Главная » 2008 » Сентябрь » 26 » Синтетические неорганические пигменты, Натуральные органические пигменты, Синтетические органические пигменты
00:13
Синтетические неорганические пигменты, Натуральные органические пигменты, Синтетические органические пигменты

Синтетические неорганические пигменты

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Данные пигменты не встречаются в естественной среде, а производятся промышленным способом. В настоящее время существует большое количество новых оксидов различных металлов, включая титанаты никеля и кобалъто-никелиевые смеси.

Белила. Белила свинцовые (основной свинцовый карбонат) были впервые получены в IV веке до нашей эры. Существуют ограничения в их использовании из-за высокой токсичности. Белила цинковые (оксид цинка) впервые получены в 1834 году, белила титановые (диоксид титана) — в 1918 году.

Желтые и красные. Неаполитанская желтая (антимонат свинца) впервые получена в XVIII веке: в настоящее время широко используются ее заменители. Обогащенные фракции свинцовых хро-матов (и молибдатов) давали относительно дешевую желтую, но сейчас из-за токсичности практически не используются. Селенид и сульфид кадмия — вещества, которые применяются с 1910 года и предлагают альтернативный диапазон непрозрачных — от желтых до красных — пигментов: они относительно безопасны в использовании.

Синие. Железная лазурь была случайно открыта в 1704 году. В настоящее время широко используется ее синтетический органический заменитель — голубая ФЦ. Другие популярные синтетические минеральные пигменты — кобальт синий и церулеум — были впервые получены в XIX веке.

Зеленые. Кобальт зеленый представляет собой оксид кобальта, соединенный с окисью цинка. Безводный оксид хрома вместе со своим гидратированным аналогом — изумрудной зеленью — стали доступны в 1850 году.

Image

Натуральные органические пигменты

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Органическими называются пигменты, образованные из соединений углерода. Пигменты, полученные из натуральных источников, могут быть как животного, так и растительного происхождения. Многие существуют как красители — растворимые вещества; для использования в качестве пигментов они должны быть нерастворимыми. Это достигается в результате осуществления процесса, известного под названием «осаждение», где краситель осаждается на инертном пигменте или субстрате.

Краплак — красный пигмент растительного происхождения, по-прежнему используемый в наши дни, образуется из красителей ализарин и пурпурин (которые получаются из корня марены). Кармин, известный в Европе с середины XVI века, добывается из насекомого — тли Coccus cacti. Гуммигут — смола из дерева garcinia — как и ранее, используется в качестве пигмента для акварельных красок, несмотря на низкую светостойкость.

Среди традиционных, практически вышедших из употребления натуральных органических пигментов можно выделить:

• индийская желтая — производилась из мочи коров, питавшихся листьями манго;

Image

• сепия — добывалась из чернильного мешка каракатицы или головоногих;

• драконова кровь — крас ная смола из плодов пальмы ротанговой;

• Mummy — битумный пигмент, когда то получаемый из телесных останков забальзамированных египетских мумий.

Image

Синтетические органические пигменты

Печать E-mail
Автор Administrator   
25:05:2008 г.

Эта важнейшая группа пигментов представляет собой сложные соединения углерода, которые не встречаются в естественной среде, а производятся в лабораторных условиях.

Светостойкие синтетические органические пигменты используются с 1935 года, когда были получены голубая ФЦ и зеленая ФЦ. Они сравнительно дешевы в производстве и отличаются превосходной интенсивностью. Похожими качествами обладают и пигменты недавних разработок — Quinacridones,

Isoindolinones, дисазопигменты и многие азопиг-менты (см. с. 13).

За исключением ализарина и индиго, эти синтетические пигменты не имеют отношения к натуральным красителям. Синтетические пигменты прошлых лет, производившиеся на основе каменноугольной смолы, обладали низкой светостойкостью и были заменены пигментами из нефтяных химических продуктов; многие из них чрезвычайно светостойкие.

Характеристики синтетических органических пигментов

Существуют три типа органических пигментов:

• нерастворимые красители;

• лаки — пигменты, созданные в результате осаждения или фиксации растворимого красителя на инертном пигменте или субстрате;

• тонеры — соли металлов органических красителей.

Данные пигменты — синтетические продукты различных химических реакций с использованием веществ, называемых «промежуточными соединениями», которые вступают в реакцию

и образуют цветной краситель. Различают четыре типа реакций:

1 промежуточное соединение А + промежуточное соединение В = нерастворимый краситель;

2 промежуточное соединение А + промежуточное соединение В = растворимый краситель;

3 растворимый краситель + осаждающее средство + основа = лак;

4 растворимый краситель + осаждающее средство = тонер. Самые современные синтетические органические пигменты ярче, интенсивнее и эластичнее традиционных пигментов.

Тем не менее существует множество доступных продуктов, которые — при внешней схожести и родственной химической структуре — имеют совершенно различные рабочие характеристики. Пигменты желтые 12 и 13 (Pigments Yellow 12, 13), например, выглядят практически идентично; но первый обладает очень низкой светостойкостью, а светостойкость второго оценивается в диапазоне от средней до хорошей. Если при выборе материалов вы готовы положиться на компетентность производителей красок, нужно быть уверенным в точности химического типа

пигмента, светостойкость которого указана на продукте в соответствии с принятым стандартом.

Производители закупают синтетические органические пигменты у химических компаний, основными заказчиками которых являются изготовители пластмасс, промышленных и печатных красок. Производимые пигменты предназначены, в первую очередь, для удовлетворения потребностей именно этой категории производителей, а не мелких торговцев красками, которые составляют ничтожный процент рынка. Производители печатных красок предпочитают оперировать более яркими пигментами, но, как правило, показатель их светостойкости не является решающим фактором. Автомобильная промышленность, с другой стороны, нуждается в долговечных светостойких пигментах и производители подвергают их крайне «изнурительным» испытательным процедурам. Выдержавшие тестирование пигменты обладают отличной светостойкостью и способны сопротивляться воздействию суровых атмосферных условий. Именно из продукции этой категории художники должны выбирать свои краски.

Светостойкость. Несмотря на то, что специалисты-химики не без оснований уверены в хорошей светостойкости любого синтетического пигмента, только время может подтвердить их правоту. В конце концов, эти пигменты еще очень «молоды»; в отличие от них натуральные земляные цвета существуют уже миллионы лет.

Смачивание и дисперсия. Вы можете самостоятельно приготовить средства для живописи, используя синтетические органические пигменты, но этот процесс будет осложнен из-за легкости и воздушности пигмента в порошковой форме (в противовес старым, более плотным пигментам). Пигменты являются химикатами, и, несмотря на безопасность большинства из них, художник должен носить маску, чтобы предотвратить проникновение пигментной пыли в дыхательные пути. Тонко измельченные частицы — это, в сущности, пыль, которая проникает повсеместно. Поэтому советую оборудовать закрытое рабочее помещение системой вентиляции. (См. информацию о мерах безопасности на с. 370.)

Недавняя разработка — гранулы IRGALITE Granules (патент Ciba). Они

образуют минимальный объем пыли и при этом не оказывают негативного воздействия на процесс дисперсии и период рассеивания частиц. Гранулы предназначены, главным образом, для использования в индустрии печатных красок, но могут быть с успехом применены и в практике художника.

Перетирание современных синтетических пигментов со связующим средством в традиционном ключе — далеко не самый эффективный метод рассеивания пигментных частиц. Некоторые производители поставляют пигменты в форме водных паст или диспергированные в виниловой или акриловой смолах. Данные формы пигмента — до процесса перетирания — представляют более удобную основу для создания определенных живописных материалов, так как необходимо лишь смешать связующие составы, наполнители и разбавители с пигментом. Тем не менее большинство производителей готовы поставить небольшие объемы пигментов по крайне высоким ценам, так как это — совсем не дешевый производственный процесс.

Цвет. Интенсивность цвета в огромной степени зависит от размера частиц пигмента. Размер отдельных частиц синтетических пигментов колеблется между 0,05 и 0,5 микрон, а размер агрегата пигментного порошка (в агрегированной форме) может достигать 5-100 микрон. Когда художнику необходимо добиться непрозрачности краски, приходится жертвовать интенсивностью цвета в пользу более крупных частиц; если требуется прозрачная краска, используются частицы очень малых размеров.

Если бы хорошая интенсивность цвета достигалась при тех же размерах частиц, которые обеспечивают высокую светостойкость, было бы сравнительно просто приготовить долговечный и яркий пигмент. Но добиться этого практически невозможно, поэтому производителям приходится идти на компромисс, выбирая оптимальное соотношение между интенсивностью цвета и светостойкостью. Если перетирать частицы дорогих светостойких пигментов до очень малых размеров, они могут полностью потерять светостойкие качества.

Чистота пигмента. Кроме обычных и простейших операций перетирания и помола пигмента, производители используют несколько технологических методов для контроля размера частиц. Иногда они добавляют красители, чтобы

приостановить рост кристаллов, нагревают пигменты, чтобы заострить форму и упрочить их структуру, а также усилить светоотражающие характеристики. Высококачественные пигменты, как правило, продаются в виде чистых веществ; некоторые пигменты поставляются в соединениях со смолами, красителями и другими добавками, и вы не всегда можете уверенно говорить о том, что именно приобрели — в особенности, если купили низкосортную продукцию.

Просмотров: 3165 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]