Главная » Файлы » СТАТЬИ

Работа над иллюстрацией на обложку книги.
30.03.2008, 11:25
Работа над иллюстрацией на обложку книги.
 

В благодарность старым иллюстраторам, которые в свое время откровенно поделились своими секретами, я решил написать эту статью. Только о том, что делаю и какие знания применяю на практике.

Мастер-класс первый.
Выбор сюжета.



Сюжет иллюстрации на обложку книги должен соответствовать литературному жанру. Покупатели не поймут, если для бандитского романа выбрать сюжет с постельной сценой, а для любовного романа – сюжет с погоней и перестрелкой. Реализаторы тем более вам этого не простят.

Хорошо найти сюжет, в котором иллюстрация вместе с названием книги приобрела бы особый символический смысл.

Выбирайте острые, конфликтные сюжеты.




Работа над эскизом.


Эскизы рисую шариковой ручкой на писчей бумаге. Эту привычку я приобрел в детстве, посещая общеобразовательную школу.
Самое главное - придумать «изюминку», или как говорил мой первый издатель: «В каждой иллюстрации должна быть интрига».
Вот ряд задач, которые я могу решать в работе над эскизом:
1. какие актеры будут играть в моей иллюстрации;
2. во что они будут одеты;
3. какие предметы и какие декорации помогут раскрыть образ героев;
4. как при помощи света, тени и цвета расставить нужные мне акценты;
5. с какого ракурса я буду наблюдать за, разигываемой передо мной, мизенсценой и каким планом – близким или средним все это завпечатлеть. (Надо отметить, что панорамный план годиться только на четвертую сторону обложки).

Принято считать, что взгляд героя с обложки должен встречаться с взглядом покупателя. Это притягивает. В начале своего пути так и делайте. Когда станет скучно, попробуйте сделать все наоборот. Одно должно быть неизменным - обложка должна завораживать.

Для того, чтобы заработать деньги иллюстратору приходится угождать заказчику.
Но при этом очень важно не забывать об авторе и читателе. Погрузитесь в среду обитания героев. Изучите эпоху: одежду, технику, мебель, и пр.
«НЕ ЛЕНИСЬ» - говорю себе постоянно.

Выбор «актеров» на роль героев иллюстрации.


Каждый герой иллюстрации должен иметь как можно больше индивидуальных черт.
Моей главной моделью является моя жена. Женщины и мужчины, худые и толстые, грациозные и угловатые – все это я рисую с нее. Бывает, что пользуюсь непрофессиональной натурой. Желающих много. Но иногда и мне приходится побегать за моделью. Среди них есть очень занятой начальник (Пиранья) и специалист по историческому фехтованию (Сварог).
Мои натурщики не позируют, а скорее разыгрывают этюд на заданную мной тему, исключительно ради «момента истины». Я люблю фантазировать на чистом листе бумаги, но особую радость испытываю, когда удается подсмотреть в жизни ту правду, которая будет волновать и моего зрителя.

Костюмы. Бутафория. Декорации.


В 2001году, работая над собранием сочинений Жульетты Бенцони, я брал костюмы на прокат в ТТЦ «Останкино».

Сейчас обхожусь своей «коллекцией». Так моя жена, сидя на тренажере для пресса, в сером вязаном свитере, в мотоциклетной каске на голове – позировала Юрия Долгорукого на белой кобыле, в кольчуге и в остроконечном шлеме.
Декорации до 2000 года собирал в блокнотах в виде набросков или в виде журнальных вырезок в папках. Цифровой фотоаппарат положил конец этой практике. Старшие художники сильно ругают меня за это. Но что есть, то и есть.


Мастер-класс второй.
Выбор освещения.


Условный свет и условная тень.


В средние века европейские художники чаще рисовали по воображению.
В их мировоззрении - все то, что было создано Творцом, излучало свет. А тень обволакивала все сотворенное, подобно злу и искушениям.
Метод, в котором работали средневековые художники, словно иллюстрировал этот взгляд на бытие. После нанесения рисунка на белую основу, необходимый тон набирался постепенно тонкими полупрозрачными мазками (цвета умбры коричневой). Даже в самых темных местах, из-под глубины многослойных лессировок светилась белая основа. Цвет вводился на самой последней стадии работы.
В настоящее время, подобный взгляд на природу света, я использую в иллюстрациях на обложку к детской литературе или к ироническим детективам.


Рассеянный свет.


Леонардо да Винчи один из первых, кто стал экспериментировать с источниками освещения. Особое предпочтение он отводил рассеянному, «сумеречному» свету. Окна в своей мастерской художник завешивал шторами. Своим ученикам он советовал рисовать не модель, а воздух, находящийся между художником и моделью, так называемое «сфумато».
Особенно выигрышной постановкой он считал, когда освещенная часть модели контрастировала с более темным фоном, а ее темная часть с более светлым фоном. (Позже, многие художники поступали наоборот и делали это убедительно красиво).
Рассеянный свет особенно привлекает живописцев своим богатством цветовых оттенков.
Я только один раз использовал этот тип освещения, иллюстрируя исторический роман Ежи Дарваша «Победитель турок» в1993 году.


Резкий свет и резкая тень на темном фоне.

Караваджо, будучи реалистом, до последней червоточины в яблоке, использовал прямой источник освещения. Мастерская художника в Риме располагалась в просторном полуподвальном помещении. Резкий свет из окна или от факела ярко освещали модель, создавая густые собственные тени, которые часто сливались с темным, «пещерным» фоном.
Подобное освещение я чаще всего использую в иллюстрациях к мистике, ужасам или в иллюстрациях к отечественной современной были.


О том, как прямой и отраженный свет заставили тень удивительным образом лепить форму.


Питер Пауэл Рубенс, восхищаясь работами Караваджо, также начнет использовать прямой источник освещения. Вот только темный фон и густые тени никак не устраивали будущего короля живописцев и живописца королей. Рубенс со стороны тени установит отражатель. Собственная тень, словно зажатая между прямым светом и отраженным, преломлялась по форме модели и позволяла вылепить ее с большим пониманием.
Этот тип освещения был принят на вооружение всеми европейскими академиями художеств. Так что, вскоре его стали называть – «академическим».
Сегодня его чаще всего эксплуатируют фентэзийные иллюстраторы. И я заодно с ними, когда имею удовольствие работать в этом же жанре.


О том, как тень стала лепить форму под воздействием двух источников света: теплого и холодного».


Андерс Цорн в своей работе «Девушки в бане» (1906 год) осветил своих двух моделей двумя источниками освещения: холодным из окна и горячим из печки. Сколько жизни в игре теплых и холодных оттенков на мокрых блестящих обнаженных телах девушек!
С появлением цветного кино, в Голливуде этот тип освещения будут настолько часто использовать, что сегодня все, кто имеет дело со светом, называет его – «голливудским».
Этот тип освещения я чаще всего использую для работы над иллюстрированием обложек детективов.


Свет, проходящий через препятствие.


Свет, проходящий сквозь стекло окна, заливаемое дождем. Солнечный свет неглубоко под водой. Свет, проникающий сквозь листву деревьев. Свет, проникающий сквозь кружева тюли. Свет, проникающий сквозь цветной витраж. Сказочно! Романтично! Подобный свет украсит иллюстрацию обложки книги любого жанра.


Мастер-класс третий.
Цвет.


Цвет может развиваться от темного к светлому, от теплого к холодному, от насыщенного к нейтральному. Цвет может резко прекратить свое развитие, создавая тем самым контраст. И взгляд зрителя будет «блуждать» по поверхности изображения так, как вы его направите, используя эти особенности цвета.

В программе Photoshop довольно много настроек цвета. В то время как цвет имеет всего три характеристики: цветовой тон (hue), насыщенность (saturation) и яркость (lightness). Я расскажу только об их самых профессиональных настройках.
1. Цветовой тон (Hue) – особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра.
Его можно изменить параметрами Hue в цветовой настройке Hue/Saturation (Ctrl+U). Причем, если изменения происходят в режиме Master, то всегда есть возможность вернуться по цветовому кругу к изначальному положению, не потеряв ни одного пикселя.
2. Насыщенность (Saturation) – количество определенного цветового тона в данном цвете.
Регулируется параметрами Saturation в цветовой настройке Hue/Saturation (Ctrl+U).
3. Яркость (Lightness) – способность того или иного цвета отражать световые лучи.
Регулируется настройками Levels (Ctrl+L) или Curves (Ctrl+M). Обе для профессионалов, но мне больше нравиться Levels.
В обеих настройках есть параметры Input и Output.
Два крайних ползунка параметра Input увеличивают контраст изображения за счет затемнения самых темных цветов и осветления самых светлых, тем самым бесповоротно сокращая количество полутонов. Третьим ползунком, что находится посередине, мы можем сдвигать полутона в сторону темного или светлого.
Два крайних ползунка параметра Output уменьшают диапазон уровней яркости изображения за счет затемнения самых темных цветов или осветления самых светлых, тем самым бесповоротно увеличивая количество полутонов.

В программе Painter 8 существуют подобные настройки, но их убогость я наблюдаю еще с пятой версии.
Зато в Painter 8 есть более удобная, чем в Photoshop7 палитра Color, где цветовой тон представлен, как ему и полагается, цветовым кругом. Насыщенность, которая изменяется по горизонтали и яркость, которая изменяется по вертикали - представлены в треугольнике.


Мастер-класс четвертый.
О рисовании на компьютере.



Я рисую в программе Painter.
Цветовые настройки и монтаж изображения осуществляю в программе Photoshop. От в сей души желаю обеим программам взять друг друга на абордаж.

Под правой рукой у меня лежит планшет WACOM, формат - А5, купленный весной 2000 года. В руке графическое перо.
Моя любимая кисть – Acrylics, имитирующая плоскую щетинную кисть, почти как у Василия Сурикова.
Правой рукой очень часто меняю значение параметра «Feature» - «количество волосинок в кисточке» (мое толкование), в палитре «Property Bar».
В этой же палитре есть ценные параметры Bleed и Resat, чем, увы, обделен Photoshop. Они позволяют смешивать цвет «краски» на кисти с цветом «краски» лежащем на холсте. У меня эти параметры чаще имеют постоянную величину и равны Bleed - 61% и Resat - 44%.
Параметр прозрачности кисти(Opacity) в той же палитре «Property Bar» у меня всегда равен 100%. Для этого параметра на клавиатуре имеются свои значения клавиш от 1 до 0. Но я ими не пользуюсь.
Когда рисуете на отдельном слое, следите, чтобы в палитре «Layers» была выставлена галочка в опции «Pick Up Underling Color». Иначе ваша кисть будет воспринимать прозрачные части слоя как белые.
Иногда своей работе временно придаю удобный наклон инструментом «Rotate page».
Часто рядом с рабочим файлом лежит файл, выполняющий функцию палитры.


Под левой рукой у меня лежит миниатюрная клавиатура. Не глядя на нее, я «жму» на следующие клавиши:
Alt – «пипетка»,
Пробел – перемещение,
Ctrl + плюс – приблизить изображение,
Ctrl + минус – уменьшить изображение,
Ctrl + ноль – изображение во весь экран,
[ – уменьшить размер кисти,
] – увеличить размер кисти,
Ctrl + S –сохранить изображение,
Ctrl + Shift + S –сохранить изображение как,
Enter – в знак полного согласия,
Ctrl + Z –шаг назад,
V – переход в режим черчения,
B – возвращение к режиму рисования.




Мастер-класс пятый.
О скорости.


Зрителю и в голову не придет мысль о том, как быстро художник нарисовал ту или иную работу. Он судит - насколько хорошо она сделана. Но, работая в издательстве важно уметь сдать работу в отведенный срок. Над книгой трудится целый коллектив. И если ее снимают с плана по чьей-то вине – это всегда неприятно.
Первую свою обложку, в 2001 году, я делал более месяца. Но уже с 2002-го и по 2003 год – я ежемесячно выдавал до двенадцати работ. В тех работах было больше цифровой фотографии. Рисования меньше. За счет этого и скорость высокая. Такого плана обложки, как правило, держаться на оригинальной идее. Так что пришлось «поскрипеть мозгами». С 2004 года и по настоящий день я рисую шесть иллюстраций для обложек книг в месяц. Иногда хочется «посмаковать» картинку, как в старые добрые времена.



О гонорарах.

1. Тарифная сетка утверждается «заказчиком» (владельцем издательства, советом директоров, коммерческим директором и т. д.). Важно знать утвержденные расценки на оформление обложек книг.
2. За работу с вами «посредник» (главный художник, художественный редактор, коммерческий агент и т.д.) берет положенный ему процент. (Обычно - 15%). Вы должны знать и об этом. (Вначале своего творческого пути, хорошему «посреднику», за грамотно спланированную и бесперебойную работу, с соблюдением всех авторских прав, я не пожалел бы и 20%).
Если от вас скрывают, выше изложенную информацию, то это значит, что люди, с которыми вы работаете, вошли во вкус делать деньги на вашей скромности и вашем таланте.
Если «посредник» проявил свой крайний интерес к вашему творчеству, не стесняйтесь получить все 100%.
Если на вас вышел сам «заказчик», способный пересмотреть потолок тарифной сетки – пусть меняет. Вы об этом ни кому не расскажете.
Если вы всю жизнь мечтали об этом заказе и не смогли этого скрыть, а у «посредника» много претендентов, помимо вас – то приготовьтесь положить себя на алтарь искусства, обогатив вашего благодетеля.
Вот такой рынок.



Иллюстратор Вячеслав Люлько.

Категория: СТАТЬИ | Добавил: ivan
Просмотров: 1338 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]