — в нормальных условиях подвижные жидкости, которые подвержены химическим изменениям, известным под термином «полимеризация». Твердость смолы определяется подбором полимеризированных химических ингредиентов. Разнообразные технологии полимеризации обусловливают разницу в свойствах смол.

Поливинилхлорид (ПВХ). Этот материал обладает низкой тепло— и светостойкостью; кроме того, он очень хрупок, поэтому нуждается в пластификации. Художники редко пользуются им, за исключением случаев, когда поливинилхлорид применяется в качестве основного компонента формовочных составов горячей обработки, которые предназначены для производства багета.

Поливинилацетат (ПВА). Это — связующий элемент клеев и красок на основе ПВА. которые составляют сектор более дешевых материалов на рынке полимерных красок (см. с. 203). Смола обладает значительно лучшими показателями светостойкости, например, по сравнению с поливинилхлоридом; она более эластична, несмотря на необходимость добавления пластификаторов, стабильность которых весьма ограничена. В результате пленка ПВА со временем становится хрупкой и менее светостойкой по сравнению с акриловыми смолами. Поливинилацетат используется в школах и колледжах, где его часто смешивают с порошковой краской, чтобы создать прочную во-донерастворимую пленку краски. Если на этикетке продукта указано «моющийся ПВА», то это, возможно, поливиниловый спирт, который растворяется в воде.

Акриловые полимеры. Акриловые эфиры производятся в диапазоне различных степеней эластичности; например, полиэтиловый акрилат очень эластичен, а полиметиловый метакри-лат — существенно тверже. В результате образования смешанных полимеров (известных под названием «сополимеры»), эти свойства могут быть изменены без добавления пластификаторов. Поэтому они более стабильны, чем ПВА.

Акриловые сополимеры — наиболее эффективные средства для работы художника; они используются как в виде растворов, так и в виде дисперсии. Наиболее часто встречаются полимерные смолы в виде дисперсии; они известны как полимерные эмульсии.

Полимеры в растворах часто используются реставраторами; их также можно обнаружить в составе лаков как раствор полиизобутилметакрилата в уайт-спирите.

Полимерные эмульсии. Представляют собой частицы полимеров, взвешенные в воде и высыхающие в процессе испарения.

Просмотров: 3679 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]