Главная » Файлы » СТАТЬИ |
Недели моды в Москве. Праздники моды и будни модельеров.
11.04.2008, 00:24 | |
Недели моды в Москве. Праздники моды и будни модельеров. Молодцова Наталья Анатольевна Статья написана для журнала "Мода. Маркетинг. Дизайн" НЕДЕЛИ МОДЫ В МОСКВЕ Два раза в год в Москве проходят показы коллекций отечественных дизайнеров. Кто же их смотрит? В большинстве - студенты, иногда с родителями. Они попадают на показ через знакомых, тоже студентов, которые подрабатывают волонтёрами и раздают пригласительные билеты приятелям и родственникам. Манекенщицы, которые не участвуют в показах, а проникли на шоу по билетам, переданным задействованными в дефиле подружками. И студенты, и манекенщицы - относительно свободны, им всё равно, где проводить время, с кем, и что при этом происходит вокруг места их присутствия: показ - хорошо, полуторачасовой перерыв между показами ? тоже неплохо, восемь пятиминутных показов за вечер и семь длительных перерывов - отличный способ провести десять вечеров подряд. Вторая категория ? пресса. Эти люди приходят работать: журналисты, репортёры, операторы, фотографы хотят спокойно и быстро всё увидеть, записать, отснять и покинуть злачное место. Не тут то было, они вынуждены со студентами и их родителями общаться и тусоваться, активно выражая своё недовольство потерянным временем. Обе эти группы посетителей Недели Моды как таковые, а равно и их мнение о происходящем вообще никого не волнует, судя по отношению к пишущей-снимающей братии и простым гостям. Все были бы рады, если бы никто их журналистов и зрителей вообще не пришёл, не загораживал бы проход камерами, не требовал бы лучшие места в зале, не прорывался бы в зал, размахивая "проходкой" или бейджем. Самая малочисленная группа зрителей, но при этом самая важная для устроителей и виновников торжества - тусовщики, богема, золотая молодёжь. Именно для этих богатых бездельников и ещё для тех, кто пришёл к своим друзьям-дизайнерам, демонстрирующим свои "нетленки", и затеиваются подобные мероприятия. Они весело и с удовольствием проводят время, болтают часами ни о чём - ведь такие огромные перерывы между показами трудно заполнить продолжительной интеллектуальной беседой. Получается, и зрители, и репортёры - чужие на этом празднике жизни. Невольно задаешься вопросом: зачем пришли эти люди? Все хорошо знают друг друга не только в лицо, но и по имени, и по авторскому стилю (если таковой имеет место быть, но об этом позже), и по работам, и по творческому потенциалу, а значит, они могут не устраивать, в прямом смысле для себя, подобных мероприятий. Значит Недели Моды, по большому счёту, никому не нужны? Конечно, нужны, ведь они дают представление о положении дел в сегодняшней модной индустрии. И именно неделя Моды ясно показала - никакой модной индустрии в России нет. Как нет и самой моды. Всё, что художники представили на суд зрителей - вчерашний день. Вероятно, авторы пользуются западными журналами, в которых определены основные тенденции моды. Хорошо, что наши модельеры о подобных журналах знают. Однако, они забывают, что эти издания не для производителей, а для потребителей. В первую очередь - для тех, кто закупает оптом коллекции для бутиков, во вторую - для частных покупателей одежды. Журнал с тенденциями выходит за два года до появления "новинок" на рынке, причём не у нас, а опять же на Западе. Владельцы магазинов модной одежды, ориентируясь на предложения глянцевых томов, заблаговременно набивают закрома. Через год предложенные и уже закупленные коллекции появляются на подиумах. Ещё через полгода - на страницах популярных многотиражных журналов для широкого круга читателей. Так готовится общественное мнение. Ещё шесть месяцев спустя "новинки" на манекенах в витринах магазинов. Толпы желающих мечтают "урвать" кусочек моды? и таким образом приобщиться к богеме. К сожалению, отечественные художники-модельеры черпают свои идеи из тех же источников. А это уже не моделирование, это компиляция. Поневоле приходит мысль, что всё это следует назвать деликатно - заимствование, откровенно - плагиат. А ещё откровеннее - творческое бессилие. Начинаешь сокрушаться: неужели художник не может придумать что-то новое, оригинальное, своё? Конечно, может, но для этого нужна мотивация. А что может стимулировать модельера? Возможность заявить о себе, прославиться, наконец, обогатиться. И не просто получить сумму, необходимую для создания следующей коллекции, желательно заработать внушительный капитал. Но для этого надо продавать коллекции миллионными тиражами по всему миру, и по цене, превосходящей в несколько раз российские цены. Или же зарабатывать как многие западные дома Моды, - да почти все - получая основную прибыль от продажи не моделей, а духов, косметики и аксессуаров, не от бутиков, а от ресторанов, открытых под их именем. Но причина не только в этом. Есть гораздо более существенная. Давно и неоднократно уже было сказано - в моде ничего нового придумать нельзя, всё уже придумано. Поэтому художнику, для того чтобы создать нечто действительно небывалое, надо приложить все свои душевные силы и творческий потенциал. Но ведь коллекции надо делать не менее двух раз в год. Значит, все в муках рождённые идеи через полгода будут забыты, зритель потребует свежих решений. Получается, сколько бы модельер не приложил усилий, несколько месяцев спустя его труд будет обращён в прах. Но, если он приложил совсем немного усилий, его ждёт всё то же: опять за работу, чтобы очень скоро его модели, как бабочки-однодневки, прекратили своё существование скоропостижно и навсегда, канули в Лету. Тотальный постмодернизм охватил ещё в конце ХХ века моду, как и другие сферы человеческой деятельности. Если модернизм постоянно предлагал новое, и ещё, и ещё, и всё более и более новое, пусть несовершенное, но до этого не существовавшее, то постмодернизм ничего нового сознательно или подсознательно не предлагает, но в любом случае, делает выбор: перетасовывать постоянно одну и ту же колоду. Иногда карты ложатся в новой комбинации, но изображение на картах оно и то же. Хотя часто и сами комбинации повторяются. Это можно назвать игрой в покер. А ещё вернее - игрой в бисер. Поэтому сегодня и встречаются упомянутые постоянные повторы, отсылки, намёки, цитаты, самоцитаты, компиляции. Безусловно, это предполагает наличие определённой осведомлённости потенциального собеседника - зрителя - покупателя, который, чтобы быть в курсе последних новостей, в том числе и мира моды, постоянно ходит на показы, тусовки (ведь посещает показы одна и та же публика). Однако именно потому так часто, в последние годы критики говорят: "новая коллекция Пети Иванова очень напоминает старую коллекцию Васи Гайкина". Раз появившаяся идея повторяется годами разными авторами. Остается пожалеть, что практически на всех Неделях художники-модельеры "играют на одной флейте, играя одну и ту же мелодию": предлагают одни и те же решения. Обычно это объясняется словами "но, ведь идеи буквально витают в воздухе". Конечно это так. Однако каждый заявляет о себе, что он: Дизайнер. А ведь этот статус призывает к обязательному наличию новаций. Но где же они? Для создания действительно нового, небывалого надо не один месяц работать, искать, вычленять из множества оригинальных идей ту единственную, которая станет основой всей коллекции. Но ее, идею мало вычленить, её надо развить, модернизировать, трансформировать неоднократно, чтобы она проходила красной нитью через весь ассортиментный ряд, сразу прочитывалась, задавала тон всему показу, не создавала ощущения монотонности, скуки, однообразия. Для этого надо искать, подбирать ткани, материалы. А лучше - разработать самостоятельно рисунок, переплетение, сырьевой состав и заказать на фабрике полотна специально для новой коллекции. Это и позволит автору максимально воплотить идею, и поможет поддержать отечественного производителя. Ткацкие и трикотажные предприятия ждут не дождутся заказов, в конце концов того художника, который готов рано вставать. Но гораздо проще поступить так, как и большинство наших модельеров - приехать в стоковый магазин и взять по-дешёвке более или менее подходящие полотна. Их, конечно, дорабатывают, например, протирают до дыр, имитируя уже всем надоевшее старение полотна, перекрашивают, травят кислотой. Однако, разве "доведённая" ткань может сравниться со специально разработанной Для формирования оригинальной коллекции надо подыскивать фурнитуру, отделку, аксессуары, украшения, а ещё лучше - разработать и заказать в мастерской. Но многие предпочитают объединяться в творческий тандем, например, модельер и обувщик, шляпник и аксессуарщик, ювелир и парикмахер? Пользы от такого сотворчества не так много, а вот вреда достаточно. Зачастую соавторы подбирают комплекты только по цвету, при этом совершенно не подходящие по стилю, они подбирают по материалу, но промахиваются по образу, подбирают по отделке, но забывают согласовать по назначению. Посмотрите тенденции на будущее лето. Все предрекают популярность натуральных материалов - льна, шёлка, хлопка, шерсти, вискозы. Отечественные производители: в большей степени, использует натуральное сырьё - это хорошо. Но, когда речь заходит об искусственных, смесовых, синтетических составах волокон и нитей - качество, отделка и оформление явно проигрывают. Почему? Да потому что ведь качественное сырьё придётся закупать за границей. Наши НИИ? Что от них осталось? В защиту все же хочется напомнить, что синтетические нити получают из отходов нефтеперегона. К сожалению, в нашей стране нерационально используются ресурсы, поэтому все отходы нефтепереработки утекают в трубу, вместо того, чтобы... Расставить акценты непросто. И всё же налицо: отечественный производитель выпускает качественные ткани из натуральных нитей и волокон, а магазины тканей завалены полиэстером из Кореи и Китая. Отечественные швейные, трикотажные предприятия, в том числе по производству детской одежды поставляют хорошие модели в магазины, а рынок наводнён опять же синтетическими дешёвыми некачественными товарами из Китая, Турции и Польши. В чём причина? Наши ткацкие комбинаты разве производят недоброкачественные материалы, непрочные, негигиеничные? Вовсе нет, отечественные ткани не уступают западным аналогам, а то и превосходят их. Наши прядильные производства выпускают плохую пряжу? Отнюдь, все виды фасонных пряж, все способы отделки, все цвета красителей могут быть использованы в производстве. Наши трикотажные фабрики вяжут недостойные внимания полотна? Большинство даже мелких цехов уже закупили современнейшее вязальное оборудование, способное выполнить абсолютно любое полотно, воплотить любую, даже самую немыслимую идею, удовлетворить самую необузданную фантазию. Дело всё же и в том, что наши фабриканты, порой забывают о профессиональных художниках. Забывают также, что российские институты выпускают ежегодно гвардию специалистов, готовых воплотить свои идеи на отечественных предприятиях, а не бегать в поисках спонсоров для коллекций или предлагать себя после удачного показа дизайнерским домам или мастерским за рубежом, где их потенциал оценивают по достоинству. Зачастую руководитель предприятия старается ориентироваться на свою интуицию, свое понимание, на свой не всегда хороший вкус. Почему крупные производства одежды заморожены? Порой потому, что приглашённому художнику не даёт работать директор, который уверен, что он всегда всё лучше всех знает, никогда не советуется с художником, сам покупает ткани или пряжи, самые дешёвые, поэтому самые плохие, и требует, чтобы из этого ему сделали конфетку. Понятное дело, этого не происходит по причине того, что пряжа не идёт в машину, ткань и полотно ведут себя "неправильно" - растягиваются, сжимаются, дают большую усадку, рвутся; или просто готовый товар никто не покупает - так живёт большинство мелких и средних производств России, швейных и трикотажных. На крупном и среднем предприятии должен быть не один, а десяток художников, и каждый должен разрабатывать определённую узкую ассортиментную группу на конкретный сезон. У каждого художника должна быть возможность работать с технологом, конструктором дессинатором - и не одним. Только так можно добиться успешного производства и высоких продаж. Но ни один директор с этим не согласится. Поэтому предприятия очень быстро разоряются и приходят в упадок. Для таких руководителей единственный способ выжить - покупать несколько привезённых из Турции популярных изделий с ближайшего рынка, распарывать их по швам, "снимать" конструкцию, и их самых дешёвых материалов копировать модель. Конечно, само по себе серийное производство гораздо сложнее единичного. Платье для конкретного заказчика сшить куда проще: ткань из предложенных полиамидов и триацетатов, походив по магазинам, подобрал. Эскиз "позаимствовал" из тех же устаревших журналов с тенденциями или в бутиках с заплесневелыми "новыми" коллекциями. Лекала перевёл с "Бурды" или "Крестьянки" 1984 года (при этом отбросив большую часть модельных особенностей - ну нет таких особенностей в "Крестьянке" 84 года!). Две примерки и готово! А для предприятия? Каждая модель должна, во-первых, быть простой по конструкции, во-вторых, быть простой в обработке, в-третьих, нравиться большому кругу потребителей, то есть быть рассчитанной не на узкий круг авангардистов, а на широкий традиционалистов. И, в-четвёртых, соответствовать современным тенденциям, которые, по какому-то странному наитию, покупатель всё же чувствует. Сегодняшние производства, которым приходится, зачастую, обходиться без художника, остаются без него не только потому, что экономят на ставке художника, но и потому что у художника нрав крутой. Здесь не следует забывать о творческой и ранимой натуре художника, ибо художник никогда не вынесет того, что его никто никогда не слышит и слышать не хочет, но все шишки всегда и за всё сыпятся именно на него? Если он подстроился, то это уже не художник, а только половинка, возможно, не лучшая! История повторяется: художники-модельеры вынуждены идти другим путём - искать спонсора и работать на уровне "умелые ручки". Это значит, что на выделенную спонсором сумму осчастливленный дизайнер должен купить ткани, оплатить работу конструкторов, технологов, швей, заплатить аренду, заплатить манекенщицам, если надо редакторам журналов и телепрограмм (должны же плоды трудов где-то показать, иначе никто и не узнает о творческих потугах!), и ещё себе на жизнь выкроить. Теперь уже сам художник экономит на других художниках: не приглашает обувщика, ювелира, а договаривается с ними о совместном показе. Порочный круг замкнулся, точнее, пошёл на новый виток. А помимо этого есть ещё одна проблема. Модельеры стремятся ?новенькое? разработать и на этом ещё и заработать. А так не бывает, господа! Заработать можно только на том, что попадает в массовое производство, то есть, ширпотреб. В подобных моделях не может быть оригинальной ?фишки?. Конечно, она присутствует как задумка, в зачаточном, либо, наоборот, урезанном состоянии. Потому что ?фишка?, воплощенная в промышленной коллекции, скорее отпугнёт массового, а значит, консервативного потребителя. Кроме того, важно помнить, что в магазин поступит только то, что закупит его директор, а он по своему способу размышления редко отличается от директора фабрики-производителя. И если художнику удалось "продавить" несколько оригинальных идей через "худсовет" в лице генерального, то такой же генеральный, только магазина, ни за что эти идеи в свой бутик не закупит. Так наматывается ещё один виток той же порочной спирали. Таким образом, обрисовалась ещё одна существенная проблема: то, что приносит прибыль, неоригинально. А то, что оригинально, не продаётся. Хотя, пожалуй, продаётся, но очень маленьким тиражом. И вот именно результат этого противоречия мы и наблюдаем на каждой Неделе, и в первую очередь Неделях Моды в России. Последняя неделя - не исключение. Авторы должны показать дизайнерские коллекции, состоящие только из оригинальных идей, креатирующих непродаваемые, тенденциозные модели. Эти модели нельзя выставить на продажу в бутик, невозможно купить, потому что немыслимо надеть. Их жизнь невероятно коротка: вышли на подиум, и в шкаф на веки вечные. Но так должно быть в идеале. А наши модельеры показывают то, что можно и выставить в бутике, и продать, и надеть куда-нибудь, да ещё не один раз. А настоящую дизайнерскую модель если решится надеть очень смелый человек, то только однажды, потому что они,? настоящие дизайнерские модели ? обычно настолько яркие и запоминающиеся, что выйти в одной и той же дважды по негласному соглашению нельзя, неприлично. То, что представляют наши модельеры на Неделе Моды - не дизайнерские коллекции. В них не хватает концентрированных идей, ярко выраженных оригинальных задумок, и даже, что ещё хуже ? нет ярко выраженного авторского стиля, узнаваемого, неповторимого. Пусть он был бы не самый удачный, но он должен быть! Джона Гальяно или Карла Логерфельда узнают всегда, при этом их отличат от Тома Форда, и точно никогда не спутают с Шанель. Наши художники, которых называют дизайнерами, словно не стремятся к созданию стиля, они лишь пытаются намекнуть на наличие идеи. И намекают шёпотом, боятся, что заявить уверенно - значит сразу раскрыть все карты, а надо по капле капать в каждой модели - кто коллекцию целиком увидит, тот всю задумку сможет охватить мысленным взглядом. Художники как бы обозначают тему, но проговаривают её вскользь, не акцентируя внимания, как бы кто не заметил. Если художник явно и громко выскажет внятную творческую идею в коллекции, он, конечно, "прозвучит". И это будет, безусловно, уверенной заявкой на авторский стиль, но... Тогда в следующей коллекции придется заявленную в прошлый сезон "тему" продолжать, развивать, придется думать о сохранении стиля. Эволюция авторского стиля должна быть постепенной. Если модельер захочет его изменить, он вынужден будет потратить на это не менее 3 лет, чтобы как минимум в 6 коллекциях плавно свернуть на новые рельсы. А без яркого выраженного стиля куда проще - не надо постоянно думать о его сохранении и поддержании, заодно можно сделать вид, что в каждом сезоне стиль новый. Представленные коллекции были хоть не дизайнерскими, но и не промышленными. В них не хватало элементов, которые делают серию массовой, не было соответствия колебаниям рынка. Повторить модели партией даже в 10 единиц невозможно. Модели хоть и скучные, но навязчивые. А может, потому и навязчивые, что скучные. Они хоть и не бросаются в глаза с первого взгляда, но, увидев второй раз, сразу вспомнишь ? точно, было, на неделе моды, не помню у кого. С другой стороны, уже в первый день Недель Моды возникло ощущение, что постоянно гоняют одну и ту же коллекцию. Хотелось сказать: а что-нибудь ещё будет? Ну, хоть на третий день? Действительно, полное ощущение, что меняется только имя автора, ни новых конструкций, ни новых деталей, ни предложений по ассортименту, ни способов отделки, ни украшений или аксессуаров, ни трансформирующихся элементов не было замечено, даже при пристальном пристрастном всматривании. А ведь были времена, когда европейские модельеры приезжали к нам за идеями. И наши художники раскрывали им все секреты, дарили идеи, не скрывали #творческих источников#. Вернувшись в Париж или Милан западные дизайнеры из одной нашей идеи развивали 10 своих вариантов, которых хватало на несколько коллекций. Плеяду же художников среднего поколения как будто все позабыли, но они умели и сейчас умеют трансформировать первоначальную идею так, чтобы она не набивала оскомину после пяти выходов, а оставалась актуальной в течение пяти лет. Удалось ли выявить причину: почему нынешние российские дизайнеры не хотят работать в полную силу. Как выясняется, многое является тому причиной, порой не зависящей от них. Но есть одна, от нее нужно избавляться каждому и самостоятельно: лень, которая мешает напрягаться ради генерирования идей, создания серии, ради разработки коллекции. Мы почиваем, но не на лаврах, а на мякине. Колос с русского поля скосили, обмолотили, зерно увезли, смололи, из муки испекли хлебов. Только не наши, а западные художники. Намазали наш хлеб нашим же маслом, то есть набили банки нашими денежками. А русские авторы продолжают почивать на пустых стеблях, и воображать себя модельерами. Недели моды прошли. Как и в предыдущие сезоны, они были похожи на благотворительные балы: вечером все веселятся, а утром не могут вспомнить, по какому поводу собирались. Однако, и само сознание коллекций, но и организация показов - дело непростое и длительное. И очень важно именно сегодня, что художники, не смотря на все трудности и проблемы, не смотря на то, что работать в индустрии моды весьма сложно, даже более чем, возлагают на себя большой труд и большую ответственность - стараются создать произведения искусства. Потому что мода - настоящее искусство, так пусть оно скорее возвращается на новую спираль творчества. Наталья Молодцова, художник-модельер | |
Категория: СТАТЬИ | | |
Просмотров: 1151 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |