Главная » Файлы » СТАТЬИ

Искусство или махинация?
04.09.2008, 22:12

Искусство или махинация?

  
 
Искусство или махинация?

Галерея «Сэлендер-О’Рейли», располагавшаяся до недавнего времени в роскошном особняке на Ист 71-й стрит, была в числе наиболее заметных в Манхэттене. Все здесь было рассчитано на клиентуру с глубокими карманами. Среди работ, выставленных на продажу, были полотна старых мастеров музейного класса. Казалось, что частная галерея начинает конкурировать, если не по размеру экспозиции, то по стоимости отдельных полотен, с находящейся по соседству Коллекцией Фрика. И готовность хозяина галереи платить владельцу особняка ежемесячную аренду в размере 154 тысяч долларов, казалось, подтверждает ее успех на арт-рынке. Но это только казалось.
Первоначально Лоренс Сэлендер снимал более скромное помещение на Ист 79-й стрит, за которое платил чуть больше 58 тысяч долла-ров в месяц. Он проводил здесь регулярные выставки известных мастеров живописи и скульптуры, которые неизменно привлекали имени-тых арт-критиков и коллекционеров. Его заведение пользовалось заслуженной репутацией.
В 2005 году Сэлендер снял упоминавшийся выше особняк, а в 2006 году покинул старое помещение. 16 октября дверь галереи Лоренса Сэлендера была опечатана по распоряжению судьи. Последняя выставка, которую устроитель представил как одно из наиболее значи-тельных событий в художественном мире Нью-Йорка, свернута. Арт-дилеру предстоит отвечать сразу по серии исков, которые ему вчинили бывшие клиенты, обвиняющие его в мошенничестве и отказе расплачиваться по взятым кредитам. В числе истцов – владелица роскошного особняка, которой галерейщик давно перестал вносить арендную плату. В нескольких заявлениях говорится, что Сэлендер брал работы у их владельцев для участия в экспозиции, а затем выставлял на продажу, не спрашивая разрешения у хозяев. О том, что работы проданы, несколько хозяев узнали, обнаружив их в других галереях или музеях.
Сын известного художника-абстракциониста и фотографа Рэлстона Кроуфорда заявил, что Сэлендер продал без его ведома не менее дюжины работ отца, стоимость которых может составлять полтора миллиона долларов.
«Лоренс любил повторять: делай то, что идет на пользу искусству, остальное придет само, – говорит Джон Кроуфорд. – Это предполага-ло, что он будет делать все, что в его силах, для развития культурного процесса».
Известный манхэттенский арт-дилер Ричард Фейгин говорит, что, впервые увидев особняк, снятый Сэлендером для новой галереи, был потрясен размахом деятельности и амбициями своего коллеги.
«Дело в том, что рынок старых мастеров не очень велик, а число серьезных коллекционеров можно пересчитать по пальцам», – объясняет Фейгин.
Босс Фейгина – Френсис Битти говорит, что деятельность Сэлендера на арт-рынке в последние несколько лет можно было бы сравнить с решением эстрадного певца освоить оперный репертуар, а затем построить для своих выступлений еще одну Ла-Скала.
Слухи о финансовых проблемах галереи «Сэлендер-О’Рейли» поползли летом прошлого года. Слухи подтвердились, когда журнал Maine Antique Digest сообщил о ряде исков, вчиненных манхэттенскому галерейщику. Как следовало из статьи, для расчета с кредиторами тот одолжил 138 500 долларов в июне, 525 тысяч в июле и еще 200 тысяч в августе. В качестве залога фигурировали 20 произведений искусства. Заем Сэлендеру предоставил финансовый отдел аукционного дома «Сотби». После закрытия галереи юристы «Сотби» вчинили свой иск, заявив, что суд не имеет права арестовывать или продавать те работы, которые выполняют функцию залога.
В своем последнем интервью Лоренс Сэлендер заявил, что он всегда расплачивался со своими клиентами, расплатится и на этот раз, и обвинения в том, что он создал финансовую пирамиду – абсурдны.
58-летний Лоренс Сэлендер работает на арт-рынке без малого четыре десятка лет. Он приобрел известность как специалист в сфере американского искусства 1900-х — 1950-х годов. В 2001 году он заявил в интервью лондонскому изданию Art Newspaper, что его отец, дед и двое дядьев были арт-дилерами. В том же интервью он сообщил, что вынужден был пойти работать в 1969 году, после смерти отца.
Он начал работать в галерее «Астор» в Гринич-Вилледже, а затем открыл собственную в коннектикутском Уилтоне. Его специализацией были мебель и живопись XIX-XX веков. В середине 70-х он появился в Манхэттене, где его партнером стал Уильям О’Рейли. В 1989 году они сняли галерею на Ист 79-й стрит. В середине 90-х пути партнеров разошлись, но имя О’Рейли сохранилось в названии галереи.
Бывший директор Музея американского искусства Уитни Максвелл Андерсон характеризует Сэлендера как человека, не скрывающего эмоций, когда разговор заходит об искусстве. Ему не хватало сдержанности и манер других арт-дилеров, особенно из числа тех, кто работал с предметами искусства того же класса, что и он. Но многих клиентов как раз привлекали его прямота и искренность.
Отношение к дилеру начало меняться, когда он переехал в новое помещение.
Алисон Хилдинг – внучатая племянница известного художника-абстракциониста Джорджио Кавайона, передавшая на комиссию Сэлендеру одну из его работ, вспоминает: «Когда я только зашла в особняк на Ист 71-й, я подумала, что Лоренсу должно быть очень непросто оплачивать свое пребывание в нем!»
Даже по стандартам Верхнего Ист-Сайда арендная плата за особняк казалась слишком высокой для арт-галереи. Помимо аренды, со-ставлявшей 154 тысячи долларов, съемщик нес ответственность за уплату налога на собственность, что добавляло к счету еще 20 тысяч долларов в месяц.
Въехав в особняк, построенный в начале прошлого века текстильным магнатом, Сэлендер не заплатил его владелице Илейн Розенберг ни цента, но дал в качестве залога полотно Эдуарда Моне. В судебных документах говорится, что его цена превышает 10 млн долларов.
Через несколько месяцев после переезда на новое место Сэлендер попросил у Розенберг годичную отсрочку с внесением арендных платежей. Они сошлись на том, что он будет вносить ежемесячно 14600 долларов.
Розенберг, знающая Сэлендера более 15 лет, говорит, что его переезд в особняк казался ей вполне оправданным шагом. Она верила, что он сможет привлечь новых покупателей.
Затем Розенберг, стремясь выручить свои деньги, дала Сэлендеру 200 тысяч долларов на приобретение работы Стюарта Дэвиса, кото-рую тот обещал перепродать за 800 тысяч в течение полугода и расплатиться с долгом. Сэлендер приобрел работу за 400 тысяч долларов.
В исковом заявлении Розенберг говорится, что Сэлендер продал работу, но так и не рассчитался с ней. Ответчик утверждает, что работа не продана.
В числе доверившихся галерейщику – известный теннисист Джон Макенро и ряд именитых нью-йоркских финансистов. Они давали Сэ-лендеру деньги для инвестирования их в произведения искусства и рассчитывали хорошо заработать. Но, не увидев ни прибыли, ни одолженных сумм, они вынуждены были обратиться в суд. После чего последовало распоряжение судьи о закрытии галереи.

http://www.nrs.com


Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 742 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]