Главная » Файлы » СТАТЬИ

Техника рисунка и живописи(часть 5)
25.01.2008, 00:02
2.1.2.
Различные образцы рисунка пером

2.1.2.1.
Контурный или линеарный рисунок


Чтобы показать, как работали пером большие мастера искусств, мне необходимо было отобрать большое количество рисунков. В истории искусств можно наблюдать смену стилей, последовательное видоизменение главных черт изображения: содержания, композиционного строя, решения пространства и формы, тона и цвета, пластики и рисунка.

При всестороннем рассмотрении примеров изобразительного искусства необходимо было бы, конечно, остановиться на их смысловой, исторической и стилевой основах. Однако моя задача ограничивается лишь ознакомлением с профессиональными, формально-техническими свойствами перового рисунка. Это заставляет меня избрать особый принцип отбора необходимых для меня примеров. Я пытался подобрать такие рисунки, которые могли бы максимально полно показать разнообразие формально-технических приемов изображения предметов и пространства в технике перового рисования. В этой области работало и работает очень много художников. Вполне возможно, что я сделал какие-то упущения в выборе имен. Если даже это и так, то все же круг отобранных работ, как мне кажется, достаточно широк и многообразен для задач данной книги.

Прежде чем приступить к анализу, необходимо заметить, что помещенные в книге рисунки воспроизведены не с оригиналов, а с репродукций, как, например, рисунки Рембрандта, Ван-Гога и многих других. Вполне естественно, что полноценность и всесторонность анализа из-за этого весьма страдают. Ведь репродукции в большинстве случаев (за редким исключением «факсимиле») сильно искажают оригинал. Это происходит и при фотографировании, и при производстве печатной формы (клише и др.), и, наконец, при самой печати. Тонкий разбор технических качеств изображения в таких случаях просто исключен. Избежать этого недочета, конечно, было невозможно.

Последовательность рассмотрения рисунка определяется характером их технического исполнения. Сначала я знакомлю читателя с линеарными и контурными рисунками. В качестве примера я привожу в данном случае рисунки Гульбранссона - известного немецкого карикатуриста. Однако я хочу подчеркнуть, что подобный порядок отнюдь не определяется степенью сложности исполнения. С точки зрения своего технического решения рисунки типа работ Гульбранссона требуют, может быть, даже гораздо большего мастерства, чем работы типа Ван-Гога. Но тем не менее в силу замысла книги приходится идти на такую, может быть, и рискованную систему анализа.

Я начинаю разбор произведений художников с работ подобного рода потому, что они позволяют начать разговор о роли линии в перовом рисунке, о способах изображать с ее помощью силуэт.

Впоследствии, обращаясь к другим работам, я буду больше задерживаться на том, как с помощью тона и цвета строятся объем и пространство. Но вполне понятно, что такое выделение какого-то одного качества будет неизбежно искусственным. По существу, каждый рисунок содержит все элементы изображения, может быть, только в весьма различных пропорциях. Ведь и у Гульбранссона имеется свой «цвет». Мне бы хотелось, чтобы читатели дополняли мои анализы и сами находили бы в рисунках то, что наиболее их волнует и интересует и что я не досказал.

Хотелось бы, чтобы читатель также остановил свое внимание на одной важной закономерности. В приведенных мной рисунках, как бы сильно они ни отличались друг от друга, можно обнаружить две взаимно переплетающиеся, противоречивые творческие линии. С одной стороны, субъективность творческого метода того или иного художника, с другой - некая объективная закономерность языка линии и штриха. Эта закономерность сообщает известную общность рисункам самых различных художников.

Итак, для большего удобства я разделю помещенные в книге рисунки на три группы.
Преимущественно линеарные.

Смешанные.

Преимущественно тонально-цветовые.

Это деление, конечно, условно. Силуэт в чистом виде - это четкий абрис, но там, где действует линия, уже начинают появляться свой цвет и пространство. Обозначенные на овале лица - глаза, нос и губы - это уже рождение элементов объема.

Колыбель рисунка - линия. Мы это особенно остро видим в первых детских рисунках. Ребенок, рисуя шар или людей, в очень редких случаях зачерчивает всю массу и почти всегда намечает лишь контур формы. С помощью линии зрительная форма предмета отделяется от окружающего его зрительного пространства. Поэтому в рисунке линия чаще играет вспомогательную роль. Она служит границей, отделяющей предмет от окружающего его пространства. Поэтому, чтобы понять и ощутить рисунок, надо научиться остро чувствовать линию - этот первейший и главнейший элемент изобразительных средств. Линия не является «догмой», ее проявление бесконечно разнообразно. Ею не только определяется контур предмета. Художник, рисующий линией, может в какой-то степени передать и объем, и цвет, и пространство. Конечно, у каждого художника это происходит по-разному.

Эластичность средств линеарного рисунка, по-моему, очень наглядно показывает набросок, а вернее, рисунок Н.Н. Купреянова - «Горный пейзаж» (рис. 38). Предельная лаконичность средств не мешает художнику подробно разработать свой рисунок. С помощью прерывистых линий ему удается передать даже легкий серебристый тон пейзажа. Таким образом, очевидно, что художники могут передавать форму, цвет, объем и пространство, даже обходясь преимущественно линией. Это блестяще подтверждает и такой, по сути линеарный рисунок Доре, как «Набросок мужской головы» (рис. 39). В нем есть все: и силуэт, и форма, и объем, и цвет, и пространство.

Доре - замечательный мастер линии. Широко известны его многочисленные иллюстрации. Этот набросок поистине виртуозен. Цветность, фактура лица, теневые намеки сделаны замечательно. Линия певуча и остра по выражению.

Приводя этот рисунок, я хочу упомянуть еще раз о свойстве линии передавать цвет. Сравнивая перовой рисунок Купреянова с наброском Доре, мы видим, что цветовая весомость их весьма различна. Глядя на эти два изображения, мы проходим к выводу, что рисунок линеарный, сделанный одной широкой линией, сможет показаться более цветным и декоративным, чем рисунок, сделанный большим количеством тончайших линий.

Приведу еще набросок Домье (рис. 40). Он еще убедительнее показывает широкие возможности линеарного рисунка. В этом наброске художник, по сути дела, отказался от абриса, от контура, но дает ясное понятие о силуэте путем разбега и концентрации линий по фасадной поверхности формы. (В этом отношении рисунок Домье немного перекликается с наброском Купреянова.)

Работая линией, художник должен быть особенно требователен к себе. Линия не может быть мертвой, она должна быть живой, трепетной, как сама поверхность живой формы. Однако нужно помнить, что беспредметная рыхлость - ее враг.

Художник должен быть строг к себе и в понимании формы, и в выборе средств, работать с особой, если так можно выразиться, эмоциональной точностью.

Рассмотренные рисунки, как бы ни были они различны, объединяются одним очень четким признаком: их роднят лаконизм, экономия изобразительных средств. Эти свойства, может быть, определяются особенностями наброска с натуры. Натура не ждет. Надо торопиться. Быстрота решает дело - быстрота и меткость глаза, уверенность руки. В коротких набросках, естественно, автор стремится ухватить самое главное. Абрис силуэта - главная задача рисунка. Это-то и объединяет все работы подобного рода.

Но в изобразительном искусстве накопление опыта (как и в каждой деятельности человека) предусматривает конкретную цель. Все приведенные наброски - это каждодневное, я бы сказал, упражнение художника, без которого он обойтись не может.

Трудно переоценить значение этого постоянного рисования для художника.

Рисунок Матисса

Есть ряд художников, для которых линейное изображение - это лишь подсобный вид их творчества, но есть и такие художники, у которых линейный рисунок является формой станкового рисования. К таким художникам относится Матисс. Метод Матисса заключался в том, что сделав с натуры детально проработанный реалистический рисунок, он начинал с него делать другой рисунок, более обобщенный и условный, и так по несколько раз. Последним результатом такого перевода натурной формы является изображение очень обобщенное, очень цельное, но в то же время острохарактерное. Линия точная, в одну толщину и одного напряжения, вьется, словно нитка, обозначая преимущественно контур и кое-что внутри силуэта. Линейные рисунки Матисса известны так же, как и его живопись. Приводимый в книге женский портрет весьма наглядно показывает принцип его линейного рисования (рис. 41).

Пожалуй, одним из особых качеств его рисунков является предельная свобода в движении линий. Заметим, что легкость его обводки строится на беспрепятственном, почти цельном движении линий по очертанию формы. Монолитность силуэта для Матисса главное. Ему чужды лихость росчерков и размашистость. Он и сдержан и свободен в своем «песенном» рисовании, контурно-линейные рисунки Матисса имеют множество подражаний. Его можно назвать ярчайшим выразителем этого вида рисования.

Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 2031 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]