Главная » 2008 » Август » 16 » Богородская игрушка и скульптура в Строгановском дворце Русского музея.
14:24
Богородская игрушка и скульптура в Строгановском дворце Русского музея.
Богородская игрушка и скульптура в Строгановском дворце Русского музея.

13 августаСанкт-Петербург
Барыня и военный. XIX - начало XX века. Мастера А.Я.Чушкин, Я.Г.Чушкин. Дерево, резьба
Сегодня в Строгановском дворце Русского музея открывается выставка «Богородская игрушка и скульптура». На экспозиции представлено около 200 произведений XIX-XXI веков из коллекции Русского музея, Музея фабрики «Богородский резчик», Богородского художественно-промышленного училища и личных собраний художников. Многие из этих работ уникальны и выставляются впервые.

Богородская игрушка широко известна и любима. Вырезанные из дерева фигурки крестьян и животных в сказочных сценках выражают характер и душу народа, а история богородского промысла неразрывно связана с судьбами нашей Родины. Коллекция богородской игрушки и скульптуры в Русском музее - одна из самых значительных в России и представляет крестьянский промысел в его последовательном развитии. Резные деревянные игрушки называются богородскими по месту их производства. Богородское, первое упоминание о котором относится к XV веку, находится на реке Кунья примерно в тридцати километрах от Троице-Сергиевой Лавры. По преданию, основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский сам вырезал игрушки из дерева и дарил их крестьянским детям. Позже (в XVI веке) в Сергиевом Посаде стали процветать ремесла и торговля и появилась традиция - привозить игрушки, купленные у монастырских стен. Промысел резной игрушки в Богородском развивался постепенно и в самостоятельном виде сложился к концу XVIII века. Скульптурный талант местных мастеров получил признание, их игрушки хорошо раскупались, даже будучи неокрашенными: сохранялась природная красота материала и цельность игрушки, вырезанной из единого блока. Основной темой была жизнь крестьянина, его повседневный труд. Богородцы, всегда работавшие с «живства», то есть с натуры, в условной «игрушечной» форме воплотили мудрость и суровость деревенского уклада жизни. Середина XIX века - период расцвета богородского искусства. Всем в деревне находилась работа по таланту и умению: поощряя раннее приобщение к промыслу, скупщики принимали даже детские поделки. Благодаря этому появились десятки семей, где из поколения в поколение передавались навыки резьбы. Во второй половине XIX века в богородском промысле получили распространение скульптурные группы разных размеров. В игрушках с движением, представляющих крестьянские работы, выражено уважение к труду, ставшее общей философией художников богородского промысла. А приверженность к «резной» сказке «про медведя» сохраняется и в наши дни. Медведь стал символом богородского промысла. В конце XIX - начале XX века народную игрушку стали изучать и коллекционировать как вид крестьянского искусства. Это оказало влияние и на богородский промысел. По заказам видных земских деятелей создавались крупные композиции на исторические, былинные и библейские темы, чего ранее в богородском искусстве не было Революция 1917 года изменила уклад жизни и основы существования промысла. Архаические элементы вытеснялись, и, стремясь отразить новое время, резчики порой делали игрушки в духе пролетарского кубизма. В 1923 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», возобновилась работа открытой в 1913-м школы резьбы по дереву. Богородское искусство 1920-30-х годов идеологически соответствовало тенденциям своего времени. Гусаров сменили фигуры красноармейцев, вместо карет появились тачанки, а к образам крестьян добавились фигуры рабочих. Великая Отечественная война оказала огромное влияние на судьбу села: погибли сотни местных художников и в традиционно мужской промысел пришли женщины. В 1940-е народные сюжеты все более уступали место литературным: мастера часто обращались к произведениям А.С. Пушкина и басням И.А. Крылова. Лучшие же работы создавались на основе народных сказок. В 1950-е годы появилась целая плеяда выдающихся резчиков, что обусловило расцвет богородского искусства 1960-70-х. Игрушки той эпохи полны тепла и юмора: в них животные осваивают человеческие профессии, становясь строителями, лесорубами, фотографами, геодезистами. В 1980-90-е художники промысла продолжали экспериментировать. Обращаясь к посадской традиции, они создавали окрашенные игрушки, искали новые образы и формы. Лучшие произведения этого времени представлены на выставке отдельным разделом. Посетители смогут познакомиться и с работами начала XXI века, в которых отражены как творческие искания, так и преемственность традиций богородского искусства.

Просмотров: 1138 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]