Печатная графика (эстамп) была создана в первую очередь для
многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных
работ, плакатов и т.д.), поскольку фактически являлась единственным
способом массового тиража изображений.
В наше время это не актуально в связи с развитием разных множительных
техник и печатная графика стала самостоятельным видом изобразительного
искусства где графическим технологиям отводится роль скорее
дополнительного художественного языка, чем способа размножить
нарисованное.
По технике выполнения печатную графику в основном делят на ВЫСОКУЮ, ГЛУБОКУЮ и ПЛОСКУЮ печать.
ВЫСОКАЯ печать
Поверхность
клише неровная, краска наносится валиком или кистью на ВЫПУКЛЫЕ места,
а углубления остаются чистыми, бумага прикладывается и прижимается
прессом, ложкой, валом и т.п.(по аналогии с печатями на документах)
Ксилография (гравюра на дереве)
- один из самых старинных способов печати. На доске резцом вырезается
рисунок. Полученный оттиск зависит от породы дерева, качества резца
(это и дешевый массовый печатный лубок, и экслибрис с тонкими
тональными переходами). Также называется продольной гравюрой. Техника
требует помимо особого видения очень высокого мастерства.
Торцовая гравюра на дереве
изобретена к Англии в кон. XIX в. Здесь поверхностью служит поперечный
срез дерева и не надо быть привязанным к волокнам, что дает большую
свободу действий при работе с линией и тоном. По работе и результату на
нее похожа гравюра на пластике. Очень изящные вещи.
|
Линогравюра, Власенко, Кубан.
ПГУ, 1968* |
Линогравюра
из-за особенности материала тяготеет к крупным монументальным формам и
резким тональным переходам, часто плакатного типа. Широко применялась с
конца XIX по сер. XXв. Лучше всего для нее подходит старый ?пробковый¦
линолеум, который сейчас по-моему не выпускают. Из современных
используют линолеум без рельефа и гладкого покрытия, иногда режут по
обратной стороне с ровной фактурой. Печатают по сухой бумаге в прессе
или прокатывая в офортном станке. Интересные эффекты можно получить
используя фактурную бумагу типа обоев.
Гравюра на картоне дает небольшое число оттисков, зато продавливается целиком, что хорошо применяется для разнообразия фактур и тонов.
ГЛУБОКАЯ печать
При
глубокой печати краска наоборот заполняет углубления, канавки и
неровности, а с гладкой поверхности счищается. Влажная бумага
прижимается к доске и прокатывается под большим давлением в офортном
станке, где вал с сукном или войлоком вдавливает ее в доску, заставляя
выбирать краску из углублений.
|
Сухая игла,
Т.Немальцева,
2курс, 2003 |
Резцовая гравюра и сухая игла. Самый
тяжелый и трудоемкий вид печатной графики. На металлический лист (в
осн. медный) резцами или иглами разного сечения наносятся
штрихи-бороздки, где будет краска, причем чем глубже бороздка, тем
насыщеннее получится линия. Это знаменитые гравюры Дюрера, в России,
например, морские баталии Зубова. На худ.-граф. факультетах МПГУ и
других московских педагогических вузах вместо металла царапают по
оргстеклу и толстой пленке, что гораздо легче, но дает меньше оттисков
(что впрочем сейчас не так актуально). При печати очень эффектно
совмещается с монотипией (если краску с доски вытирать не полностью),
что многие графики-эстеты считают "грязью", когда где-то не виден
штрих, а на мой "живописный" взгляд - это очень интересно, потому что
при этом каждый оттиск непохож на другой.
Меццо-тинто ("средний тон") -
доску сперва делают шершавой с помощью специальных зубчатых "качалок"
или протравливают в кислоте, что дает при печати темный бархатистый
тон, а потом заглаживают и полируют светлые места будущего оттиска.
Получается чем-то похоже на черно-белую репродукцию живописи времен
классицизма и романтизма (тогда, собственно, меццо-тинто и было очень
распространено).
Пунктир
был придуман в Англии во времена барокко и рококо. Рисунок делался не
штрихами и линией, а набиванием множества мелких точек. Эффект был
потрясающий, но ввиду своей "маньячности" эта техника долго не
просуществовала.
"Карандашная”, "пастельная” и прочие "манеры”
- так называлились гравюры, где доску гравировали с помощью хитрых
приспособлений типа колесиков с иголочками, зубчатых гребенок и других,
что при печати давало эффект рисунка карандашом, углем, пастелью и т.п.
|
Офорт, акватинта,
И.Янов,
дипл. лист
из серии, 1997 |
Офорт
(или травленый штрих) - наиболее всеми любимый и распространенный вид
графики. Доска (медь, цинк, сталь) покрывается специальным лаком и
царапать надо по лаку, обнажая металл, что гораздо легче и не сковывает
линию, а бороздки и неровности делает кислота (в осн.азотная), разъедая
металл и почти не трогая лак. Недостатком является то, что кислота
"тупо" травит линии одинаковой толщины и глубины, поэтому используют
иглы разного диаметра и применяют много разнообразных приемов:
- Акватинта ("водный
тон") - насыпается порошок канифоли или соли, что дает при травлении
множество светлых или темных точек, лак наносится разной плотности в
разных участках, можно жидко размывать кистью, разные участки травят
разное время и разное число раз и т.д. Получаются очень глубокие
тоновые переходы, часто похоже на рисунок кистью (отсюда название).
Самые известные акватинты - у Гойи.
- Лавис
- похоже на акватинту, только кистью наносится не лак, а собственно
кислота в разных количествах на разные участки при травлении.
- Резерваж
- рисунок наносится тушью с сахаром, масяной краской и всем тем, что не
дает офортному лаку закрепиться в данном месте, потом лак смывается
водой, обнажая металл как раз там, где был рисунок, и травится доска
кислотой.
- Белый штрих
- после легкого травления лак смывают с поверхности доски и наоборот
оставляют в образовавшихся бороздках, потом сильно травят, вся доска
проедается, а эти бороздки становятся выпуклыми, их шлифуют, и они при
печати становятся светлыми на темном фоне доски.
-
Мягкий лак
- в офортный лак добавляют бараний жир, и он становится липким. На
доску кладется бумага и на ней рисуют. Лак прилипает к бумаге, открывая
металл для травления. Получается похоже и на литографию, и на
монотипию, такой "угольно-карандашный" оттиск. Можно вместо бумаги
накладывать фактурный материал.
- Конгрев - доска сильно травится до глубокого рельефа и печатается без краски. На бумаге получается тиснение.
ПЛОСКАЯ печать
При плоской печати краска химическим или каким-либо другим способом
каждый раз прилипает к поверхности клише там где надо, а где не надо не
ложится.
|
Литография, Мельников,
1968* |
Литография
- появилась в Германии с XIXв. Плоскую поверхность камня (известняк) и
реже металла зажиривают там, где должна лечь краска, а пустые места
протравливают кислотой с клеем, при печати камень смачивают водой
(жирные места остаются сухими) и накатывают валиком краску, которая не
ложится на мокрые места, прикладывают сухой лист бумаги и протаскивают
через литографский пресс. Если камень хорошо обработан, то собственно
процесс печати самый простой, его даже легко автоматизировать. Рисунок
наносят литографским (жирным) карандашом на шершавый камень и
литографской тушью на гладкий, также можно переносить изображение с
камня на камень, со спец.бумаги на камень, покрыть камень асфальтовым
грунтом и процарапывать и т.п. С XIX до сер.XXв - любимый многими
художниками вид графики и основной способ печати цветных плакатов и
рекламы. В эпоху модерна достиг расцвета (например знаменитые плакаты
Мухи и Тулуз-Лотрека).
|
Цв. литография, автор (?)* |
Цинкография, офсетная печать и термопечать
тоже можно отнести к плоской или почти плоской печати, а также
различные современные печатные и множительные технологии, но с
художественной точки зрения (участия графического процесса в
творчестве) они малоинтересны.
|
Монотипия. Д.Жуков,
"Наблюдатель",
2004 |
Монотипия (одноразовая
печать). Используется эффект "сплющивания" краски в разных вариациях.
На гладкую поверхность наносят рисунок акварелью, маслом и другими
красками и прижимают лист бумаги или прокатывают в станке под
давлением. Наиболее демократична и проста т.н."обратная" монотипия,
когда по поверхности ровно раскатывают густую краску, кладут сверху
лист и рисуют по нему карандашом, пальцем и всем чем угодно. На
обратной стороне получается изображение с "копирочным" эффектом,
тонкими линиями и широкими пятнами.
|
Граттаж, копия, 3 курс, (?)* |
Граттаж
(имитация гравюры). Бумагу или картон покрывают воском или парафином,
грунтуют каким-либо тоном (чаще темным) и процарапывают открывая белую
бумагу (или наоборот).Вещь очень хрупкая и непрочная. На мой лично
взгляд хороша для применения в детском саду в комплексе с выжиганием и
чеканкой, хотя есть люди, которые это дело чувствуют и создают очень
красивые и интересные вещи.
Это конечно
очень беглый и поверхностный обзор и рассмотрены далеко не все виды
печатной графики. Многие названия в разных мастерских означают
совершенно разные вещи. И вообще я надеюсь что это только начало
дискуссии.
*-работы из фонда графической
мастерской
© Денис Жуков, 2005.
www.fine-art-foto.narod.ru
|