Главная » 2008 » Сентябрь » 19 » Енё Барчаи Анатомия для художников
00:38
Енё Барчаи Анатомия для художников
Енё Барчаи "Анатомия для художников"

"Ене Барчаи - профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Эта книга - результат его многолетней педагогической деятельности.
Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности", - так написано в аннотации к книге. Художники выражают разные мнения по поводу этого учебника. Теперь у вас есть возможность изучить анатомию в интернете и составить свое мнение.
Книга сканирована с издания: Е. Барчаи. Анатомия для художников. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Серия "Классическая библиотека художника".

Е.Барчаи об анатомии в целом и о своей работе над книгой
Анатомия - учение о строении человеческого тела и, в частности, о строении костей и мышц - является необходимой основой всякого искусства, предметом которого служит сам человек. Только владея этим учением, можно сознательно наблюдать разновидности телосложения, пропорций, движения человека и даже разнообразие выражения чувств; только пользуясь основами анатомии, мы можем передать не только спокойную неподвижную фигуру человека, но и едва уловимые глазом мимолетные движения, тонкие нюансы выражения лица. Без знания анатомии невозможно по поставленный перед нами модели художественно отобразить кратковременные изменения движений тела и лица.
Для художника тело человека является прежде всего зрелищем: его глаз осматривает все, что можно обнаружить на этом теле. Поэтому он изучает анатомию не как врач, а как художник. Он должен прежде всего ознакомиться с видимой на поверхности тела или работающей непосредственно под поверхностью системой костей и мышц. Знание анатомии сердца, легких, печени и т.д. для художника является важным только с точки зрения общего образования, но не с точки зрения искусства. Поэтому в данном руководстве, предназначенном для художников, и не описаны внутренние органы. Часть сосудистой системы, правда, видна и на поверхности тела, но в ее строении отмечаются столь резкие индивидуальные различия, что изучать их, по нашему мнению, следует специально в каждом отдельном случае.
Кости и мышцы человеческого тела образуют сложную систему, в которой самое незначительное движение влияет на все строение в целом, изменяя картину движений, равновесие, игру форм. Поэтому я старался, соблюдая целесообразную очередность, указать на общие связи и при изложении отдельных частей. По этой же причине я не мог использовать фотографические снимки, потому что снимки не передают того, что видит человеческий глаз, выделяя существенные и характерные черты и отодвигая на задний план менее важные: снимок лишь бесстрастно фиксирует картину, попадающую в объектив фотоаппарата.
Настоящая работа касается главным образом анатомии взрослого, здорового человека. Я старался широко использовать опыт прошлого. так, мне очень помогали наблюдения Мольера "Пластическая анатомия" (Plastische Anatomie, 1924); далее я пользовался "Художественной анатомией" Рише (Anatomir Artistique, 1890). Первая представляла ценную помощь при анализе движений, а вторая - при изложении строения костей и мышечной систем. Труд Рише, между прочим, стал чем-то вроде канона для всех напечатанных с тех пор произведений по анатомии для художников.
При решении отдельных частных задач, кроме упомянутых выше книг, я использовал "Пластическую анатомию" Кольмана (Plastische Anatomie, 1928), "Анатомический атлас" Тольда-Гохштетера (Anatomischer Atlas, 1948), "Атлас описательной анатомии человека" Соботта (Atlas der descriptiven Anatomie des Menschen, 1903-1907), "Анатомия и гистологию человека" Г.Михайловича (1898), "Описатльную анатомию человека" К.Крайзе (1881), а также богатый опыт К.Тельешницкого и Б.Секей. Большую помощь оказала мне "Систематическая анатомия" Ф.Киша (1951), особенно при разработке теоретической части.
Я выражаю глубокую благодарность моим друзьям - художникам и скульпторам, которые в ходе работы оказали действенную помощь своими ценными советами.

Вы можете скачать архив "barchai.rar" с 20-ю большими рисунками из "Анатомии" (554 Kb).

Голова
 

Рука

Пропорции тела

Пропорции взрослого Ребенок. 1 год. Ребенок. 5 лет.



Нога
>


Скелет и мышцы: в полный рост

Торс

Контрапост

Это применяемый в искусстве специальный термин означает положение равновесия, создаваемого из противоположных друг другу движений. При находящемся в контрасте теле важно положение осей частей тела.
Ось опорной конечности направлена наружу и кверху, ось тела направлена к согнутой ноге, что видно на рисунках. Если тело находится в контрапосте, собственного говоря, все оси тела сходятся, как это видно из рисунка. Совершенно иначе обстоит дело, если тело поворачивается вправо или влево, так как в этом случае оси частично удаляются друг от друга.
Если тело находится в контрапосте, то борозда, проходящая спереди по срединной линии туловища, имеет такой же изгиб, как и позвоночник.
 
 



Просмотров: 10497 | Добавил: ivan
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]