Главная » 2008 » Февраль » 6 » Русские сокровища в Bonhams. Новые открытия
11:41
Русские сокровища в Bonhams. Новые открытия
Русские сокровища в Bonhams. Новые открытия

Журнал «Русское искусство» продолжает публиковать цикл путешествий по арт-рынку Европы Надежды Витольдовны Данилевич — аналитика международного антикварного рынка, биографа семьи Фальц-Фейн, автора книги «Барон фон Фальц-Фейн. Жизнь русского аристократа».

Нью Бонд-стрит самая известная для антикварных покупок улица Лондона, ее двери широко открыты для всех победителей в борьбе за красивую жизнь. Здесь вы увидите самые красивые витрины, здесь же имеет свою резиденцию Sotheby's под № 34-35, а под № 101 находится еще один старинный, аукционный дом Bonhams, название которого пока еще непривычно для русского уха.

Он ведет свою историю с XVIII века и только в нынешнем году он начал торговать русским товаром. Коллекция живописи и декоративно-прикладного искусства Russian sale, которая вышла на торги 27 ноября заслуживает внимания уже потому, что в ней было представлено большое количество самого разнообразного антикварного товара XVII-XX в.в. — более 300 лотов. Невероятно трудная задача получить такие ценности на продажу, если иметь в виду то, что русский сектор мирового рынка уже в течение 30 лет поделен между Sotheby's и Christie's. Естественно, что владельцы вещей, особенно дорогих и уникальных хотят за них получить больше, а потому предпочитают нести их в эти две знаменитые фирмы, которые называют «домами рекордов». И все же нельзя обойти вниманием русские торги Bonhams в Лондоне, они cтали событием для любителей русского искусства.

На обложке аукционного каталога помещена «Маленькая швея» Алексея Харламова, которая и стала самым дорогим лотом продажи — за нее неизвестный покупатель дал 500 тысяч фунтов стерлингов. Художник долгое время жил во Франции и Тургенев, восхищаясь его талантом, называл его русским Бонна. Харламовские головки девочек, похожие одна на другую, раньше продавались среди европейской живописи, чаще всего французской. Этот факт говорит о том, что русское искусство — если это не Айвазовский, Шишкин, Репин — лет 10-15 назад считалось настолько малоинтересным товаром, что Харламова выгоднее было продавать среди иностранной живописи. Как, скажем, Кандинского и Шагала. Времена изменились, сегодня на русских картинах и фарфоре аукционные дома зарабатывают невероятные прибыли. В цене поднялись художники «второго» ряда и Харламов вернулся в свой исторический контекст. Среди европейских художников его цена варьировалась от 25 000 до 50 000 тысяч, не больше. Полмиллиона фунтов стерлингов, а значит миллион долларов — это выдающийся рекорд.

«Маленькая швея» — не просто очередная «бедная Козетта» Харламова, которыми наводнен рынок, а самая лучшая его картина из тех, что выходили на аукционы за последние годы. Постоянно вращаясь на мировом рынке, живопись Харламова становилась все более популярной, а вместе с тем рос интерес к творчеству и биографии художника.

Судьба его удивительна. Отец был крепостным, не имел ни паспорта, ни фамилии, ничего не знал кроме рабского труда, и дальше деревеньки под Саратовом ничего не видел. А сын его Алексей закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, вошел в круг первых живописцев, общался с великими людьми своего времени, исполнял заказные портреты. Прославился, написав Тургенева и Полину Виардо. В Париже он учился у модного художника Бонна, и подражая ему, перешел на детские портреты. Говорили, что на волне успеха Харламов выписывал девочек-натурщиц из самой Италии. Конец его жизни, однако, был печален. Он скончался, забытый всеми, в бедной студии где-то под самыми крышами Парижа, заваленной его непроданными работами. Они достались в наследство несчастному русскому эмигранту, на руках которого он умер. Вот почему живопись Харламова на западных аукционах — не редкость, но найти картину, которая отражала бы истинную цену его выдающегося художественного таланта, как «Маленькая швея» непросто.

Еще об одном бесспорном шедевре русской живописи следует сказать несколько слов — о картине Николая Неврева «Крестьянские похороны». Это важно потому, что, во-первых, имя художника ни разу на аукционах не появлялось, по крайней мере, за последние лет пятнадцать. Во-вторых, потому, что созерцание картины доставляет исключительное удовольствие, так хорошо выстроена ее композиция, так приятен ее драгоценный золотистый колорит.

Интересно также и то, что по правилам жанра бытовой картины, она забавна по сюжету, несмотря на печальное название. И все же очевидные достоинства работы покупатели недостаточно оценили и она оказалась непроданной. Предполагаемая оценка была 45 000 — 65 000 тысяч фунтов стерлингов, а борьба прекратилась на отметке 38 000 ф.ст. Тем не менее, сам факт выхода на свет этой замечательной картины, неизвестной даже специалистам, очень ценен для историков русского искусства.

Пресса и телевидение живут сенсациями, сообщают только о рекордах, поэтому у общества складывается ложное представление, что аукционы существуют только для миллионеров. На самом деле антикварный рынок во всем мире держится благодаря так называемому среднему классу людей, а также большой массе мелких торговцев, покупающих недорогой товар, на котором можно заработать.

Так, например, в Bonhams в ценновой диапазон от 1000 до 15 000 тысяч фунтов стерлингов попадает 159 лотов из 340, в том числе и пара тарелок из знаменитого Кремлевского сервиза, сочиненного одним из лучших художников своего времени Георгием Солнцевым, (5800 ф.ст.), который прославился еще и как изумительный книжный иллюстратор — он оформлял, например, альбомы «Царская охота» и «Древности российского государства».

За 14 000 ф.ст. продан туалетный набор Фаберже из серебра и хрустального стекла, всего 10 предметов.

За 8 000 фунтов стерлингов ушел замечательный портрет Бориса Годунова неизвестного художника XVII в. Исключительно редкое сокровище, пережившее более трех столетий и при этом хорошо сохранившееся, интересно уже тем, что являет собой начало, самое зарождение портретного жанра в России.

Чудная маленькая вещь (35х25см) — «Лютнистка» Кондратия Степанова, напоминающая изяществом и законченностью живописи картины Викторианской эпохи, имела предварительную оценку всего в 2-3 тысячи фунтов стерлингов и ушла за 15 тысяч.

Удивительная ситуация сложилась с русским искусством на улице Нью Бонд стрит: достаточно было перенести картину из дома в дом — из Bonhams в Sotheby's и стоимость ее стала бы на несколько порядков выше.

Не выходила за пределы трех тысяч цена многих исторических лотов, связанных с царской семьей. Например, визитная карточка Александра III , или его письмо в траурной рамке, написанное в марте 1881 — вскоре после гибели отца — , в котором он благодарит королеву Викторию за орден Подвязки.


Просмотров: 1102 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]