Главная » Файлы » СТАТЬИ

О КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
05.05.2008, 18:18
1. ВЫБОР СЮЖЕТА НА ОБЛОЖКУ КНИГИ.


Сюжет иллюстрации на обложку книги должен соответствовать литературному жанру. Покупатели не поймут, если для бандитского романа выбрать сюжет с постельной сценой, а для любовного романа – сюжет с погоней и перестрелкой. Реализаторы тем более вам этого не простят.

Хорошо найти сюжет, в котором иллюстрация вместе с названием книги приобрела бы особый символический смысл.

2. ВЫБОР СЮЖЕТОВ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ .

Построение иллюстративного ряда в книге – задача режиссерская. Самый творческий и приятный этап.

Уже при первом чтении рукописи (сценария), оставляю свои заметки на полях. Если читаю в электронном виде, то создаю специальные текстовые файлы, куда копирую отрывки из рукописи с описанием главных героев, героев второго плана, бутафории, интерьера, пейзажа и пр.

Интересно в иллюстративном ряду книги обнаружить скрытый сысл. Например, в сказке А. Погорельского «Черная курица», с офортами Георгия Юдина, я обратил внимание, как с приходом в жизнь сказки, иллюстрации становятся все более и более цветными. А когда сказка уходит, мы снова видим ч.б. офорты.

РАБОТА НАД ЭСКИЗОМ.

Однажды собрались три художника: живописец, фотограф и мастер 3D.

Зашел разговор об эскизах и об импровизации.

Часто ли живописец подходит к чистому холсту без всякой идеи в голове? Пачкает белоснежный холст пятнами, из которых, вдруг, рождается идея? Оказалось, нет. Начать работу над новой картиной для него, это все равно, что корову завести. Сколько сена надо заготовить? И для картины надо эскизов и этюдов не меньше нарисовать. Живописец был из деревни, потому и мышление у него такое - деревенское.


А часто ли фотограф приводит в студию модель, без всякой идеи в голове? Заплатил ей, модель кривляется перед объективом, авось из этого шедевр получится. Оказалось, тоже нет. Сначала фотограф рисует эскизы, а уже по ним ищет модель, костюмы, бутафорию, ставит свет, объясняет модели задачу.


Дошло дело и до мастера 3D. Часто ли он, без всякой идеи в голове, крутит в 3D программе разные объекты, авось побежит фантазия по волнам? Да тоже крайне редко.

Порой несколько листов бумаги покроет эскизами, прежде чем, взяться за моделирование.

Вот и получается, что работа над эскизом – это самый важный этап в работе над картиной, фотографией и 3D-изображением. От него зависит насколько быстрым и вдохновенным будет труд. А если, работаешь с заказчиком, то от эскиза зависит точное «попадание в яблочко».

Но надо сказать, что я долго не понимал, зачем нужно рисовать много эскизов. Мне хотелось как можно быстрее приступить к работе, а эскизы «остужали мое вдохновение». Но чем больше опыта я набирался, тем больше эскизов начинал делать.


Эскизы рисую шариковой ручкой на писчей бумаге. Эту привычку приобрел в детстве, посещая общеобразовательную школу.

Для меня, самое главное - придумать «изюминку». Или как говорил мой первый издатель: «В каждой иллюстрации должна быть интрига».

Вот ряд задач, которые я могу решать в работе над эскизом:

1. какие актеры будут играть в моей иллюстрации;

2. во что они будут одеты;

3. какие предметы и какие декорации помогут раскрыть образ героев;

4. как при помощи света, тени и цвета расставить нужные мне акценты;

5. с какого ракурса я буду наблюдать за, разыгрываемой передо мной, мизансценой и каким планом – близким или средним все это запечатлеть. (Надо отметить, что панорамный план годиться только на четвертую сторону обложки).

МОДЕЛЬ.


Моей главной моделью является жена. Женщины и мужчины, худые и толстые, грациозные и угловатые – все это я рисую с нее. Моделью номер два – являюсь я сам.

Бывает, что пользуюсь непрофессиональной натурой. Родственники, друзья, соседи, знакомые и просто случайные прохожие становились персонажами моих иллюстраций.

Работать с натурой – большое удовольствие, особенно когда удается подсмотреть в жизни ту правду, которая будет волновать и моего зрителя.

Модель для меня является основой для воображения.

Работа с моделью, с освещением и оптикой делает меня фотографом. Благодаря воображению, я остаюсь художником. В этом "пограничье", между изобразительным искусством и фотографией я нашел свой метод. И здесь собралась не плохая компания: Дюрер, Вермеер, Крамской, Борисов-Мусатов, Дега, Уаетс, Влехо и мн. др. (см. раздел "Оптика").



СВЕТ.

Условный свет и условная тень.

В средние века европейские художники чаще рисовали по воображению.

В их мировоззрении - все то, что было создано Творцом, излучало свет. А тень обволакивала все сотворенное, подобно злу и искушениям.

Метод, в котором работали средневековые художники, словно иллюстрировал этот взгляд на бытие. После нанесения рисунка на белую основу, необходимый тон набирался постепенно тонкими полупрозрачными мазками (цвета умбры коричневой). Даже в самых темных местах, из-под глубины многослойных лессировок светилась белая основа. Цвет вводился на самой последней стадии работы.

В настоящее время, подобный взгляд на природу света, я использую в иллюстрациях на обложку к детской литературе или к ироническим детективам.

Рассеянный свет.

Леонардо да Винчи один из первых, кто стал экспериментировать с источниками освещения. Особое предпочтение он отводил рассеянному, «сумеречному» свету. Окна в своей мастерской художник завешивал шторами. Своим ученикам он советовал рисовать не модель, а воздух, находящийся между художником и моделью, так называемое «сфумато».

Особенно выигрышной постановкой он считал, когда освещенная часть модели контрастировала с более темным фоном, а ее темная часть с более светлым фоном. (Позже, многие художники поступали наоборот и делали это убедительно красиво).

Рассеянный свет особенно привлекает живописцев своим богатством цветовых оттенков.

Я только один раз использовал этот тип освещения, иллюстрируя исторический роман Ежи Дарваша «Победитель турок» в1993 году.

Резкий свет и резкая тень на темном фоне.

Караваджо, будучи реалистом, до последней червоточины в яблоке, использовал прямой источник освещения. Мастерская художника в Риме располагалась в просторном полуподвальном помещении. Резкий свет из окна или от факела ярко освещали модель, создавая густые собственные тени, которые часто сливались с темным, «пещерным» фоном.

Подобное освещение я чаще всего использую в иллюстрациях к мистике, ужасам или в иллюстрациях к отечественной современной были.

О том, как прямой и отраженный свет заставили тень удивительным образом лепить форму.


Питер Пауэл Рубенс, восхищаясь работами Караваджо, также начнет использовать прямой источник освещения. Вот только темный фон и густые тени никак не устраивали будущего короля живописцев и живописца королей. Рубенс со стороны тени установит отражатель. Собственная тень, словно зажатая между прямым светом и отраженным, преломлялась по форме модели и позволяла вылепить ее с большим пониманием.

Этот тип освещения был принят на вооружение всеми европейскими академиями художеств. Так что, вскоре его стали называть – «академическим».

Сегодня его чаще всего эксплуатируют фентэзийные иллюстраторы. И я заодно с ними, когда имею удовольствие работать в этом же жанре.

О том, как тень стала лепить форму под воздействием двух источников света: теплого и холодного».

Андерс Цорн в своей работе «Девушки в бане» (1906 год) осветил своих двух моделей двумя источниками освещения: холодным из окна и горячим из печки. Сколько жизни в игре теплых и холодных оттенков на мокрых блестящих обнаженных телах девушек!

С появлением цветного кино, в Голливуде этот тип освещения будут настолько часто использовать, что сегодня все, кто имеет дело со светом, называет его – «голливудским».

Этот тип освещения я чаще всего использую для работы над иллюстрированием обложек детективов.

Свет, проходящий через препятствие.

Свет, проходящий сквозь стекло окна, заливаемое дождем. Солнечный свет неглубоко под водой. Свет, проникающий сквозь листву деревьев. Свет, проникающий сквозь кружева тюли. Свет, проникающий сквозь цветной витраж. Сказочно! Романтично! Подобный свет украсит иллюстрацию обложки книги любого жанра.


Цвет.

Цвет может развиваться от темного к светлому, от теплого к холодному, от насыщенного к нейтральному. Цвет может резко прекратить свое развитие, создавая тем самым контраст. И взгляд зрителя будет «блуждать» по поверхности изображения так, как вы его направите, используя эти особенности цвета.

В программе Photoshop довольно много настроек цвета. В то время как цвет имеет всего три характеристики: цветовой тон (hue), насыщенность (saturation) и яркость (lightness). Я расскажу только об их самых профессиональных настройках.

1. Цветовой тон (Hue) – особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра.

Его можно изменить параметрами Hue в цветовой настройке Hue/Saturation (Ctrl+U). Причем, если изменения происходят в режиме Master, то всегда есть возможность вернуться по цветовому кругу к изначальному положению, не потеряв ни одного пикселя.

2. Насыщенность (Saturation) – количество определенного цветового тона в данном цвете.

Регулируется параметрами Saturation в цветовой настройке Hue/Saturation (Ctrl+U).

3. Яркость (Lightness) – способность того или иного цвета отражать световые лучи.

Регулируется настройками Levels (Ctrl+L) или Curves (Ctrl+M). Обе для профессионалов, но мне больше нравиться Levels.

В обеих настройках есть параметры Input и Output.

Два крайних ползунка параметра Input увеличивают контраст изображения за счет затемнения самых темных цветов и осветления самых светлых, тем самым бесповоротно сокращая количество полутонов. Третьим ползунком, что находится посередине, мы можем сдвигать полутона в сторону темного или светлого.

Два крайних ползунка параметра Output уменьшают диапазон уровней яркости изображения за счет затемнения самых темных цветов или осветления самых светлых, тем самым бесповоротно увеличивая количество полутонов.

В программе Painter существуют подобные настройки, но их убогость я наблюдаю еще с пятой версии.

Зато в Painter есть более удобная, чем в Photoshop палитра Color, где цветовой тон представлен, как ему и полагается, цветовым кругом. Насыщенность, которая изменяется по горизонтали и яркость, которая изменяется по вертикали - представлены в треугольнике.






Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 1518 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 ivan  
0
О РИСОВАНИИ НА КОМПЬЮТЕРЕ.

Я рисую в программе Сorel Painter (Не путать с виндусовскимPaint).

Цветовые настройки и монтаж изображения осуществляю в программе Photoshop. От в сей души желаю обеим программам взять друг друга на абордаж.

Под правой рукой у меня лежит планшет WACOM, формат - А5, купленный весной 2000 года. В руке графическое перо.

Моя любимая кисть – Acrylics, имитирующая плоскую щетинную кисть, почти как у Василия Сурикова.

Правой рукой очень часто меняю значение параметра «Feature» - «количество волосинок в кисточке» (мое толкование), в палитре «Property Bar».

В этой же палитре есть ценные параметры Bleed и Resat, чем, увы, обделен Photoshop. Они позволяют смешивать цвет «краски» на кисти с цветом «краски» лежащем на холсте. У меня эти параметры чаще имеют постоянную величину и равны Bleed - 61% и Resat - 44%.

Параметр прозрачности кисти(Opacity) в той же палитре «Property Bar» у меня всегда равен 100%. Для этого параметра на клавиатуре имеются свои значения клавиш от 1 до 0. Но я ими не пользуюсь.

Когда рисуете на отдельном слое, следите, чтобы в палитре «Layers» была выставлена галочка в опции «Pick Up Underling Color». Иначе ваша кисть будет воспринимать прозрачные части слоя как белые.

Иногда своей работе временно придаю удобный наклон инструментом «Rotate page».

Часто рядом с рабочим файлом лежит файл, выполняющий функцию палитры.

Под левой рукой у меня лежит миниатюрная клавиатура. Не глядя на нее, я «жму» на следующие клавиши:

Alt – «пипетка»,

Пробел – перемещение,

Ctrl + плюс – приблизить изображение,

Ctrl + минус – уменьшить изображение,

Ctrl + ноль – изображение во весь экран,

[ – уменьшить размер кисти,

] – увеличить размер кисти,

Ctrl + S –сохранить изображение,

Ctrl + Shift + S –сохранить изображение как,

Enter – в знак полного согласия,

Ctrl + Z –шаг назад,

V – переход в режим черчения,

B – возвращение к режиму рисования.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]