Главная » Файлы » СТАТЬИ

Золотое сечение при обрамлении картин в паспарту
15.05.2008, 16:03

Золотое сечение при обрамлении картин в паспарту.


Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
a : b = b : c или с : b = b : а.

zolotsech_


Геометрическое изображение золотой пропорции

Если отрезок C принять за 100 частей, то большая часть отрезка ( b) равна приблизительно 62, а меньшая (a) - 38 частям. Или приблизительно b=5/8 , а c= 3/8. 

Более подробно с теоретическими выкладками можно познакомиться на сайте.

Мы не будем на этом останавливаться, а сразу приступим к практическому применению.

zolotsech1

Рис 1.


На рис.1  показано, как оформляемая работа откадрирована  под пропорции золотого сечения с соотношением сторон 5/8 и 3/8.
Большая сторона (AB) фотографии является меньшим  (A1C1) размером паспарту, который в свою очередь соотносится с шириной паспарту (A1B1) как 3/8 и 5/8.
Размещение окна в паспарту для фотографии рассчитывается через математическую линию горизонта (она не обязательно совпадает с реальной на фотографии) E1F1, делящую высоту паспарту и фотографии на отрезки, длины которого соответствуют пропорциям золотого сечения

zolotsech

Рис 2

 В результате  совмещения EF c E1F1 мы получили позиционирование окна в паспарту. Аналогичным образом мы можем рассчитать наиболее подходящую ширину  багета, исходя из соотношений верхней части ширины паспарту к ширине багета. (BG)/ (GK) =5/3.

Также можно поступать, если оформляемая работа не имеет необходимых пропорций.
В этом случае мы также сначала рассчитываем внешние размеры паспарту из максимального размера фотографии, а  потом через линию горизонта позиционируем внутреннее окно.

zolotsech2

 Рис 3

 Нетрудно заметить, что при соотношении сторон оформляемой работы приближающихся к квадрату, верхняя и нижняя  часть паспарту будут сильно уменьшаться. Очевидно, что при подобных пропорциях  последовательно применять принцип Золотого сечения будет нельзя.
Однако мы можем его использовать в локальных задачах, так как он действует везде.
Надо только помнить, что этот принцип необходимо рассматривать во взаимодействии целого с частностью, а не вычленять как некий универсальный эталон.

zolotsech3

Рис 4.

  На примере Рис 4. мы использовали стандартный прием расчета ширины полей паспарту, применяемый во многих багетных мастерских 6/6/7 . При этом боковые и верхнее поля задаются одного размера по 6 см., а нижнее поле немного больше - 7 см.
На самом деле подобные размеры вовсе не являются оптимальными, они появились исходя из стандартных размеров уголков паспарту, с которыми работают на приеме заказов, и на них и ориентируются при расчетах. Принцип «золотого сечения» здесь применяется для определения ширины рамы аналогично Рис 1-3.
Мы можем утверждать, что согласно этих пропорций, соотношение рамы и паспарту достаточно гармонично, однако если рассматривать все в целом, вместе с размерами самой работы, то она чересчур широка, и подавляет оформляемую фотографию.
Поэтому подобное решение мы находим неудовлетворительным.

zolotsech4

Рис 5.

Однако, если по другому рассмотреть данные соотношения, где ширина поля равна 100 ед. а толщина рамы 3/8 от нее, то мы получаем  рамку более тонкую, и вся наша композиция гармонизируется. (Рис 5)

Однако и это не все!
Можно использовать эти соотношения в сторону увеличения рамы.
Тогда паспарту к раме будет соотноситься как 3/8 к 5/8  и мы получим вот такой результат, который еще больше концентрирует внимание на оформляемой работе и подчеркивает глубину пространства.

zolotsech5

Рис 6.

Если мы сравним это оформление с вышеприведенными, то можем заметить следующие эффекты.
В первом варианте (Рис 2) оптический центр практически полностью совпадает с границами оформляемой работы и сама рама находится на таком удалении от нее, что фактически не оказывает на никакого воздействия на восприятии фотографии. Все внимание полностью сконцентрировано на изображении.
На Рис 3  за счет «придавливания» сверху и снизу возникает «панорамный»  эффект, когда взгляд пытается представить продолжение композиции  слева и справа, добавляя необходимую ширину.
На Рис 4. внутреннее содержание подавлено. Взгляд бегает по раме и паспарту и с трудом фокусируется в центре.
Рис 5. гармоничен, но рама участвует во внутренней композиции оформления, и поэтому должна быть точно подобрана по цветовому решению.
Рис 6 тоже довлеет над работой, но своей массой и линиями углов все время сдвигает взгляд вовнутрь, дополнительно концентрируя внимание на изображении.

На данных примерах мы рассмотрели принцип Золотого сечения применительно к расчету полей паспарту и выборе толщины рамы. Вместе с тем эти пропорции присутствуют во многих элементах обрамления, в дизайне самого багета, а мы зачастую даже не можем объяснить, почему нам нравится одна форма и не нравится другая.
Далее мы планируем более подробно рассмотреть форму багета в свете использования в нем принципа Золотого сечения.

Айвар Пожарский.
Санкт-Петербург. Май .2007 год.

Использование данного материала без указания первоисточника не допускается.

Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 1613 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]