Главная » Файлы » СТАТЬИ |
Индустрия моды в условиях рыночных отношений
11.04.2008, 00:20 | |
Индустрия моды в условиях рыночных отношений Молодцова Наталья Анатольевна Статья написана для журнала "Мода. Маркетинг. Дизайн" Индустрия моды в условиях рыночных отношений Мода и промышленность. Искусство и ремесло. Творчество и механизация. Что общего и отличающего между этими понятиями? В чем суть искусства и в чем задача ремесла? Зачем покупать предметы искусства? Для чего механизировать производство? Должно ли искусство приносить прибыль? Важно ли для многотысячного серийного производства эстетическое начало? Что должно быть на первом месте ? красота, понятная избранным или красивость, доступная большинству? Эти и другие вопросы приходится ежедневно решать людям, которые в той или иной степени связаны с искусством, художественной промышленностью. О чем Вы думаете, проходя мимо витрин магазинов модной одежды? Прикидываете мысленно на себя какую-нибудь вещицу из висящих на стройных манекенах? Считаете сколько лет вам надо работать, чтобы купить пуговицу от костюма? Любуетесь своим отражением в витрине? Может быть, Вы вообще никогда не смотрите в витрины бутиков? А что такое бутик? Если это не порода лошадей и не новая диета, тогда что же? Это то самое вожделенное место постоянного посещения молодежи самых разных убеждений и уровня доходов, и современных бизнес-леди разнообразного калибра, и простых домохозяек, и профессиональных художников-модельеров. Каждый заходит в магазин с определенной целью, и находит там именно то, что ищет. И если понятно, зачем посещают такие места все остальные, то зачем это нужно художникам? Не заимствовать идеи, своих хватает. И не анализировать объемы продаж, для этого есть отдел маркетинга. А для того, чтобы быть в курсе последних тенденций, представлять, чем занимаются коллеги по цеху, а главное, попытаться представить, что делать дальше, в каком направлении развивать творческую мысль, чтобы и самому было интересно работать, и потенциальным покупателям понравилось. Ведь любая фантазия, оригинальная идея может оказаться непонятой, значит модель не будет продаваться, а это понесет за собой серьезные финансовые потери; а кроме того, сама идея, которая была весьма удачной, оказывается невостребованной. Впрочем, известны случаи, когда модели, повторенные через несколько сезонов после неудачного внедрения, имели успех. И задача маркетологов - как раз понять то, что потребители не готовы воспринимать конкретную идею сейчас, и не пришло время запускать оригинальную модель. Поэтому в любой большой фирме, которая выпускает предметы одежды и аксессуары, помимо художников, всегда есть специалисты, которые анализируют каждую модель: пойдет - не пойдет; если дается прогноз на низкие продажи, то от модели приходится отказываться. На интуицию и фантазию художника полагаться нельзя. Если маленькое художественное ателье не рискует большими деньгами и может легко пережить несколько неудачных в этом смысле моделей, то там, где речь идет о тысячных сериях, риск весьма велик. Как же делаются прогнозы? Посещение выставок, ярмарок, семинаров - неотъемлемый и наиважнейший этап работы. На профессиональном сленге это называется собирание сплетен, но суть не имеет ничего общего с общепринятым пониманием этого выражения. Это просто сбор информации. Задача - не подслушивать разговоры специалистов, а прислушиваться к мнению обывателей; не подсматривать, что предлагают продавцы, а смотреть, что выбирают покупатели. Кроме того, профессионалам необходимо постоянно общаться со специалистами в смежных областях по профессиональным же вопросам. Анализ всей полученной информации дает возможность прогнозировать следующий шаг. Прогноз делается на все: на цвет, на конструкцию, на отделку и фурнитуру. Шнуры, бейки, канты, отделочная строчка, размер и форма карманов, длина раскепа - нет ничего, что не подвергалось бы тщательному анализу и обсуждению при разработке коллекции на будущий сезон. Даже преимущественный ассортимент просчитывается: если в предыдущем сезоне имелся спрос на футболки и тонкие блузки, можно уверенно утверждать, что в следующем будет неизменно популярен толстый свитер крупной вязки из натуральной пряжи природного цвета, с большими петлями и простым рисунком, похожий на любимый свитер, связанный бабушкой. Надо знать все, что делают конкуренты: что и как, из каких материалов и по каким ценам, их плюсы и минусы, прогнозы на будущее и статистика по прошлым сезонам. Их доходы и убытки. Что покупают и не покупают по размерам, цветам и конструкциям. Это вовсе не промышленный шпионаж. Отнюдь. Вся информация получается официально. К тому же, посещение магазинов одежды других фирм входит в обязанности как художника, так и маркетолога. И все знают и прекрасно понимают, что обойтись без сбора информации нельзя. Это неотъемлемая и важнейшая часть работы. Вся совокупность полученной информации позволяет разрабатывать собственные тенденции. Без этого невозможно никакое развитие на современном рынке; собственный потенциал фирмы зависит не только от сложности оборудования, профессионализма рабочих, чуткости художника к изменениям тенденций. Важно уметь вовремя почувствовать настроение покупателей, изменение спроса, динамику развития рынка, отслеживать новые технологии, разрабатывать новые лекала. Иначе придется всегда догонять, а не идти впереди, успевать сделать то, что стало популярным, а не предлагать свои идеи, подстраиваться под успешных производителей, а не подавать пример другим. Часто бывает, что какая-то модель продается только в одном цвете, но и ее не будут покупать, если не представить варианты в других цветах; или пользуется популярностью конкретная модель с молнией, но только если рядом висит подобная без молнии или с "перламутровыми пуговицами". Важно уметь понять, по какому принципу клиент делает выбор и не ошибиться, предложить именно то, что захотят видеть и носить покупатели. Ведь всем известно, что мнение профессионалов практически никогда не совпадает с мнением потребителей. Уловить баланс между спросом и идеями художника - задача сложная, но реальная, более того, необходимая. Таким образом создается иллюзия выбора при его отсутствии. Покупатель думает, что он выбрал лучшее, но выбора на самом деле и не было ? художник и специалист по маркетингу заранее просчитали, что будет продаваться, и ведут потенциального клиента единственной дорогой к покупке. Существует ряд проблем, которые необходимо решать стилистам и организаторам производства, например, принцип деления по размерам. В моделях маленьких и больших размеров очень трудно добиться хорошей посадки на фигуру. Поэтому производители предпочитают шить на стандартные фигуры. Что же делать остальным людям, которые тоже хотят красиво одеваться? Есть марки, которые специализируются на маловостребованных размерах. Эта однажды занятая ниша всегда останется практически без конкурентов. Но бывают случаи, когда модель смотрится только в одном размере, тогда все стальные из размерной сетки просто не производятся. Нет смысла делать то, что никто не купит, это принцип бизнеса, не больше не меньше. Не секрет, что модельер, марка, под которой он работает, стиль Дома моды, содержащего марку и стиль магазина, продающего модные вещи - неразрывные звенья цепочки, прочно прикованной к бумажникам обывателей. Как не секрет и то, что каждая марка и Дом моды занимается несколькими линиями - молодежной, авангардной, классической. Многие марки в начале развития обычно производят одежду на разные по доходам группы населения, но чаще всего, после нескольких лет работы производители стремятся занять свою нишу и никому ее не уступать. В нашей стране нет среднего класса, т.к. количество обеспеченных людей не достигает 10 процентов, поэтому велик разброс потребительских способностей населения. Таким образом, на каждую группу потребителей находятся производители и продавцы. Богатые люди посещают дорогие магазины. Бедные скорее пойдут на рынок, хотя всем прекрасно известно, что рыночный товар, прочем, как и в некоторых не самых дешевых магазинах, товар чудовищно некачественен. Креативная молодежь ищет полуподвальные магазинчики в узких кривых переулочках, где полусумасшедшие ищущие самореализации и жаждущие славы и признания молодые и начинающие художники приготовили для них полуподвальным способом сумасбродные вещицы весьма сомнительного назначения, которые почему-то называются одеждой. Скромные робкие барышни шьют сами. А что делать магазинам одежды бизнес- и эконом-класса, которые сейчас на каждом шагу? Угадывать желания людей. Угадывать и прогнозировать. Прогнозировать и настаивать. Настаивать на том, что это модно. Ведь если бы не объясняли полгода, что ультра розовый цвет в летнем сезоне будет самым модным, то никто бы и не подумал сметать одежду цвета "Унгаро пинк" с прилавков и из под них. Пропаганда и реклама помогают делать продажи. А специально обученные люди делают прогнозы. Мы существуем в информативном обществе, в котором информация - это все. Нет ничего важнее вовремя полученных сведений, нет ничего более ценного, чем владение знаниями, которых в данный момент больше ни у кого нет. В наше время на волне только тот, кто в курсе последних событий и ближайших прогнозов. За информацию платят во много раз больше, чем за исполнение любой работы, и продают Дома моделей прежде всего не вещи, сделанные руками, но образы, рождающиеся в информационном поле. По примеру журналистов и репортеров, которые всегда стремились первыми узнать и сообщить последние новости, все общество перешло на подобную систему отношений. Люди, которые занимаются модой и всем, что с ней связано, знают друг друга, постоянно общаются, обсуждают свои профессиональные проблемы, делятся опытом, проводят семинары и лекции. Один из таких семинаров, посвященный социальным и экономическим аспектам моды, поводился в конце апреля в рамках международной текстильной выставки "Индустрия моды" в Санкт-Петербурге. Специалистам необходимо все связанное с производством, модой, тенденциями услышать не только друг от друга, но и от профессионалов из других стран, чтобы не отстать от быстро развивающихся западных производителей. На упомянутом семинаре в упорядоченной форме было рассказано о необходимости грамотной рекламы, верного прогнозирования, последних тенденциях на западе в производстве модной одежды, а так же на выставке можно было познакомиться с ассортиментом различных предприятий текстильной и легкой промышленности, технологиями, материалами, красителями и всевозможной продукцией, производимой в России и ближайшем зарубежье. Именно так и не как иначе должно проходить общение профессионалов, именно так можно получить всю совокупность информации, необходимую для работы. Ежегодно проводимые выставки в Москве, хорошо знакомые всем специалистам в области текстильной промышленности, служат той же цели. На таких выставках люди знакомятся, налаживают новые контакты, ищут новые рынки сбыта: все это необходимо для дальнейшей успешной работы. Помимо одежды, каждый Дом моды создает "предмет культа" в каждом новом сезоне. Без этого теряется интерес к марке. Сумочка, ремень, галстук - что угодно может стать предметом культа. И никогда не повторяется цвет и назначение предмета. "Кольца и браслеты, шляпки и жакеты", обувь и аксессуары - разве есть смысл создавать ажиотаж вокруг каблучка? Оказывается есть. Как только потребитель привыкает к тому, что сумочка на молнии хит сезона, ему предлагается заколка со стрекозой. Как только перестали покупать повально ремни из крокодиловой кожи, начинают навязывать галстук с изображением "башен-близнецов". Для чего? Для прибыли. Обычно покупатель не задумывается о том, что он не может жить без модной безделушки. Заставить его поверить в необходимость приобретения кошелечка на три монетки или колечка на мизинец правой ноги - задача рекламы. А придумать новинку на следующий месяц - задача креативного художника. Такой специалист есть в каждой фирме. Ведь именно на аксессуарах марка зарабатывает деньги. Не дорогая одежда приносит прибыль, но сумочки и духи, безделушки и косметика, ремни и галстуки, туфельки и шарфики выпускаемые под именем Дома моды. Сейчас производителей и продавцов одежды стало слишком, слишком много. Конкуренцию выдерживают только крупные концерны. Или объединившиеся под одной маркой бренды. Люди не перестали одеваться, но эксклюзивные модели делаются только по заказу в течение нескольких месяцев; и, хотя и стоят очень дорого, но не дают стабильного дохода, который мог бы компенсировать расходы на содержание марки по всей стране и за ее пределами. Конкуренция на рынке сбыта невероятно велика. И выжить поодиночке и остаться на волне с каждым годом все сложнее. Поэтому все чаще в последнее время происходит слияние нескольких марок в одну. Или просто большой холдинг скупает мелкие и средние фирмы. Выбор у них не велик - разориться либо влиться в единый поток с такими же претендентами на банкротство. Думаю, не многие предпочтут самоуничтожение в виде разорения слиянию. Кроме того, крупным именитым маркам тоже невыгодно иметь большое количество конкурентов, каждый из которых может приносить доход в общую кассу, а не в свою собственную. К тому же, так проще и дешевле давать рекламу, выгоднее проводить совместные акции и проще следить за другими крупными концернами. О монополии на производство одежды в наше время говорить смешно. В эпоху глобализации, когда весь мир опутан паутинами: глобальной сетью Интернета, ресторанами быстрого питания, вокруг нас стандартные дома, мебель, машины, и люди стали одинаковыми, они носят одежду, которая делает их похожими друг на друга, повальная стандартизация во всем лишает людей индивидуальности. Но, несмотря на это, нет и никогда не будет у этих, даже объединенных марок "универсальности", то есть невозможно комбинировать в одном комплекте детали одежды разных фирм. Подобно тому, как в автомобилях, где внутренности под капотом одинаковые по назначению отличаются друг от друга ровно настолько, чтобы нельзя было поставить деталь от "Волги" на "Жигули". Точно такой же принцип соблюдается и в одежде. Несмотря на провозглашенную комбинаторность, невозможно надеть на себя брюки и блузку от разных производителей одновременно. Даже без художественного образования ясно, что выйти в таком виде хотя бы за пределы примерочной нельзя. Несоответствие цвета, тона, пропорций и отделки обыватель, конечно, объяснить не сможет, но интуитивно почувствует. Только это помогает фирме удерживать клиентов. Если в шкафу много вещей одной марки, то их владелец неизменно опять придет в тот же магазин, потому что больше ничего подходящего к уже имеющемуся, в другом магазине он подобрать не сможет. В противном случае, придется обновить весь гардероб. Производители и продавцы делают все, чтобы клиент совершил покупку. Интерьер важен не меньше, чем товар. Атмосфера магазина должна привлекать, она всегда рассчитана на определенный круг покупателей. А ассортимент и стиль оформления должны соответствовать вкусу потенциальных клиентов. Кто-то привлекает покупателей, устраивая в магазине уютное кафе. При этом можно предлагать бесплатно кофе тем, кто сделал покупку, или наоборот, выпитая чашка кофе дает скидку на одежду. В магазинах неформальной молодежной одежды создается соответствующий антураж, там вечно накурено, хоть топор вешай, грохот музыки оглушает, посетители пьют пиво, а одежда просто небрежно разложена на спинках кресел. Магазины авангардной одежды устраивают на стенах сменные экспозиции авангардных же художников, да и картины здесь можно купить. Выставку меняют достаточно часто, чтобы клиенты постоянно заходили посмотреть на новые экспонаты. Посмотрят на картины, да и купят одежду, так, под настроение. Магазины, продающие купальники и все для летнего отдыха насыпают горы мягкого песка на пол и в витрины, разбрасывают ракушки; всегда играет соответствующая успокаивающая "музыка моря", приглушенное синее освещение настраивает на мысли об отдыхе на берегу. Таких, кто ушел без покупки еще не было. Магазины мужской одежды вешают фотографии полуодетых красивых женщин во всю стену, чередуя их с зеркалами, причем не только в примерочной, а по всему периметру, чтобы клиенты могли не отходя от кассы полюбоваться собой и представить, какое впечатление они будут производить на представительниц прекрасного пола. Для успешной продажи товаров обычно приглашаются специалисты, которые, используя знание психологии и рынка спроса, оформят магазин так, чтобы добиться максимальных продаж. Навязанный стандарт 90-60-90 не дает покоя покупателям всех размеров. Для того чтобы каждый себя чувствовал стройным, и, соответственно, молодым, в магазинах вешают зеркала, которые явно "стройнят". Если в детстве все ходили в несмешную комнату смеха с кривыми зеркалами, то теперь это переродилось в несмешное возвращение домой с покупками. Человек, примеряя дома обновки перед обычным зеркалом, видит не только недостатки своей фигуры, но и явный обман - вместо новой вещицы, которая украшает и поднимает настроение, человек видит нечто, совершенно несоответствующее тому, что было куплено в магазине. Кривое зеркало сделало гримасу - только что купленную вещь невозможно носить, как выяснилось перед таким родным домашним зеркалом, а надеть нечего ? надо снова идти за одеждой в магазин. Возможно, в тот же самый. Тем более, что все купленные модные новинки прослужат не больше полугода. Раньше каждая вещь производилась на века. Один пиджак носили по 20 лет. Человек женился, отправлял сына на выпускной и уходил в последний путь в одном и том же пиджаке. Во всем и всегда ценилась добротность. Теперь качество по прежнему важно, но люди приучены к тому, что вещь не может носиться много лет. И дело не в том, что одежда плохо сшита или некачественный материал скоро снова превратится в волокна, хотя, к сожалению, и это не исключается. Повсеместно внушается мысль, что через год любая новинка будет явно не модна, причем настолько, что ее невозможно будет надеть. Даже вечно модная мужская классика в каждом сезоне отличается своей "фишкой". То на классическом костюме по борту двойная отстрочка оранжевой ниткой, как на джинсе, то на правой полочке два кармана с клапаном один под другим, то на левой полочке нет "листочки" на груди, то пуговицы простые деревянные или наоборот, очень дорогие, с камнями, из драгоценных металлов. То клетка, то полоска. То елочка, то жаккард. То однотонный, то с пестринкой. Две или три пуговицы. Однобортный или двубортный. Прилегающий или прямой. Вариантов неисчерпаемое множество. То же самое и с брюками, и с рубашками. А зачем? Затем, что если не навязывать покупку нового костюма каждый сезон, производитель просто разорится. Простой служащий может, если захочет, носить один и тот же пиджак пять лет, пока его не засмеют коллеги. Но человек, работающий в серьезной фирме, не может не следить за новинками моды. Не говоря уже о руководителях. Женщинам тем более необходимо быть в курсе модных направлений. Миллионер может позволить себе ходить в потрепанных кедах, но у него вы непременно заметите "Ролекс" на руке и золотую авторучку стоимостью несколько тысяч долларов во внутреннем кармане видавшего виды пиджака. Но бизнесмен средней руки обязан не только знать модный цвет и форму, но и каждый сезон менять обувь, визитницу, солнцезащитные очки, часы, ремни, галстуки, диски на колесах автомобиля и жену. И все это потому, что назойливая реклама настойчиво напоминает, что необходимо обновлять гардероб, стиль, имидж. Только это является задачей рекламы. Действительно, продается не одежда, а имидж. Не предметы гардероба, а образ жизни. Не аксессуары, а престиж и успех. Человек покупает не зубную щетку, он хочет приобрести белозубую улыбку. Не пакет сока, а свободу выбора. Не мобильный телефон, а внимание женщин. Покупая дорогую одежду, клиент хочет получить благополучие и уверенность в себе. Поэтому в рекламе престижных марок одежды показывается, что человек, выходя из дорогого отеля, садится в дорогой автомобиль. И при этом трудно рассмотреть, во что он одет. Как раз это и не имеет значения. Важно создать образ. Образ богатого успешного человека, который, как ясно из контекста, выбрал предлагаемую марку. Однажды показанный в рекламе мирно спящий малыш и сопровождающий текст "С нами Ваш ребенок всегда будет счастлив" навсегда убедит любящих родителей всегда тратить в этом магазине многозначные суммы на любимое чадо. Для производителя имидж - это все. И если для имиджа необходимо содержать собственный бутик на самой дорогой улице города, причем каждого крупного города, фирма будет это делать. При этом понятно, что от такой политики только одни убытки. Никогда ни один бутик не приносил и не принесет дохода. Недоступно дорогая одежда, покупается которая крайне редко именно в силу своей цены, никогда не приносит прибыли, никогда не окупит аренду, оплату налогов, зарплату и прочего. Но не содержать эти магазины означало бы подписаться в своей несостоятельности. Бутик нужен не для прибыли, а для престижа. Да и не одежда приносит прибыль, как это было сказано. А как еще марка может заработать деньги? Продавать лицензии на производство товара под своим именем. Если Дом моды существует на рынке 10 - 15 лет, то вполне можно передать некоторые полномочия другим. Открывать дочерние компании можно, но хлопотно. Есть способ проще, дешевле, удобнее и быстрее. При большом количестве ассортиментных групп, некоторые из них можно доверить производителям для исполнения. Например белье, купальники, майки, бижутерия, колготки, галстуки, ремни, кошельки и прочие изделия, которые, безусловно, нужны потребителю, вполне могут производиться другой фабрикой при условии соблюдения технологии. Фирма продает производственному предприятию лицензию, дающую право выпускать их изделия, передает технологию изготовления, лекала и все необходимое. При этом все затраты и проблемы, связанные с производством, решаются производителем, а большую часть прибыли получает марка. Можно купить одинаковые фирменные изделия в разных странах, и обнаружить, что они весьма отличаются по обработке, материалам; это обусловлено именно тем, что производители, вопреки договоренности, экономят на материалах. Многие модельеры, стараясь подстраховаться, занимаются сторонним бизнесом: вкладывают деньги в отели, рестораны, курорты, выращивание и продажу цветов. Понимая, что моделирование уже не может приносить столько же денег, как и 20 лет назад, при современной пресыщенности рынка, необходимо иметь дополнительный источник дохода. Для того чтобы максимально сократить расходы и увеличить прибыль, производители идут на все. И главное в погоне за прибылью правильно рассчитать и просчитать все ходы на несколько лет вперед. Факторы, которые индивидуальны в каждой стране, такие как развитие экономики важно учитывать, но есть вещи, от которых зависит даже технология производства. Например, в странах, где рабочая сила очень дорогая, производители стремятся максимально сократить количество людей, задействованных в производственном процессе. На трикотажных предприятиях привлекают одного художника и одного технолога-диссинатора, этого вполне хватает на все технологические операции. На таком производстве стремятся максимально автоматизировать процесс. Поскольку современные вязальные машины способны творить чудеса в буквальном смысле, любая фантазия художника может быть воплощена. Если несколько лет назад всегда приходилось искать компромисс между желанием модельера и возможностями оборудования, то сегодня художник рисует эскиз и машина через полчаса выдает полностью готовое изделие. А чтобы не платить зарплату дополнительному рабочему, пришивающему маркировку к изделию, машину программируют так, что она сама вывязывает ярлычок с названием фирмы, составом пряжи и условиями химчистки. Сейчас даже разрабатываются машины, которые сами упаковывают изделие в отдельный пакет и запечатывают его. В странах, где рабочая сила дешевая, производители идут по другому пути. Вяжут полотно и выпускают изделия кроеного трикотажа. Им гораздо дешевле обходится держать технологов, закройщиков, швей. Но это позволяет значительно увеличить производительность. Так как машины полного цикла имеют выработку несколько сотен изделий в сутки, продукция, полученная этим способом, в несколько раз дороже кроеной. Изделия, выполненные нерегулярным циклом, то есть скроенные по лекалам, значительно дешевле, поскольку их выпуск составляет несколько тысяч в сутки, в зависимости от количества машин. В странах Восточной Европы стараются играть с поверхностью и фактурой трикотажного полотна. Используют пряжи преимущественно смесовых волокон, которые имеют различную спецотделку: ворсование, валку, секционное крашение, неравномерную крутку, проборку гребенок и роспуск петельных столбиков и т.д. все это позволяет обогатить поверхность трикотажного полотна. В странах Западной Европы используют гладкое полотно с машин высокого класса, очень тонкое и пластичное, в основном, без отделки полотна, делая акцент на конструкции и отделке самого изделия. Подводя итоги, важно отметить, что современные модельеры, выпускники ВУЗов, художники по образованию, зачастую просто не умеют рисовать. Сейчас, к сожалению, появилось слишком много коммерческих учебных заведений, в которых обещают подготовить художников. Приходится констатировать, что педагоги, часто пришедшие из других областей преподавания, сами не очень хорошо представляют, чему и как они должны учить. При выпуске вчерашним студентам присваивают престижную специальность "дизайнер" или "стилист". Во время обучения в таких учебных заведениях умения рисовать никто у студентов не требовал, более того, частенько художественным навыкам никто и не учил. Каждый студент самостоятельно осваивает на компьютере несколько программ, которые позволяют справляться с задачей изображения. Знания законов композиции ждать не приходится от таких специалистов. Рисуют они, исключительно пользуясь "мышкой" и графическим планшетом. А в перспективе - автономное рисование компьютера без художника при помощи программы типа "Аарон". Передают эскизы по Интернету, показы мод смотрят через спутниковую тарелку или на web-сайтах, общаются через программу ICQ, встречаются в чатах, новости получают через мобильную связь. Любую модную новинку можно заказать по Сети. В сегодняшнем виртуальном пространстве, в котором мы все оказались, всё существует исключительно в нашем воображении. Виртуальным становится время, пространство; расстояние сжимается в доли секунды, время смерзается в микроны. Всё вокруг становится иррациональным, нереальным, несуществующим. Пространство вокруг нас заворачивается и замыкается на себя, как лента Мёбиуса. Уже давно не спрос рождает предложение, но наоборот - покупатель удовлетворяет потребности производителя, да и сознание уже давно определяет бытиё. Бывает все труднее отличить настоящее от кажущегося. Торговля виртуальным великолепием имиджа может обернуться виртуальным "новым платьем короля". Ведь в моде совпадают понятия "казаться" и "быть". Главная задача моды - продемонстрировать собственный достаток, социальный статус, принадлежность к определенной религиозной группе и т.д. Одежда - это всегда текст, информация о его носителе или, основываясь на механизме подставного потребления - о члене семьи. По одёжке встречают. В современном обществе тотальных угроз и мода часто строится на страхе. На страхе оказаться в изоляции от предпочитаемой социальной группы. Тот, кто не участвует в гонке, рискует оказаться на обочине. Реклама атрибутов современного преуспевающего человека одновременно внушает страх, что не приобретший этих "необходимых" деталей, окажется вне группы преуспевающих людей. Если же человек с низким уровнем доходов приобретает заведомо ненужную ему дорогую вещь, чаще не столько дорогую, сколько кажущуюся дорогой, тем самым он демонстрирует себе и окружающим, что он пусть не на много, но приблизился к более обеспеченному слою населения. Тем самым, удовлетворяются некоторые амбиции и приобретается уверенность в себе. А стоящие на высоких ступенях социальной иерархии стараются максимально отстраниться от стремящихся уподобиться им людей из низких социальных страт. Супер-дорогие элитные вещи, которые явно недоступны низшим кастам, позволяют чувствовать себя избранными - на этом уровне потребления отменяется универсальный принцип моды, здесь можно не казаться, а быть. Тем более, что и выпуск таких вещей бывает строго регламентирован. Стремление жить не по средствам, приобретая дорогие изделия, может украсить тело, но быть скорее губительны для души. Ибо сказано в Писании, что попечение о плоти не должно превратиться в похоть. Одежда должна быть необходимой, а не излишней. Но маховик моды запущен, и глупо пытаться его остановить. Он вращает некую машину, которая в современном мире зачастую вытесняет само творчество в моде, становящейся механистичной даже в самых экстравагантных, эпатажных, экспериментальных моделях. Превращается из искусства в ремесло. Человек, покупающий "актуальные" вещи, не просто приобретает "слишком много искусства, больше, чем его надо", но, напротив, окружает себя бездуховными, лишенными образности изделиями, даже если они эксклюзивны. Этому способствует и дальнейшее смещение креативной функции от художника к информационнику. Однако, подлинные художники-модельеры продолжают работать в соответствии с принципами настоящего творчества, не всегда "попадая" в русло коммерчески обусловленных тенденций. И благоприятное разрешение ситуации возможно в полярных стратегиях. С одной стороны, в русле глобализации вероятна мудрая стратегия крупных корпораций, стремящихся сохранить творческий потенциал модельеров и творческую среду в отрасли, а также потребителя, готового по достоинству оценить творческий характер изделий. С другой - неослабевающая тяга к рукотворности, спрос на hand-made, которая в мире высокой моды и прет-а-порте будет провоцировать авторскую индивидуальность, а не ремесленно выполняемый и вполне ожидаемый очередной "невероятно смелый", просчитанный в маркетинговых отделах пассаж моды. Задача настоящего искусства - наполнять мир красотой и духовностью. Талантливые художники, в том числе и модельеры, и в наше время стремятся максимально обогатить свои произведения, сделать прекрасным мир вокруг. Истинное искусство никогда не исчезнет, оно всегда будет рядом с нами. Наталья Молодцова, художник-модельер | |
Категория: СТАТЬИ | | |
Просмотров: 1017 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |